• Словарь терминов

Электронное обучение

Электронное обучение (electronic learning, e-learning) — это организация образовательной деятельности через цифровые устройства, подключенные к Интернету. Точно так же как цифровые тексты не могут заменить подлинность настоящей книги, электронное обучение не может заменить полномасштабное образование.

Преимущества электронного обучения

► Возможность хранения учебных материалов в одном месте — в системе управления обучением (learning management system). Обучающиеся могут в любое время войти в LMS с любого устройства, найти нужный курс и пройти обучение.

► Широкий охват и свобода доступа — обучающиеся получают доступ из любого места, где есть выход в Интернет.

► Возможность обучения на рабочем месте — обучающиеся имеют возможность обучаться без отрыва от работы.

► Продолжительность и последовательность изучения материалов обучающийся выбирает сам, тем самым адаптируя процесс обучения под свои потребности.

► Возможность разделения содержания электронного курса на микромодули — небольшие блоки информации.

► Электронные курсы позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

► Электронное обучение позволяет выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные учащимися в процессе обучения.

Форматы электронного обучения

Синхронное электронное обучение (synchronous e-learning) — формат электронного обучения, когда все участники обучения взаимодействуют друг с другом и с преподавателем в реальном времени, в одно и то же время. Примерами являются: вебинар, видеоконференция, видеоконсультация и обратная связь онлайн, чат-румы, общение по Skype, виртуальные классы (virtual classrooms, с. 30), работа в виртуальных коллаборативных пространствах и любые иные форматы, в которых участники находятся онлайн и взаимодействуют одновременно.

Асинхронное электронное обучение (asynchronous e-learning), также называемое обучение в собственном темпе (self-paced learning), — форматы электронного обучения, когда участники обучения используют электронные ресурсы для приобретения информации, выполнения заданий, выдвижения идей, обмена идеями и информацией, а также для иных форм взаимодействия без наличия ограничений по времени и месту и вне зависимости от вовлеченности других участников обучения и преподавателя в обучение в то же самое время. Примерами являются: аудио-, видео-, мультимедийные электронные курсы, изучаемые участниками самостоятельно в собственном темпе; изучение электронных учебников и иных учебных материалов на страницах программ на образовательных платформах; обучение с помощью электронной почты, блогов, вики, дискуссионных стен, социальных сетей и платформ, иные аналогичные форматы.


Linda_Marie_Harasim.png

Линда Мария Харасим (Linda Marie Harasim) (р. 1949) — канадский пионер и ведущий теоретик в области обучения онлайн. В 1986 году совместно с социологом Дороти Смит (Dorothy Smith) подготовила и провела первый в мире онлайн-урок. В 1987–1989 годах разработала методологию преподавания в Интернете, которую позже адаптировали в Университете Феникса (Аризона, США). Автор ранних книг по онлайн-обучению: Educational Applications of Computer Networks(1986) и Online Education: Perspectives on a New Environment (1990). В 1993 году совместно с профессором Университета Саймона Фрезера Томасом Калвертом (Thomas Calvert) разработала программное обеспечение для онлайн-курсов Virtual-U.


Критика традиционного электронного обучения

Электронное обучение — достаточно известная и широко используемая технология, но в настоящее время ряд практик традиционного электронного обучения вызывают обоснованную критику.1

Практики традиционного электронного обучения

Требования «серьезного электронного обучения»

Акцент на контент

Акцент на деятельности

Акцент на скорости разработки

Акцент на значимость для обучающихся

Пассивная вовлеченность

Эмоциональная вовлеченность

Доставка знаний

Аутентичные контексты

Акцент на усвоение теории

Акцент на практическое применение

Один формат для всех

Персонализированные решения

Одновременные события обучения

Распределенные по времени события

Теоретическая обратная связь

Реальные результаты обучения

Манифест «серьезного электронного обучения» (The Serious E-Learning Manifesto), ATD

► Обучение не всегда является решением конкретной проблемы для компании.

► Если обучение является решением, электронное обучение может не быть единственным (или лучшим) решением.

► Обучение должно иметь определенную цель и для сотрудников, и для организации.

► Цель — повышение эффективности работников.

► Необходима реальная практика: симуляции, сценарное принятие решений, основанная на кейсах оценка, аутентичные упражнения.

► Требуется аутентичный контекст.

► Важны методическое руководство обучающимся и обратная связь.

► Обучение должно иметь реальные последствия. Необходимо адаптировать обучение к потребностям обучающихся.

► Необходимо связывать обучение с целями обучающихся и мотивировать вовлеченность.

► Акцент на долгосрочные последствия обучения.

► Интерактивность стимулирует более глубокую вовлеченность.

► Сопровождение и поддержка после прохождения обучения.

► Диагностика причин: при разработке обучения надо быть проактивными в оценке факторов эффективности организации, не ждать требований от стейкхолдеров внутри организации.

► Использовать поддержку эффективности на рабочем месте с помощью дополнительных материалов.

► Измерять результаты обучения: результаты обучения на организационном уровне, результаты практического использования знаний, результаты усвоения знаний и принятия решений, изменение восприятия обучающихся.

► Улучшать дизайн, разработку и внедрение.

► Поддерживать применение изученного на рабочем месте.

► Поддерживать понимание обучающимися концептуальных моделей.

► Использовать запоминающиеся примеры и контрпримеры.

► Ошибки могут быть хорошим инструментом обучения.

► Придерживаться принципов уважения.

