Эффективность обучения (learning effectiveness) — мера совпадения реально достигнутых результатов с заявленными целями образовательной программы. В английском языке есть три слова, описывающие понятие эффективности: efficiency (соотношение затрат и выгод), effectiveness (результативность), efficacy (соответствие ожиданиям и целям).
Для оценки эффективности используют два типа показателей:
1. Потребительские метрики (consumptive metrics) — «Смотрите, сколько вам это стоит!»
2. Метрики результативности (impact metrics) — «Смотрите, сколько ценности мы вам приносим!»
Модель Д. Киркпатрика
В 1959 году американский исследователь Дональд Киркпатрик предложил модель оценки эффективности обучения, которая получила широкое распространение и сегодня является классической. Она предполагает, что оценка осуществляется на четырех уровнях, однако важность этих уровней для разных заинтересованных сторон (стейкхолдеров) различна.

Дональд Киркпатрик (Donald Kirkpatrick) (1924–2014) — американский исследователь, почетный профессор в Университете Висконсина и бывший президент Американского общества по обучению и развитию (ASTD). В 1954 году создал «четырехуровневую» модель для оценки курса обучения, которая послужила предметом его кандидатской диссертации. Идеи Киркпатрика были опубликованы для более широкой аудитории в 1959 году в серии статей в американском «Журнале обучения и развития», но их лучше знают из таких книг, как «Оценка учебных программ» (Evaluating Training Programs, 1994) и «Влияние обучения на поведение и внедрение четырех уровней» (Transferring Learning to Behavior and Implementing the Four Levels, 2005).
ROE (return on expectations) — отдача на ожидания (или отдача ожиданий, возврат на ожидания) — главный коэффициент, по которому можно оценить эффективность обучения. Это соотношение между ожиданиями от обучения (на всех уровнях оценки), и реальных результатов. При использовании эффективных образовательных программ, ожидания превосходятся, и этим создается новая ценность.
Пятиуровневая модель Дж. Филлипса (Jack Phillips)1
Уровень 0. Входные данные и индикаторы
► Сколько обученных людей?
► Сколько часов обучения?
► Каковы затраты на обучение одного человека?
Уровень 1. Реакция и запланированные действия
► Была ли программа релевантна для сотрудников?
► Будет ли программа помогать слушателям достигать успеха?
► Предоставляет ли программа новые знания?
► Будут ли слушатели программы использовать на практике то, что узнали?
► Будут ли слушатели рекомендовать программу своим коллегам?
► Что можно улучшить относительно образовательных материалов, образовательной среды или навыков преподавания?
Уровень 2. Научение
► Знают ли слушатели, как смогут применить полученные знания?
► Смогут ли слушатели применить полученные знания?
► Каковы следующие шаги слушателей по наращиванию собственной экспертизы?
Уровень 3. Поведение
► Насколько эффективно слушатели могут применить то, что они узнали?
► Насколько часто им придется применять полученные знания?
► Какой процент полученных знаний в принципе применим на практике?
► Если слушатели применяют полученные знания в рабочем процессе — кто предоставляет им поддержку или помощь?
► Если слушатели не применяют на практике полученные знания — почему так происходит?
Уровень 4. Результаты
► До какой степени применение полученных знаний и умений слушателями помогает улучшить показатели выпуска, качественные, временные и затратные показатели компании?
► Повышается ли уровень удовлетворенности клиентов, удовлетворенности качеством условий труда или степень инновационности?
► Почему мы можем утверждать, что программа действительно оказала положительное влияние на перечисленные показатели?
Уровень 5. ROI (return on investments)
► Правда ли, что количественно оцененные результаты образовательной программы превосходят расходы на разработку программы?
► ROI = Net Program Beneits/Program Costs х 100.
