В обучении не должно быть знаний, оторванных от практики. Методологи давно это признают, и тем не менее часто встречаются «знаниевые» программы, где практика организована неэффективно и ее не хватает слушателям. Как итог — вместо обучения и сформированных навыков мы получаем галочки о том, что слушатели ознакомились с материалом.
Главное показать, что все, что изучают слушатели, пригодится им в реальной жизни и деятельности. Так устроен наш мозг — ему важно взаимодействовать с полученной информацией и применять ее, иначе все забывается.
Сделать практико-ориентированную программу непросто: нужно понимать, в какой момент подкреплять теорию действием, сколько практики должно быть в обучении, как подобрать практические задания, интересные всем слушателям, и когда приходить к ним с обратной связью.
На семинаре EduTech мы будем разбираться с нюансами проектирования практико-ориентированных программ и искать ответы на вопросы:
- Почему, когда нет практико-ориентированности, у нас не развиваются навыки и привычки?
- На каком этапе обучения лучше всего давать практику?
- Какие инструменты использовать методологу при проектировании практики — от сложных проектов в несколько месяцев до быстрых вовлекающих упражнений?
- Как спроектировать практику под разные запросы слушателей?
- Какую практику предложить слушателям после программы, чтобы продлить эффект от обучения?
Предлагайте свои вопросы и участвуйте в семинаре EduTech
Инсайты семинара
Бонусы и памятки, которые можно скачать
Какие есть форматы практики и как их использовать? Как быстро генерировать новые форматы практики? Советы архитектора обучающих решений Как управлять переносом опыта? |
Почему без практики программа теряет свою эффективность?
Согласно статистике, 90% материала мы запоминаем из того, что делаем, 50% — из того, что видим, и только 10% — из того, что слышим. Чтобы человек лучше усвоил новые знания, давайте их через практику.
На каких этапах обучения давать практику?
Анна Ткачик, СберУниверситет
Предлагайте практику в начале обучения для проблематизации, когда хотите подсветить слушателю его пробелы, которые будете совместно восполнять на программе. Универсального рецепта не существует — это творческий процесс, и каждый методолог идет своим путем в зависимости от содержания обучения и целевой аудитории.
Дарья Гриц, МФТИ
На каком бы этапе программы вы ни встраивали практику, главное — ответить на вопрос слушателя «зачем я это делаю?». Без понимания и осознанной позиции ни один формат не будет работать.
Как проектировать практические задания?
1. Учитывайте среду вокруг слушателей. Есть среда безопасная и учебная, а есть реальная и живая. Если вы хотите отправить зайку в космос, то его нужно подготовить.
- Безопасная среда применения — любые практические упражнения в процессе обучения на программе.
- Микс областей — задания, которые можно внедрить без риска.
- Реальная область применения — любые практические упражнения для применения в жизни и работе.
2. Задействуйте различные типы мышления. Важно создавать опыт, который будет задействовать разные типы мышления и форматы взаимодействия с обучающимися.
-
Лингвистическое (любые речевые практики, например, самопрезентация)
-
Визуальное (метафорические карты, создание коллажей, метафора недели)
-
Физическое (референс-визит в офис работы)
-
Внутриличностное (письмо в будущее, монологи с самим собой)
-
Логическое (маппинг, создание алгоритма на основе изученного)
-
Музыкальное (аудиоспетакли, аудиопрогулки)
-
Межличностное (деловые и ролевые игры, бизнес-симуляции)
Подбираем практику под разные направления обучения
- Проектная работа в корпоративном обучении. Программа Сбер Мини-MBA — инструмент комплексного развития линейных менеджеров Сбера и внешних клиентов. Слушатели работают в командах над реальным проектом и пилотируют его в конце обучения. Программа направлена на создание бизнес-ценности через доработку реальных продуктов либо через повышение эффективности существующих процессов.
- Бизнес-инкубатор для профадаптации в колледже. Бизнес-ориентированный формат обучения — это будущее СПО. Программы строятся на реальных бизнес-проектах, студенты получают знания под конкретные задачи и накапливают опыт, а не оценки. Колледж становится местом встречи студента (будущего сотрудника) и бизнеса (будущего работодателя).
- Корпоративный стартап в университете. Мы развиваем программы дополнительного образования и профессиональных магистратур в тесной связке с индустриальными партнерами. Один из форматов — корпоративный стартап. Он отвечает ключевым запросам студентов — сменить профессию, трудоустроиться, начать свой проект, и позволяет упаковать 7 лет опыта в 2 года обучения.
Архитектор образовательных программ, co-founder проекта #forcustomer
Директор проектов Центра уровневых программ СберУниверситета, куратор программы Сбер Мини-МВА
Директор по цифровизации образования, МФТИ
Директор по развитию бизнеса, IThub group
Начальник центра развития образовательных технологий, СберУниверситет (модератор)
Вам есть что рассказать по этой теме и вы хотите стать спикером семинара? Заполните форму, и мы свяжемся с вами в течение трех дней.
Если у вас остались вопросы по поводу проведения семинара, бронирования мест или проведения прямой трансляции, напишите нам!
- Семинар EduTech
- Лекции и воркшопы
- Конференция «Больше чем обучение»
- Отдых в кампусе
- Семинары EduTech
- Demo Day EduTech
- Мероприятия (новые)