Особенности создания электронного обучения

Создание эффективного электронного обучающего решения требует грамотной подготовки до запуска и систематической поддержки после него.

Разработка электронного курса включает в себя 3 этапа, каждый из которых требует внимания со стороны разработчиков.

1. Необходимо ли обучение?

На этом этапе важно определиться с тем, каким образом можно решить задачу заказчика образовательного решения и каковы реальные причины его запроса. Далеко не всегда обучающее решение, в том числе электронный курс, является адекватным ответом на поставленную бизнес-задачу. Можно, например, обойтись разработкой краткой брошюры, создать чек-лист или лонгрид, который устранит сложности сотрудников в кратчайшие сроки.

2. Как спроектировать эффективный курс?

Если создание обучающего решения целесообразно, можно приступать к проектированию курса. Для начала нужно определиться с моделью разработки, подумать, как спроектировать курс, какими качествами он должен обладать, и, наконец, с помощью каких инструментов этого можно добиться.

В педагогическом дизайне нет правильных или неправильных моделей разработки курсов. Их перечень расширяется из года в год. Применение той или иной модели разработки зависит от того, что принято в самой организации или от привычек разработчика.

Многие курсы строятся по модели «Tell → Test» (сначала дается материал, а потом тестируются знания). Однако более эффективный вариант «Test → Tell» — сначала задать вопрос/вопросы, а потом давать контент. В электронном обучении нужно стараться минимизировать текст и по возможности заменять его медиаконтентом.

При разработке концепции электронного курса полезно применять модель CCAF (Context, Challenge, Activity, Feedback):

Context (контекст): поместить слушателя в конкретную ситуацию, для которой планируется развивать навыки, и обрисовать условия задания.

Challenge (вызов = стимул к действию): создать ощущение вызова/риска/угрозы проигрыша. Вызов должен быть максимально приближен к реальному, с которым слушатель может столкнуться на практике.

Activity (действие): электронное обучение должно быть построено таким образом, чтобы слушателю регулярно нужно было совершать некие «действия» / взаимодействовать с платформой. При этом лучше разнообразить типы заданий.

Feedback (обратная связь): обратная связь может быть двух типов: внутренняя и внешняя. Внешняя обратная связь — простое сообщение слушателю «правильный/неправильный ответ». Внутренняя позволяет ему увидеть результаты/последствия принятия того или иного решения. Внутренняя обратная связь предпочтительнее, так как фокусирует внимание слушателя на демонстрации успешной модели поведения, а не просто на формальном получении хороших отметок. Обратная связь дается по итогам совершения действий и является важнейшим компонентом проектирования курса.

Чтобы курс был эффективным, нужно помнить о трех ключевых качествах:

► Запоминающийся. Использовать яркие примеры ситуаций из реальной жизни и последовательно давать обратную связь.

► Осмысленный. Жизненные, реалистичные задания и «вызовы к действию».

► Мотивирующий. Подкрепление обратной связью, правильный выбор задач.

Ключи к мотивации обучающихся:

1. Рассказать об ожидаемых результатах обучения. Считается, что если обучающийся знает, каковы цели обучения, то обучение будет для него более эффективным. Поэтому писать цели обучения в начале курса методологически верно. Проблема в том, что зачастую их никто не читает. В качестве альтернативы, иногда используют небольшой видеоролик, из которого слушатель наглядно понимает, зачем ему обучение.

2. Создать ситуацию, когда обучающийся рискует и может потерпеть неудачу. Вероятность поражения — неотъемлемый элемент игры. Если обучающийся при любых действиях закончит курс успешно или если это очень просто, то ему нет смысла уделять внимание контенту.

3. Убедиться в соответствии контента потребностям/подготовке обучающегося. То, о чем будет рассказываться в курсе, должно быть наполнено смыслом и ново для обучающихся.

4. Использовать привлекательное оформление (графика, звуковое сопровождение, анимация и прочие визуальные эффекты). Должен соблюдаться баланс «затраты-выгоды»: цель не в том, чтобы погрузить слушателя в реальный мир, а в том, чтобы отработать/натренировать некий мыслительный процесс. Важный комментарий: при разработке электронного курса всегда нужно учитывать технические ограничения конечных пользователей. Например, курс со сложной графикой и детальной прорисовкой может просто не загрузиться в местах, где недостаточная скорость Интернета.

5. Предоставлять внутреннюю обратную связь. Увидеть позитивные последствия правильной модели поведения полезнее, чем получить сообщение: «Да, это правильный ответ».

6. Предлагать обучающемуся многоступенчатые задания. Решать задачи, приближенные к реальным, в которых требуется выполнить некую последовательность различных действий, намного интереснее, чем решать несколько одинаковых задач.

3. Как поддержать достигнутый результат?

Обучение не должно завершаться успешным прохождением тестирования в электронном курсе. Процесс проектирования должен включать в себя важный завершающий этап — поддержание изменившегося поведения. Предлагается применение напоминаний:

Напоминания 2+2+2. После окончания электронного курса/очного модуля рекомендуется отправлять слушателю «напоминание об изученном материале» по прошествии 2 дней, 2 недель и 2 месяцев.

При этом время, которое слушатель должен затратить на повторение, по факту не имеет значения, это может быть как 5 минут, так и 30.

Источники

  1. Соловов А. В. «Электронное обучение — новая технология или новая парадиг- ма?» — журнал Высшее образование в России No11, 2006