• Словарь терминов

Прокторинг

Прокторинг (proctoring) — процесс сопровождения и контроля обучающихся во время тестов и экзаменов.

Структура прокторинга:1

► наличие наблюдателей (прокторов) и возможность их общения со студентами;

► идентификация студентов прокторами;

► мониторинг активности студента: веб-камера, рабочий стол;

► сортировка и хранение собранных данных для последующего анализа в системе управления обучением (learning management system).

Преимущества онлайн-прокторинга1

Простой доступ для преподавателей

Инструменты онлайн-прокторинга, интегрированные в обучающую платформу, позволяют преподавателям в один клик получить доступ к системе тестирования, спискам и оценкам учащихся. Учащимся достаточно войти на обучающую платформу и единственный раз пройти аутентификацию через систему прокторинга.

Доступность

Онлайн-прокторинг облегчает доступ к образовательным программам ученикам с ограниченными возможностями. Они могут обучаться и получать официальные сертификаты и дипломы, находясь в наиболее комфортных для них условиях.

Идентификация учащихся

С помощью онлайн-прокторинга, используя веб-камеру и технологию верификации, включающую биометрические показатели, учащийся создает виртуальное удостоверение личности и профиль, позволяющие верифицировать его личность при каждом входе в систему. Преподаватели могут быстро идентифицировать ученика, его внешность, его навыки и модели обучения.

Подтверждение оценок преподавателем

Онлайн-прокторинг подразумевает не только автоматические алгоритмы. В некоторых системах предусмотрен аудит результатов онлайн-тестирования опытным преподавателем. Это помогает устранить любые неточности (например, ложные срабатывания), снижающие объективность оценивания.

Понимание навыков и моделей обучения, характерных для учащегося, для целей курирования контента (content curation)

Поминутные отчеты о поведении каждого учащегося в ходе онлайн-тестирования, предлагаемые системами прокторинга, позволяют выявить его особенности и зафиксировать специфические проблемы: например, можно понять, что ошибка, допущенная учащимся, возникает из-за неверных действий в ходе тестирования, либо эта ошибка характерна для большинства учащихся и вызвана неточностями в подаче материала, формулировке вопроса или другими недоработками составителей теста.

Предотвращение мошенничества

Система онлайн-прокторинга использует алгоритмы и машинное обучение для предотвращения мошенничества в ходе онлайн-тестирования путем автоматической идентификации поведения, похожего на обман.

Актуальность2

В 1940 году лишь 20% студентов колледжей признавались, что хотя бы раз мошенничали во время учебы, но к 2015 году этот показатель увеличился до почти 85%.

Процедуры онлайн-прокторинга3

Разные типы прокторинговых систем различаются процедурами аутентификации личности и мониторинга поведения студента в ходе оценивания. Использование каждого следующего шага повышает стоимость системы.

Автоаутентификация

Перед началом экзамена учащийся отправляет системе фото своего удостоверения личности и свое онлайн-фото, отвечает на несколько проверочных вопросов и вводит биометрическую подпись на клавиатуре (обычно это имя и фамилия учащегося).

Аутентификация преподавателем

После автоаутентификации (но без онлайн-фото) личность учащегося удостоверяется преподавателем напрямую через онлайн-камеру.

Автопрокторинг

После установления личности учащегося проводится мониторинг окружающей учащегося среды на посторонние звуки, движения или изменения в оборудовании тестирования.

Процедура «видеозапись — отзыв»

После завершения аутентификации производится полная запись экзамена от начала до конца. Позже преподаватель просматривает видео и составляет отчет о степени самостоятельности работы учащегося.

Прямое наблюдение

После завершения аутентификации преподаватель осуществляет онлайн-мониторинг учащегося и обстановки вокруг него, принимая во внимание любые потенциальные препятствия для объективного тестирования.

Сценарий взаимодействия студента и проктора с системой

Действия учащегося перед сдачей экзамена/теста:

► авторизация в системе прокторинга по логину и паролю, через систему управления обучением или по уникальной ссылке;

► просмотр расписания экзаменов, выбор времени прохождения экзамена либо начало сдачи экзамена;

► заполнение профиля, загрузка фото лица и скана документа (опционально);

► проверка связи и настройка браузера.

Действия системы и проктора в ходе экзамена/теста:

► загрузка экзамена/теста из системы управления обучением;

► видеозапись веб-камеры (со звуком) и экрана компьютера, автоматическое отслеживание нарушений и непрерывная верификация/идентификация личности студента;

► возможность наблюдения проктора за студентами: система в реальном времени подсказывает, на каких студентов стоит обратить внимание;

► взаимодействие проктора со студентами в чате или по видеосвязи, возможность досрочного завершения процедуры в случае обнаружения грубых нарушений.

После завершения экзамена/теста формируется оценка уровня доверия к результатамэкзамена и видеопротокол с поминутной детализацией нарушений.

Российские онлайн-прокторинг системы

ProctorEdu

Получил поддержку от ФРИИ и присоединился к Европейской ассоциации прокторинга. Интегрирован с системой управления курсами Moodle и с платформами «Открытое образование», Stepic.org.

Экзамус

Резидент Сколково. Партнеры: Корпоративный университет Сбербанка, МФТИ, ВШЭ, Уральский федеральный и Санкт-Петербургский государственный университеты.

Источники

  1. Истомин Д. — «Система прокторинга: опыт разработки и интеграции с Национальной платформой открытого образования openedu.ru», 2016

  2. SmartedServices LLC — ‘’2015 the Annual Proctoring and Learner Authentication survey’’, 2015

  3. Dimeo J. — ‘’Online exam proctoring catches cheaters, raises concerns’’, 2017