Электронное обучение (electronic learning, e-learning) — это организация образовательной деятельности через цифровые устройства, подключенные к Интернету. Точно так же как цифровые тексты не могут заменить подлинность настоящей книги, электронное обучение не может заменить полномасштабное образование.
Преимущества электронного обучения
► Возможность хранения учебных материалов в одном месте — в системе управления обучением (learning management system). Обучающиеся могут в любое время войти в LMS с любого устройства, найти нужный курс и пройти обучение.
► Широкий охват и свобода доступа — обучающиеся получают доступ из любого места, где есть выход в Интернет.
► Возможность обучения на рабочем месте — обучающиеся имеют возможность обучаться без отрыва от работы.
► Продолжительность и последовательность изучения материалов обучающийся выбирает сам, тем самым адаптируя процесс обучения под свои потребности.
► Возможность разделения содержания электронного курса на микромодули — небольшие блоки информации.
► Электронные курсы позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
► Электронное обучение позволяет выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные учащимися в процессе обучения.
Форматы электронного обучения
Синхронное электронное обучение (synchronous e-learning) — формат электронного обучения, когда все участники обучения взаимодействуют друг с другом и с преподавателем в реальном времени, в одно и то же время. Примерами являются: вебинар, видеоконференция, видеоконсультация и обратная связь онлайн, чат-румы, общение по Skype, виртуальные классы (virtual classrooms, с. 30), работа в виртуальных коллаборативных пространствах и любые иные форматы, в которых участники находятся онлайн и взаимодействуют одновременно.
Асинхронное электронное обучение (asynchronous e-learning), также называемое обучение в собственном темпе (self-paced learning), — форматы электронного обучения, когда участники обучения используют электронные ресурсы для приобретения информации, выполнения заданий, выдвижения идей, обмена идеями и информацией, а также для иных форм взаимодействия без наличия ограничений по времени и месту и вне зависимости от вовлеченности других участников обучения и преподавателя в обучение в то же самое время. Примерами являются: аудио-, видео-, мультимедийные электронные курсы, изучаемые участниками самостоятельно в собственном темпе; изучение электронных учебников и иных учебных материалов на страницах программ на образовательных платформах; обучение с помощью электронной почты, блогов, вики, дискуссионных стен, социальных сетей и платформ, иные аналогичные форматы.

Линда Мария Харасим (Linda Marie Harasim) (р. 1949) — канадский пионер и ведущий теоретик в области обучения онлайн. В 1986 году совместно с социологом Дороти Смит (Dorothy Smith) подготовила и провела первый в мире онлайн-урок. В 1987–1989 годах разработала методологию преподавания в Интернете, которую позже адаптировали в Университете Феникса (Аризона, США). Автор ранних книг по онлайн-обучению: Educational Applications of Computer Networks(1986) и Online Education: Perspectives on a New Environment (1990). В 1993 году совместно с профессором Университета Саймона Фрезера Томасом Калвертом (Thomas Calvert) разработала программное обеспечение для онлайн-курсов Virtual-U.
Критика традиционного электронного обучения
Электронное обучение — достаточно известная и широко используемая технология, но в настоящее время ряд практик традиционного электронного обучения вызывают обоснованную критику.1
Практики традиционного электронного обучения |
Требования «серьезного электронного обучения» |
Акцент на контент |
Акцент на деятельности |
Акцент на скорости разработки |
Акцент на значимость для обучающихся |
Пассивная вовлеченность |
Эмоциональная вовлеченность |
Доставка знаний |
Аутентичные контексты |
Акцент на усвоение теории |
Акцент на практическое применение |
Один формат для всех |
Персонализированные решения |
Одновременные события обучения |
Распределенные по времени события |
Теоретическая обратная связь |
Реальные результаты обучения |
Манифест «серьезного электронного обучения» (The Serious E-Learning Manifesto), ATD
► Обучение не всегда является решением конкретной проблемы для компании.
► Если обучение является решением, электронное обучение может не быть единственным (или лучшим) решением.
► Обучение должно иметь определенную цель и для сотрудников, и для организации.
► Цель — повышение эффективности работников.
► Необходима реальная практика: симуляции, сценарное принятие решений, основанная на кейсах оценка, аутентичные упражнения.
► Требуется аутентичный контекст.
► Важны методическое руководство обучающимся и обратная связь.
► Обучение должно иметь реальные последствия. Необходимо адаптировать обучение к потребностям обучающихся.
► Необходимо связывать обучение с целями обучающихся и мотивировать вовлеченность.
► Акцент на долгосрочные последствия обучения.
► Интерактивность стимулирует более глубокую вовлеченность.
► Сопровождение и поддержка после прохождения обучения.
► Диагностика причин: при разработке обучения надо быть проактивными в оценке факторов эффективности организации, не ждать требований от стейкхолдеров внутри организации.
► Использовать поддержку эффективности на рабочем месте с помощью дополнительных материалов.
► Измерять результаты обучения: результаты обучения на организационном уровне, результаты практического использования знаний, результаты усвоения знаний и принятия решений, изменение восприятия обучающихся.
► Улучшать дизайн, разработку и внедрение.
► Поддерживать применение изученного на рабочем месте.
► Поддерживать понимание обучающимися концептуальных моделей.
► Использовать запоминающиеся примеры и контрпримеры.
► Ошибки могут быть хорошим инструментом обучения.
► Придерживаться принципов уважения.
