• Семинар EduTech

Инструменты сторителлинга: как выиграть конкуренцию за внимание? Сессия 50

22 сентября 2022 , смотреть запись

Первое, что приходит в голову при словосочетании «сторителлинг в обучении» — это герои и их истории. У них обязательно что-то сломалось или появились нетипичные задачи. Этот приём используют, чтобы студенты учились на ошибках героя и изучали материал курса в лёгком, вовлекающем формате. Часто сталкивались с подобным? 

Проблема в том, что ввести героя в обучение недостаточно, сторителлинг не ограничивается только этим приёмом. Нужно экспериментировать с разными жанрами и форматами историй, чтобы сюжет не превратился в эпизодическую и развлекательную пристройку к обучению, которая отделена от теории и практики.

На семинаре EduTech обсудили, как избежать эпизодического сторителлинга, какие бывают нестандартные приёмы построения историй для онлайн- и офлайн-обучения, из каких деталей складывается обучающий сюжет и как он влияет на восприятие и внимание.

Также эксперты рассмотрели следующие вопросы:

  • Зачем включать в серьёзный процесс обучения истории?

  • Как оживить персонажа истории и с его помощью придать обучению интерактивности?

  • Плейбек- и форум-театры: как сторителлинг может стать театром?

  • Какие ошибки чаще всего допускают начинающие сторителлеры и как их избежать?

Инсайты семинара

Зачем включать сторителлинг в серьёзный процесс обучения? 

  • Упаковать учебный материал в доступную форму и связать его с реальным опытом слушателей
  • Создать знакомую структуру и универсальный язык для передачи и запоминания информации
  • Придать обучению развлекательную форму и обращаться не только к когнитивному, но и эмоциональному и чувственному опыту слушателей
  • Выстроить доверительные отношения между участниками образовательного процесс
  • Развивать культуру соучастия в обучении

Евгения Рзаева о принципах сторителлинга

Истории в обучении не обязательно должны быть веселыми. Они могут быть сложными, тяжелыми и неприятными, главное — затронуть чувственный опыт аудитории. Сторителлинг создает новые образы, которые помогают слушателям лучше понять и запомнить учебный материал. Тем самым мы быстрее достигаем целей обучения.

Григорий Волчков об эпизодическом сторителлинге

В первую очередь методологу нужно понять, зачем использовать сторителлинг в конкретном обучении, что это даст слушателю. Не добавляйте инструмент просто ради инструмента: сторителлинг — не развлекательная пристройка. Проведите исследование аудитории, задайте уточняющие вопросы заказчику обучения. Например, сторителлинг помогает сделать абстрактный контент более предметным. Если в учебном материале много таблиц, графиков, они, упакованные в истории и ситуации, помогут быстрее вникнуть в содержание.

Маргарита Кирилова об ассоциативных персонажах

При создании историй и персонажей нужно хорошо изучить свою целевую аудиторию, провести глубинные интервью. Это нужно для того, чтобы создать персонажей, с которыми обучающиеся полностью бы себя ассоциировали. Когда персонаж доминирует над образовательным контентом — это ошибка. Только ассоциативный персонаж поможет выстроить грамотный сторителлинг, который станет эффективной частью обучения.

Татьяна Занозина о playback-театре

Методологу необязательно вплетать в обучение готовую историю. Используйте сторителлинг для развития партиципативной культуры, когда сами обучающиеся рассказывают истории друг другу для проработки ситуаций и достижения образовательных целей. Так в процессе обучения слушатели становятся не просто потребителями учебного материала, но и сами участвуют в его создании, обмениваются опытом.

Спикеры и их доклады
Спикер 1/5
Григорий Волчков

Нарративный дизайнер, руководитель контентного направления, Center-Game

Спикер 2/5
Маргарита Кирилова

Методолог персональных треков развития, Университет Управления Правительства Москвы

Спикер 3/5
Евгения Рзаева

Методлид, педагогический дизайнер, фасилитатор, образовательное бюро «Розетка»

Спикер 4/5
Татьяна Занозина

Руководитель направления, СберУниверситет

Спикер 5/5
Вячеслав Юрченков

Начальник центра развития образовательных технологий, СберУниверситет (модератор)

Вам есть что рассказать по этой теме и вы хотите стать спикером семинара? Заполните форму, и мы свяжемся с вами в течение трех дней.

Если у вас остались вопросы по поводу проведения семинара, бронирования мест или проведения прямой трансляции, напишите нам!

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования