• Словарь терминов

Обучение на рабочем месте

Обучение на рабочем месте (on-the-job learning) — распространенная форма обучения через опыт в ходе обычной рабочей деятельности.

В популярной модели 70:20:10 наибольший процент усилий (70%) приходится именно на обучение на рабочем месте, когда обучающийся после завершения образовательной программы применяет на практике знания, тем самым совершенствуя свои компетенции и эффективность внутри организации.

Преимущества обучения на рабочем месте

Экономичность. Относительно невысокая стоимость по сравнению с обучением с отрывом от основной работы.

Актуальность. Обучение именно тем навыкам, которые фактически используются при выполнении основной работы.

Адаптивность. Обучаемый сразу же погружается в рабочую атмосферу и впоследствии ему проще адаптироваться к обстановке и коллегам.

Недостатки обучения на рабочем месте1

► Отвлекает от основных рабочих обязанностей.

► Обучающийся рискует неэффективно распределить время и не успеть выполнить основную работу.

► Высокий риск ошибки.

► Обучение происходит в условиях стресса, обучающийся может бояться допустить ошибку.

Обучение на рабочем месте

Obuchenie na rabochem meste.png

Структурированное обучение на рабочем месте (structured learning)

Структурированное обучение — обучение, в основе которого лежат конкретные правила и модели.

Коучинг

Коучинг (coaching) — это комплекс обучающих технологий и форм психологической поддержки, ориентированных на творческое созидание и реализацию особых, значимых для жизни человека изменений в личной и/или профессиональной сфере.

Реализуется в формате коуч-сессий — регулярных периодических взаимодействий клиента и коуча в процессе совместного анализа ситуаций, задач и проблем с предоставлением непрерывной обратной связи. Существенное условие успешной реализации — разде- ление ответственности, которое, как принято, регулируется устным или письменным. контрактом, составленным в соответствии с определенными правилами.

В отличие от менторства, в коучинге ответственность за формулирование целей и их достижение лежит на клиенте, в то время как коуч сосредоточен на фасилитации мыслительного процесса в соответствии с контрактом и в рамках конкретной решаемой задачи.

Наибольшее распространение в корпоративной практике получил коучинг по стандартам Международной федерации коучинга (International Coach Federation, ICF), которая определяет коучинг как процесс взаимоотношения коуча и его клиента, который нацелен на раскрытие потенциала.

Принципы коучинга2

Поиск персональных решений — наставник помогает понять истинные цели, не ориентируясь на прошлый опыт.

Комплексный подход — коуч осознает реальные преимущества и недостатки клиента и фокусируется на изменении всех областей жизнедеятельности.

Фокус на ценности и конкретные действия — по итогу взаимодействий клиент должен фундаментально изменить отношения, поведение и сформировавшиеся привычки, учитывая собственные ценности.

Акцент на формирование осознанности — во время коучинговых сессий клиент формирует осознанность — понимание своих собственных сильных и слабых сторон, а также определяет персональные цели, что создает основу для дальнейшего развития.

Виды коучинга3

Бизнес-коучинг. Нацелен на развитие владельцев бизнеса или управленческие кадры компании по следующим направлениям: стратегия организации, маркетинг, операционная деятельность, HR, продажи и др.

Карьерный коучинг. Нацелен на поддержку и консультирование клиентов, которые находятся в поисках новых карьерных возможностей или раздумывают о кардинальной смене деятельности. Некоторые карьерные коучи также могут оказать помощь в развитии профессиональных навыков, подготовке резюме и мотивационных писем, а также в формировании собственного бренда.

Лайф-коучинг включает в себя одновременное развитие клиента по нескольким направлениям, включая карьеру, отношения, здоровье и др.

Лидерский коучинг. Нацелен на развитие лидерских навыков и мышления.

Коучинг первых лиц (executive coaching). Нацелен на развитие руководителей высшего звена и фокусируется на персональных целях руководителей и их развитие в организации (иногда включает в себя развитие узких профессиональных навыков в зависимости от типа руководящей позиции).

Модели коучинга

GROW (Goal — Reality — Opportunity — Will)

► Goal (цель). Этап постановки целей.

► Reality (реальность). Изучение текущей ситуации.

► Opportunity (возможность). Понимание имеющихся ресурсов.

► Will (намерения). Определение конкретных первых шагов и действий к достижению целей.

T-модель

► Расширение. Поиск либо настоящей цели, либо сбор информации о возможных вариантах. 

Вопросы: Что? Что еще? Какие варианты?