ROI (return on investments) — методика Джека Филлипса, помогающая с помощью различных формул измерить отдачу от инвестиций в обучение как отношение денежного выражения всех выгод, связанных с обучением, к денежной оценке всех затрат (инвестиций) в обучение. Расчет этого показателя сложен и во многом субъективен, поэтому часто получение и расчет ROI не несет значительной ценности.

Джек Дж. Филлипс (Jack J. Phillips) (р. 1945) — доктор философии, член Консультативного совета KnowledgeAdvisors, Inc., председатель Института ROI, ведущего поставщика услуг для измерения, оценки показателей и аналитики. Разработал методологию ROI, создал или отредактировал более 75 книг по оценке, метрикам и аналитике. Автор книги «Руководство по оценке и методам обучения» (Handbook of Training Evaluation and Measurement Methods, 1983). Сегодня его работы печатаются в Wall Street Journal, Bloomberg Businessweek, Fortune и в CNN.
Модель человеческого капитала
Основана на измерении производительности компании через определение пробелов в знаниях и навыках сотрудников и отдачи от их восполнения через систему обучения.
Параметрами оценки при ее использовании являются проблемы в реализации бизнес-процессов (в денежном эквиваленте), оценка знаний и навыков, необходимых сотруднику для устранения проблем в бизнес-процессах, а также проблемы в реализации бизнес-процессов, связанные с работой сотрудников.
Примеры показателей в разных моделях измерения эффективности образования
Модель Дж. Филлипса
► материальные выгоды (оценка производительности труда в денежном эквиваленте, изменение издержек);
► нематериальные выгоды (изменение удовлетворенности сотрудников, текучести кадров, затрат на подбор персонала);
► стоимость услуг преподавателей; стоимость оборудования, учебно-методических материалов, организация питания, стоимость отрыва участников от работы на период обучения.
Модель человеческого капитала
► продолжительность выполнения операций;
► проблемы с движением денежных средств, недостачи;
► какой процент проблемы можно отнести на счет мотивации, навыков, технических решений;
► процент проблемы в реализации бизнес-процесса, обусловленный работой сотрудника, удовлетворенность клиентов.
Модель Д. Киркпатрика
► оценка программы, преподавателя, степени полезности содержания программы, условий обучения;
► оценка уровня усвоения материала участниками программы;
► соответствие полученных навыков рабочим обязанностям сотрудника, применимость и актуальность полученных знаний;
► производительность сотрудника после обучения.
Ожидания заказчиков обучения2
Индекс лояльности
Индекс лояльности NPS (net promoter score) — индекс готовности рекомендовать, метрика лояльности. Респондентам предлагается ответить на один единственный вопрос: «Какова вероятность, что вы порекомендуете учебную программу своим коллегам?».
Этапы развития системы оценки эффективности
Любая система оценки проходит несколько этапов развития. В 2017 году журнал Chief Learning Oicer предложил разделить процесс на четыре составляющие:
Этап 1. Использование отдельных инструментов и метрик для оценки удовлетворенности |
Этап 2. Создание единой системы оценки |
Этап 3. Переход к динамической, стандартизированной системе оценки (включает этап 1) |
Этап 4. Разработка уникальных практик для оценки эффективности под потребности компании (включает этапы 1 и 2) |
► Оценка удовлетворенности образовательными программами на первом уровне модели Киркпатрика — Филлипса |
► Определены критерии успешности программ ► Инструменты оценки систематизированы на основе модели Киркпатрика — Филлипса ► Регулярно проводится бенчмаркинг программ |
► Единая информационная платформа оценки эффективности обучения ► Метрики доступны ключевым стейкхолдерам ► Оценка краткосрочного и долгосрочного эффекта обучающей программы (предиктивная аналитика) ► Управление портфелем программ на основе данных по оценке эффективности |
► Методика оценки ROI для 5% программ ► Анализ бизнес-данных ► Анализ HR-данных ►Применение методов аналитики обучения ► Proxy-индикатор |
Методы оценки в Корпоративном университете Сбербанка
Корпоративный университет Сбербанка находится одновременно на всех четырех этапах развития системы оценки эффективности и успешно применяет некоторые продвинутые методы оценки в различных образовательных программах.
