Персонализация обучения (personalization of learning) — обучение, разработанное с учетом интересов, опыта, предпочтительных способов и темпов освоения знаний для конкретного обучающегося.1
В контексте рынка образования персонализация есть не что иное, как высшая форма кастомизации (customization), подразумевающая, что фактически в современном мире обучающийся является конечным клиентом и заказчиком обучающего решения не только во всеобщем, но опосредованно и в корпоративном образовании.
Индивидуальная образовательная траектория (individual educational trajectory) — это образовательный маршрут, сформированный под конкретного человека, с учетом его особенностей и потребностей. В этом случае обучающийся может сам выбирать, чему именно он будет учиться, как будет организован процесс и как составлено расписание.
Образовательное путешествие — персонализированная тематическая (не всегда индивидуальная) образовательная траектория.
Активная и пассивная персонализация
Дэн Бакли (Dan Buckley) определил два направления персонализации обучения: персонализация для обучающегося, в рамках которой обучение адаптируется под конкретного слушателя, и персонализация самим обучающимся, при которой слушатель выстраивает собственное обучение. В 2006 году это разграничение было принято в Практическом руководстве Microsoft по представлению и трансформации образования.2
Преимущества и недостатки персонализированного обучения:3
Преимущества:
►Учебное планирование становится активным процессом и опирается на объективные данные;
►Уровень сложности обучения соответствует индивидуальным особенностям обучаемого: учитывается степень подготовки, рационализируются конкретные пути достижения положительного результата;
►Повышается мотивация учащихся;
►Появляется возможность выбрать для совместного обучения партнера, равного по образовательным возможностям и потребностям;
►Снижается доля слушателей, отчисленных из-за неуспеваемости.
Недостатки персонализации как сценария (на примереэлектронного обучения):
►Системы аналитики обучения могут неправильно трактовать учебные потребности обучающихся;
►Высокие затраты на создание адаптивных систем обучения и необходимых для их конструирования систем учебной аналитики;
►Современные системы не могут отразить многообразие личностных характеристик пользователя;
►Типовые траектории выстраиваются на основе средних значений. Это противоречит индивидуальному подходу к обучаемому.
Формы персонализации обучения:
Персонализированное обучение, в котором в режиме реального времени компьютерные технологии адаптируют учебный материал в соответствии с потребностями обучающихся.
►Дифференцированное обучение
Разделение обучающихся на группы/категории, для каждой из которых с учетом интересов, способностей, мотивации участников подбираются специфические методы и приемы учебной работы.
►Расширение автономности обучающегося
Особенно востребовано в больших вводных курсах, в процессе профориентации и выбора списка дисциплин для углубленного изучения.
►Самообразование
Полная свобода и ответственность учащегося в выборе учебных задач, контента и дидактических средств для достижения образовательной цели. Роль образовательного учреждения в таком случае — сервисная. Например, обеспечение инфраструктуры социального и коллаборативного обучения.
Примеры персонализированного обучения
Школа 21
Школа 21 — уникальная образовательная инициатива Сбербанка, основанная на методике «школы будущего» — инновационной французской школы программирования École 42. Помимо программирования, студенты во время учебы осваивают навыки эффективного взаимодействия в команде, критического мышления, решения проблем, тайм-менеджмента, постановки целей и приоритетов. Оцениваются такие компетенции,
как личная адаптивность, обучаемость, коммуникация и взаимодействие.
В процессе обучения делается акцент на повышение эффективности обучения через приобретение персонализированных навыков быстрого получения и анализа необходимой для решения текущих задач релевантной информации.
У каждого студента индивидуальная траектория развития, которую он выбирает сам, исходя из собственных интересов и желаний. Траектории доступны студентам в виде карты обучения. Карта имеет три основных ветви развития: графика/дизайн/web, алгоритмы и сети.
Школа не имеет преподавателей, расписания занятий и оценок: выполнение заданий проверяют друг у друга сами студенты в электронном интерфейсе. Они же обучают друг друга в ходе работы над проектами. Все индивидуальные задания и групповые проекты проходят обязательный процесс защиты в режиме peer-to-peer после проверки автоматической системой на тех уровнях, где это возможно. Все задания и проекты сформулированы на английском и французском языках, однако при поступлении в школу уровень знания иностранного языка не проверяется.
Особым принципом обучения становится принцип «конструктивной неудачи». Его суть в том, что не всегда возможно выполнить всё, что требуется, и не всегда это получается с первого раза.
Иногда для выполнения задачи требуется множество попыток. Это формирует у студентов уверенность в том, что им по силам задача любой сложности. Также это позволяет эффективно учиться тайм-менеджменту и приоритизации и развивать адаптивность.
Skyeng4
Школа английского языка Skyeng предлагает более 80 курсов: для представителей нефтедобывающей отрасли, ИТ-специалистов, бизнесменов, детей и т. д. Обучающийся выбирает программу самостоятельно, либо рассказывает о своих целях, желаниях, языковом опыте и получает рекомендации от школы. В зависимости от предпочтений, разработчики предлагают индивидуальные программы развития каждому учащемуся. Каждый курс адаптируется под конкретного обучающегося, используя алгоритмы адаптивного обучения. Системы анализа на базе компьютерных технологий обрабатывают данные с занятий, выявляют закономерности и принимают решения.
Система анализирует несколько источников данных
Чат на платформе Vimbox. Во время переписки система фиксирует отдельные фразы или слова и формирует чек-лист. На следующем занятии преподаватель проверяет, насколько слушатель усвоил выделенные обороты.
Словарь в мобильном приложении, куда обучающиеся добавляют новые фразы. Искусственный интеллект анализирует списки. После получения результатов преподавателю приходит уведомление о том, что обучающийся изучает, к примеру, финансы. Таким образом в курсах появляются темы, интересующие слушателя.
Аудиозапись урока. Команда Skyeng обращает внимание на следующие показатели: сколько времени на уроке говорит обучающийся, сколько — преподава тель; темы бесед; дисциплина; качество связи и др. Эти данные помогают менять программы в зависимости от увлечений и занятий обучающихся. К примеру, слушатель часто упоминает материалы The New York Times. Преподаватель может взять это на заметку и на одном из следующих занятий использовать текст из газеты в качестве учебного материала. Помимо этого, записи уроков позволяют подобрать слушателю преподавателя, схожего по образу мыслей и интересам.
Источники
-
U.S. Department of Education — ‘’Reimagining the Role of Technology in Education’’, 2017
-
Buckley D., Wilson L. — ‘’The Personalization by Pieces Frame work: A Framework for the Incremental Transformation of Pedagogy Towards Greater Learner Empowerment in Schools’’, 2006
-
Корпоративный университет Сбербанка — Информационно-аналитический бюллетень EduTech No2 (25) — Басангов А. «Персонализация обучения: дорога в страну ОЗ?», 2019