Первое, что приходит в голову при словосочетании «сторителлинг в обучении» — это герои и их истории. У них обязательно что-то сломалось или появились нетипичные задачи. Этот приём используют, чтобы студенты учились на ошибках героя и изучали материал курса в лёгком, вовлекающем формате. Часто сталкивались с подобным?
Проблема в том, что ввести героя в обучение недостаточно, сторителлинг не ограничивается только этим приёмом. Нужно экспериментировать с разными жанрами и форматами историй, чтобы сюжет не превратился в эпизодическую и развлекательную пристройку к обучению, которая отделена от теории и практики.
На семинаре EduTech обсудили, как избежать эпизодического сторителлинга, какие бывают нестандартные приёмы построения историй для онлайн- и офлайн-обучения, из каких деталей складывается обучающий сюжет и как он влияет на восприятие и внимание.
Также эксперты рассмотрели следующие вопросы:
-
Зачем включать в серьёзный процесс обучения истории?
-
Как оживить персонажа истории и с его помощью придать обучению интерактивности?
-
Плейбек- и форум-театры: как сторителлинг может стать театром?
-
Какие ошибки чаще всего допускают начинающие сторителлеры и как их избежать?
Инсайты семинара
Зачем включать сторителлинг в серьёзный процесс обучения?
- Упаковать учебный материал в доступную форму и связать его с реальным опытом слушателей
- Создать знакомую структуру и универсальный язык для передачи и запоминания информации
- Придать обучению развлекательную форму и обращаться не только к когнитивному, но и эмоциональному и чувственному опыту слушателей
- Выстроить доверительные отношения между участниками образовательного процесс
- Развивать культуру соучастия в обучении
Евгения Рзаева о принципах сторителлинга
Истории в обучении не обязательно должны быть веселыми. Они могут быть сложными, тяжелыми и неприятными, главное — затронуть чувственный опыт аудитории. Сторителлинг создает новые образы, которые помогают слушателям лучше понять и запомнить учебный материал. Тем самым мы быстрее достигаем целей обучения.
Григорий Волчков об эпизодическом сторителлинге
В первую очередь методологу нужно понять, зачем использовать сторителлинг в конкретном обучении, что это даст слушателю. Не добавляйте инструмент просто ради инструмента: сторителлинг — не развлекательная пристройка. Проведите исследование аудитории, задайте уточняющие вопросы заказчику обучения. Например, сторителлинг помогает сделать абстрактный контент более предметным. Если в учебном материале много таблиц, графиков, они, упакованные в истории и ситуации, помогут быстрее вникнуть в содержание.
Маргарита Кирилова об ассоциативных персонажах
При создании историй и персонажей нужно хорошо изучить свою целевую аудиторию, провести глубинные интервью. Это нужно для того, чтобы создать персонажей, с которыми обучающиеся полностью бы себя ассоциировали. Когда персонаж доминирует над образовательным контентом — это ошибка. Только ассоциативный персонаж поможет выстроить грамотный сторителлинг, который станет эффективной частью обучения.
Татьяна Занозина о playback-театре
Методологу необязательно вплетать в обучение готовую историю. Используйте сторителлинг для развития партиципативной культуры, когда сами обучающиеся рассказывают истории друг другу для проработки ситуаций и достижения образовательных целей. Так в процессе обучения слушатели становятся не просто потребителями учебного материала, но и сами участвуют в его создании, обмениваются опытом.
Нарративный дизайнер, руководитель контентного направления, Center-Game
Методолог персональных треков развития, Университет Управления Правительства Москвы
Методлид, педагогический дизайнер, фасилитатор, образовательное бюро «Розетка»
Руководитель направления, СберУниверситет
Начальник центра развития образовательных технологий, СберУниверситет (модератор)
Вам есть что рассказать по этой теме и вы хотите стать спикером семинара? Заполните форму, и мы свяжемся с вами в течение трех дней.
Если у вас остались вопросы по поводу проведения семинара, бронирования мест или проведения прямой трансляции, напишите нам!
- Семинар EduTech
- Лекции и воркшопы
- Конференция «Больше чем обучение»
- Отдых в кампусе
- Семинары EduTech
- Demo Day EduTech
- Мероприятия (новые)