Программа профессиональной переподготовки «Сбербанк 2020»
► Уровень менеджмента: средний. Обучено более 2000 человек.
► Методы оценки эффективности: оценка успешности внедрения бизнес-проекта.
► Отслеживание карьерных траекторий.
► Оценка профессиональных компетенций.
► 9,2 — оценка удовлетворенности слушателей.
«Риск-менеджмент I, II»
► Уровень менеджмента: линейный, средний. Обучено 15 000 человек.
► Методы оценки эффективности: метод proxy-индикатора для оценки динамики риск-культуры в банке (на основе опроса 90 000 сотрудников).
► В основе опросника — шкала Лайкерта.
► 75% — общий показатель риск-культуры.
► 9,0 — оценка удовлетворенности слушателей.
«Мастерская руководителя ВСП» (внутреннее структурное подразделение)
► Уровень менеджмента: линейный. Обучено более 18 000 человек.
► Методы оценки эффективности: пилот по оценке влияния обучения на бизнес-показатели через интегральную оценку работы с отклонениями.
► 9,7 — оценка удовлетворенности слушателей.
Вовлечение руководителей в оценку изменений поведения сотрудников
Для вовлечения руководителей в оценку изменения поведения своих подчиненных была разработана анкета с чек-листом. Она автоматически направляется руководителям через 3–6 месяцев после окончания программы обучения.
Рассмотрим оценку изменений на примере программ Корпоративного университета Сбербанка.
► «Ценообразование и структурирование банковских продуктов». На дистанционной программе слушатели изучают влияние продуктов и сделок на риски банка, выявляют последствия некорректного структурирования продуктов и сделок. NPS слушателей программы составляет 62%, а показатель NPS от руководителей — 66%.
► «Эффективные переговоры 2.0». На программе смешанного формата слушатели учатся внедрять в переговорную практику алгоритмы и приемы, повышающие эффективность переговоров, применяют техники вывода переговоров из «тупика». NPS слушателей программы составляет 71%, а показатель NPS от руководителей — 45%.
► «Дизайн-мышление: от инсайтов к инновациям». На программе слушатели изучают 6 этапов дизайн-мышления для формирования культуры экспериментирования, создания инновационных решений с учетом потребностей целевой аудитории. NPS слушателей программы составляет свыше 70%, а показатель NPS от руководителей — 50%.
Не стоит равнозначно смотреть на показатели NPS руководителей и слушателей. Разница между результатами анкетирования заключается в разных уровнях проведения оценки по модели Д. Киркпатрика. Слушатели оценивают эффективность по первому уровню Киркпатрика (оценка программы, преподавателя, условий обучения) и указывают, насколько они готовы порекомендовать коллегам учиться на программе.
Руководитель в первую очередь оценивает сотрудника по третьему уровню модели (соответствие полученных навыков рабочим обязанностям, применимость и актуальность полученных знаний в рабочих ситуациях), поэтому такой показатель может быть меньше, чем NPS слушателей. Такой подход помогает минимизировать эмоциональную составляющую, которая свойственна слушателям сразу после завершения курса. В некоторых случаях NPS слушателей может быть высоким по причинам, не зависящим от обучающей программы (например, окружающая среда или харизма тренера). Однако использование чек-листов, направляемых руководителям (которые могли не обучаться на программе и не столкнуться с данными факторами), помогает повысить объективность оценки.
Источники
-
Phillips P., Phillips J. — ‘’Real world training evaluation’’ — ATD, 2016
-
Mattox J. — ‘’Learning Analytics: Measurement Innovations to Support Employee Development’’ — CEB, 2016
-
Brinkerhof R. — ‘’Telling training’s story’’, 2011