Особенности создания электронного обучения
Создание эффективного электронного обучающего решения требует грамотной подготовки до запуска и систематической поддержки после него.
Разработка электронного курса включает в себя 3 этапа, каждый из которых требует внимания со стороны разработчиков.
1. Необходимо ли обучение?
На этом этапе важно определиться с тем, каким образом можно решить задачу заказчика образовательного решения и каковы реальные причины его запроса. Далеко не всегда обучающее решение, в том числе электронный курс, является адекватным ответом на поставленную бизнес-задачу. Можно, например, обойтись разработкой краткой брошюры, создать чек-лист или лонгрид, который устранит сложности сотрудников в кратчайшие сроки.
2. Как спроектировать эффективный курс?
Если создание обучающего решения целесообразно, можно приступать к проектированию курса. Для начала нужно определиться с моделью разработки, подумать, как спроектировать курс, какими качествами он должен обладать, и, наконец, с помощью каких инструментов этого можно добиться.
В педагогическом дизайне нет правильных или неправильных моделей разработки курсов. Их перечень расширяется из года в год. Применение той или иной модели разработки зависит от того, что принято в самой организации или от привычек разработчика.
Многие курсы строятся по модели «Tell → Test» (сначала дается материал, а потом тестируются знания). Однако более эффективный вариант «Test → Tell» — сначала задать вопрос/вопросы, а потом давать контент. В электронном обучении нужно стараться минимизировать текст и по возможности заменять его медиаконтентом.
При разработке концепции электронного курса полезно применять модель CCAF (Context, Challenge, Activity, Feedback):
► Context (контекст): поместить слушателя в конкретную ситуацию, для которой планируется развивать навыки, и обрисовать условия задания.
► Challenge (вызов = стимул к действию): создать ощущение вызова/риска/угрозы проигрыша. Вызов должен быть максимально приближен к реальному, с которым слушатель может столкнуться на практике.
► Activity (действие): электронное обучение должно быть построено таким образом, чтобы слушателю регулярно нужно было совершать некие «действия» / взаимодействовать с платформой. При этом лучше разнообразить типы заданий.
► Feedback (обратная связь): обратная связь может быть двух типов: внутренняя и внешняя. Внешняя обратная связь — простое сообщение слушателю «правильный/неправильный ответ». Внутренняя позволяет ему увидеть результаты/последствия принятия того или иного решения. Внутренняя обратная связь предпочтительнее, так как фокусирует внимание слушателя на демонстрации успешной модели поведения, а не просто на формальном получении хороших отметок. Обратная связь дается по итогам совершения действий и является важнейшим компонентом проектирования курса.
Чтобы курс был эффективным, нужно помнить о трех ключевых качествах:
► Запоминающийся. Использовать яркие примеры ситуаций из реальной жизни и последовательно давать обратную связь.
► Осмысленный. Жизненные, реалистичные задания и «вызовы к действию».
► Мотивирующий. Подкрепление обратной связью, правильный выбор задач.
Ключи к мотивации обучающихся:
1. Рассказать об ожидаемых результатах обучения. Считается, что если обучающийся знает, каковы цели обучения, то обучение будет для него более эффективным. Поэтому писать цели обучения в начале курса методологически верно. Проблема в том, что зачастую их никто не читает. В качестве альтернативы, иногда используют небольшой видеоролик, из которого слушатель наглядно понимает, зачем ему обучение.
2. Создать ситуацию, когда обучающийся рискует и может потерпеть неудачу. Вероятность поражения — неотъемлемый элемент игры. Если обучающийся при любых действиях закончит курс успешно или если это очень просто, то ему нет смысла уделять внимание контенту.
3. Убедиться в соответствии контента потребностям/подготовке обучающегося. То, о чем будет рассказываться в курсе, должно быть наполнено смыслом и ново для обучающихся.
4. Использовать привлекательное оформление (графика, звуковое сопровождение, анимация и прочие визуальные эффекты). Должен соблюдаться баланс «затраты-выгоды»: цель не в том, чтобы погрузить слушателя в реальный мир, а в том, чтобы отработать/натренировать некий мыслительный процесс. Важный комментарий: при разработке электронного курса всегда нужно учитывать технические ограничения конечных пользователей. Например, курс со сложной графикой и детальной прорисовкой может просто не загрузиться в местах, где недостаточная скорость Интернета.
5. Предоставлять внутреннюю обратную связь. Увидеть позитивные последствия правильной модели поведения полезнее, чем получить сообщение: «Да, это правильный ответ».
6. Предлагать обучающемуся многоступенчатые задания. Решать задачи, приближенные к реальным, в которых требуется выполнить некую последовательность различных действий, намного интереснее, чем решать несколько одинаковых задач.
3. Как поддержать достигнутый результат?
Обучение не должно завершаться успешным прохождением тестирования в электронном курсе. Процесс проектирования должен включать в себя важный завершающий этап — поддержание изменившегося поведения. Предлагается применение напоминаний:
Напоминания 2+2+2. После окончания электронного курса/очного модуля рекомендуется отправлять слушателю «напоминание об изученном материале» по прошествии 2 дней, 2 недель и 2 месяцев.
При этом время, которое слушатель должен затратить на повторение, по факту не имеет значения, это может быть как 5 минут, так и 30.
Источники
-
Соловов А. В. «Электронное обучение — новая технология или новая парадиг- ма?» — журнал Высшее образование в России No11, 2006