Перевернутое обучение (flipped learning) — технология смешанного обучения (blended learning), при которой прямая передача знаний перемещена из группового образовательного пространства в индивидуальное, а групповое пространство обучения трансформировано в динамическое интерактивное окружение. В нем преподаватель принимает роли фасилитатора, наставника, тьютора, консультанта и помогает обучающимся применить изученную теорию на практике, выработать навыки и рефлексировать предмет для дальнейшего самостоятельного обучения и развития.
Ядром любого перевернутого обучения является перевернутый класс (flipped classroom).
Перевернутый класс (flipped classroom) — ключевая модель смешанного обучения, в которой изменена традиционная очередность учебных активностей: подачи теоретического материала в форме лекций и организации практических домашних заданий:
► слушатели самостоятельно изучают теорию и понятийный аппарат, прежде чем приступить к аудиторным занятиям по предмету;
► во время занятия в классе преподаватель создает возможности для применения знаний, выработки умений и навыков обучающимися (выполнение упражнений, индивидуальное обсуждение проектов, групповые дискуссии и мозговой штурм,другие типы активностей).


Авторы методических пособий Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day (2012)1 и Flipped Learning: Gateway to Student Engagement (2014)2, в которых описали свой опыт внедрения концепции перевернутого класса. Создали учебную сеть Flipped Learning Network.3
Модель «перевернутого класса» появилась в практике американского школьного образования. Идея состояла в том, чтобы готовить дидактический материал для домашнего изучения в формате видеоуроков и презентаций, а урок посвящать развитию навыков решения проблем, группового взаимодействия, сотрудничества, применению знаний и умений в новой ситуации, а также созданию презентаций и применению учениками нового учебного продукта.
Схема перевернутого класса

Ключевыми составляющими модели перевернутого класса являются:
► онлайн-платформа для коммуникаций в связи с учебным контентом;
► интерактивные инструкции и тренажеры по работе в типовых учебных контекстах;
► обеспечение систем мониторинга для преподавателей и слушателей с целью предоставления обратной связи.
Внедрение перевернутого класса в корпоративном образовании напрямую интегрировано с матрицей обучения (learning matrix) и управлением результативностью (performance management). В нем используются такие методы обучения, как бизнес-симуляции, кейс-метод, электронное обучение и т.д.
Внедрение форматов электронного обучения (e-learning) не уменьшает важности очных сессий. Очные занятия отлично подходят для групповых обсуждений, работы с малым и средним бизнесом и других тесных взаимодействий. В перевернутой модели теоретический материал может быть весь переведен в онлайн, тогда как все практические задания, возможно, в игровой форме, получают дополнительное время в классе.
В большинстве организаций, где существуют система управления обучением (learning management system), есть возможность определить наиболее успешных с точки зрения скорости обучения сотрудников. Эти обучающиеся могут быть быстро привлечены в классе к процессу проведения сессии, в рамках которой они делятся своими уже полученными знаниями и обучают своих товарищей.
Основные методические вопросы при внедрении перевернутого класса
1. Как достичь того, чтобы слушатель самостоятельно в достаточной для целей обучения мере изучил необходимый теоретический материал и пришел на очное занятие подготовленным?
2. Как наиболее экономными, гибкими и быстрыми методами создать дистанционную часть программы? Как при этом обеспечить высокую мотивацию преподавателя к самостоятельной работе по подготовке уникального контента?
3. Как эффективно использовать дорогостоящее время очного контакта слушателя с преподавателем?
Пример внедрения в корпорации
Корпоративный университет Сбербанка: программы Школы финансов
Школа финансов Корпоративного университета Сбербанка использует технологии перевернутого обучения в программах «Финансы для руководителей II», «Сбербанк Мини-MBA» и «Сбербанк 2020». Перед очной частью этих программ слушатели дистанционно изучают электронные материалы, участвуют в вебинарах и проходят тест на знание теории. Очная часть включает исключительно разбор кейсов, деловые симуляции, обучение группами и в группах.
В конце модуля как элемент учебного процесса включена рефлексия по возможности саморазвития в конкретных компетенциях. После очного модуля в дистанционном формате дается неделя на повторение, в ходе которой для закрепления материала используются адаптивные тесты, которые дают больше заданий на те темы, с которыми возникают сложности у каждого конкретного слушателя. Программы заканчиваются дистанционным экзаменом.

Ключевые моменты: |
Адаптивные тесты |
► Кейсы ► Структура программ адаптирована под перевернутый класс ► Обучение группами и в группах ► Рефлексия по возможности саморазвития в разрезе 3 из 6 утвержденных компетенций |
► Для закрепления материала предполагается использовать адаптивные тесты, которые дают больше заданий на те темы, с которыми возникают сложности у каждого конкретного слушателя ► Лучший должен знать больше |
Источники
-
Bergmann J., Sams A. — ‘’Flip your classroom: reach every student in every class every day’’ — International Society For Technology In Education, 2012
-
Bergmann J., Sams A. — ‘’Flipped Learning: Gateway to Student Engagement’’ — International Society For Technology In Education, 2014
-
Flipped Learning Network Hub — Home page, 2017