Смешанное обучение (blended learning) — образовательный процесс, построенный на основе сочетания технологий традиционного (лекции, семинары) и электронного (онлайн-обучение, видео, аудиоматериалы) обучения.1
Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени.

Модели интеграции смешанного обучения
► Face-to-face driver. Материал передается от преподавателя к обучающимся на очных занятиях в классе. Электронные ресурсы используются лишь для закрепления и углубления знаний.
► Online driver. Обучающийся смотрит вебинары, решает онлайн-задачи, проходит интернет-тестирования, т. е. осваивает материал удаленно. Но при необходимости может встретиться с преподавателем и проконсультироваться по непонятным вопросам.
► Flex model. Основная часть программы преподносится онлайн. Преподаватель выступает в качестве координатора, отслеживая сложные для понимания темы, чтобы потом обсудить их на очном занятии в группе или индивидуально.
► Rotation model. Очное и онлайн-обучение чередуются: сначала обучающиеся осваивают материал самостоятельно через Интернет, потом вместе с преподавателем в классе.
► Self-blend. Ученики проходят программу как обычно. Но если определенные предметы вызывают повышенный интерес, по ним можно брать дополнительные онлайн занятия.
► Online lab. Обучающиеся ставят эксперименты и решают задачи в специальных программах и на специальных сайтах, но в стенах альма-матер и под присмотром преподавателя.
Смешанное обучение — ядро глобальной трансформации всеобщего и корпоративного образования
Типичный процесс проникновения смешанного обучения в образовательные учреждения иллюстрирует история Аарона Самса и Джонатана Бергмана (Aaron Sams, Jonathan Bergmann), авторов концепции перевернутого класса (flipped classroom).
Успешные эксперименты отдельных энтузиастов с интерактивными форматами сразу привлекли внимание администраций образовательных учреждений прежде всего по экономическим причинам: очевидно более низкой стоимости дистанционного обучения по отношению к традиционным форматам при сопоставимых результатах.
В университетском учебном процессе под оптимизацию первыми попали самые неэффективные и одновременно самые нелюбимые преподавателями виды работ:
► очные консультации, куда студенты часто выносят вопросы, которые не пытались решить самостоятельно (методы отслеживания самостоятельной работы студента в современных системах смешанного обучения позволяют преподавателям принимать вопросы только у тех, кто добросовестно работал самостоятельно);
► проверка контрольных заданий (в смешанном обучении проверка может быть автоматически выполнена системами тестирования).2
Преимущества и недостатки смешанного обучения
Преимущества |
Недостатки |
► обучающиеся могут проходить учебную программу и выполнять задания в удобное для них время; ► доступ к учебным материалам 24/7; ► возможность оптимизировать расходы, так как снижается потребность в аудиториях и печатных материалах, учебниках; ► возможность сбора данных и мониторинга статистики по каждому учащемуся (например, время, проведенное на платформе; время, потраченное на выполнение задания); ► постоянная связь с сокурсниками и преподавателями. |
► зависимость от технических ресурсов (как учащимся, так и преподавателям необходимо специальное ПО, компьютеры или ноутбуки); ► учащиеся должны обладать технической грамотностью, иметь подключение к Интернету (что затрудняет использование смешанного обучения для старших возрастных групп); ► групповая работа может быть затруднена, так как учащиеся могут заходить в систему в разное время; ► дороговизна покупки или разработки собственных платформ для электронного обучения. |
Источники
-
Ребрин О., Шолина И., Сысков А. — «Смешанное обучение. Высшее образование в России», 2005