Каждый методолог должен быть немного продактом. Согласны? Представьте, что вы создали образовательное решение, но уверены ли вы, что попали в целевую аудиторию? что подходы и методы обучения, которые используете, ответят на ее запрос? что слушатели узнают про ваше решение и выберут его, а не уйдут к конкурентам?
Часто мы углубляемся в работу над качеством материалов, тогда как образовательная программа — это не только контент, но и продукт, конкурентоспособный на рынке и востребованный слушателем.Как спроектировать образовательную программу не «в стол»? Важно придерживаться продуктового подхода.
На семинаре EduTech рассмотрели стратегии проектирования обучения с помощью продуктового подхода, а также искали ответы на вопросы:
- Как найти золотую середину между классическим подходом к проектированию и образованием как продуктом?
- Какие типы продуктовых исследований нужно проводить и как часто?
- Как использовать в проектировании CJM и другие инструменты продуктового подхода?
- Как продуктовый подход помогает сделать результаты обучения измеримыми для слушателя и заказчика, а методологу понять — что конкретно нужно улучшить на программе?
Инсайты семинара
Какие отличия продуктового подхода от других моделей проектирования (ADDIE, SAM, CRAFT/ed) вы выделяете?
Варвара Егорова
Ничто не противоречит продуктовому подходу — многие этапы разработки совпадают. Главное, насколько организация, которая создает обучение, может ресурсно «потянуть» все этапы. Любая модель разработки при приземлении на практику меняется. Как говорится: «В сущности, все модели неправильны, но некоторые полезны».
Роман Боярков
Продуктовая разработка от проектной отличается подходом к образованию. В первом случае программа строится от потребностей человека, а во втором — от эксперта, заказчика.
Мария Болотская
Про отличие:
В продуктовом подходе точнее очерчены бизнес-метрики. Это ставит фокус команде разработки не только на образовательную ценность продукта, но и на его прибыльность, окупаемость.
Про сходство:
И в продуктовом подходе, и в проектировании чаще всего пропускают этап исследований. Во-первых, он трудоемкий. Во-вторых, есть важный психологический момент: разработчику трудно отказываться от своей идеи. Ему страшно, что на этапе исследования выяснится, что у целевой аудитории нет потребности в его продукте.
Филипп Гаврилец
Отличие продуктового подхода от проектного — количество ресурсов. Если мы понимаем, что продукт будет тиражироваться на большую целевую аудиторию и запускаться несколько раз, то стоит вкладывать ресурсы в разработку и уходить в долгое исследование. Соотнесите количество ресурсов и эффект, который хотите получить в итоге.
Этапы разработки образовательного продукта

И наоборот — при создании коротких программ или вебинара лучше пользоваться классическими подходами к проектированию.
Создание матрицы продуктов

Образовательный продукт, с точки зрения человека, — это ценностное предложение, которое помогает закрыть потребность с минимальными затратами сил и ресурсов. А потребности у человека есть всегда: даже если он закрывает одну, тут же возникает другая.
Выявить их помогают исследования и анализ целевой аудитории. На этих этапах определяется ценность, которая, если заложить ее в обучение, закроет ключевую потребность слушателя.
Важно продумать и выстроить цепочки, которые будут возвращать человека на ваши продукты снова и снова, как только у него будут появляться новые потребности.
Кандидат педагогических наук, преподаватель педагогического дизайна, НИУ ВШЭ
Руководитель Академии лидерства, СберУниверситет
Методический директор, руководитель лаборатории фиджитал-дидактики, Альтшу университет
Chief Talent Officer, школа инноваций и креативного мышления «ИКРА»
Начальник центра развития образовательных технологий, СберУниверситет (модератор)
Вам есть что рассказать по этой теме и вы хотите стать спикером семинара? Заполните форму, и мы свяжемся с вами в течение трех дней.
Если у вас остались вопросы по поводу проведения семинара, бронирования мест или проведения прямой трансляции, напишите нам!
- Семинар EduTech
- Лекции и воркшопы
- Конференция «Больше чем обучение»
- Отдых в кампусе
- Семинары EduTech
- Demo Day EduTech
- Мероприятия (новые)