► Фокусировка или углубление. Концентрация на задаче и поиск уникального решения.

Вопросы: Что из этого тебе интересно? Что представляет интерес из всего перечисленного? Что, из перечисленного, тебе нравится/подходит больше? Проверочный вопрос – подходит ли тебе это в этой ситуации?

CLEAR (Contracting — Listening — Exploring — Action — Review)

► Contracting (заключение контракта). Постановка целей, желаемых результатов.

► Listening (слушание). Оценка текущего положения дел.

► Exploring (исследование). Понимание влияния ситуации на клиента и оценка возможностей, которые могут привести к исполнению поставленных целей.

► Action (действие). Определение и совершение первых шагов к достижению целей.

► Review (рефлексия). Обсуждение эффективности самих сессий коучинга, обсуждение возможностей по увеличению их продуктивности для клиента.

Наставничество

Наставничество (tutorship) — метод обучения, при котором более опытный сотрудник (мастер) передает свои знания и навыки менее опытному (ученику), демонстрируя образцы и модели действий, наблюдая работу подопечного и предоставляя обратную связь. В идеале наставничество происходит непрерывно.4

Наставник в основном полагается на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков, т. е. учит тому, что знает сам.

Наставник-помощник:

Наставник-руководитель:

► развивает модель отношений товарищества и дружбы;

► проявляет внимание и эмпатию, поддерживает, воодушевляет;

► задает вопросы;

► культивирует доверие.

► развивает модель отношений, при которой потребности ученика являются первостепенными при взаимодействии;

► излагает информацию;

► предлагает модели развития, основанные на текущей ситуации;

► требует четкого и качественного выполнения работы;

► предоставляет обратную связь.

Цель наставника (мастера) — провести ученика по пути от состояния неосознанной некомпетентности к состоянию неосознанной компетентности.

Стадии обучения/развития

1. НН — неосознанная некомпетентность — человек действует произвольно и спонтанно, он не знает, чего именно он не знает/не умеет и не имеет представления о том, что должен знать/уметь для решения задачи.

2. ОН — осознанная некомпетентность — человек осознает, чего именно он не знает/не умеет, хочет научиться и целенаправленно учится.

3. ОК — осознанная компетентность — человек получает подтверждение своего знания/умения/компетенции/квалификации и применяет знания/умения в точном соответствии со своими представлениями о «правильных действиях».

4. НК — неосознанная компетентность (мастерство) — человек действует произвольно и спонтанно, его знание/умение реализуется на уровне моторных навыков.

Менторинг

Менторинг (mentoring) — комплексный метод обучения, в ходе которого более опытный сотрудник (ментор) делится своими знаниями, умениями и навыками с менее опытным сотрудником на протяжении определенного времени по определенному плану.

Типы менторинга

Персональное менторинг. Один ментор ведет одного сотрудника.

Групповое менторинг. Один ментор ведет группу сотрудников.

Коллективное менторинг. Несколько менторов ведут одного сотрудника или группу сотрудников.

Неструктурированное обучение на рабочем месте (unstructured learning)

Шедоуинг

Шедоуинг (от англ. shadow, тень) — «теневой метод». Метод обучения на рабочем месте, предполагающий наблюдение за работой опытного сотрудника с целью совершения аналогичных действий в своей работе. Обучаемый не комментирует происходящее, не задает уточняющие вопросы, а наблюдает за действиями опытного сотрудника.

Метод может использоваться для:

► введения в курс дела новых сотрудников, стажеров;

► подготовки руководителей или преемников на руководящую должность.

В основе шедоуинга лежит представление о примате визуального канала восприятия. Однако не для всех людей визуальный канал является основным. Поэтому при внедрении шедоуинга рекомендуется учитывать личностные особенности обучающегося.5

Преимущества шедоуинга:

► экономичность;

► простота применения;

► быстрая адаптация и переход к практическим действиям.

Недостатки шедоуинга:

► Эффективность шедоуинга напрямую зависит от самого обучающегося: насколько он вовлечен в процесс, не отвлекается на внешние факторы и заинтересован в том, чтобы перенять все необходимые навыки.

► Не все руководители готовы к тому, что за их работой будут постоянно наблюдать.

► Вместо включения в рабочие задачи обучающийся тратит время на процесс наблюдения.

Баддинг

Баддинг (buddying) — разновидность наставничества, которая ориентирована на обучение и адаптацию нового сотрудника в организации. Основная задача баддинга — поддержка. За новым сотрудником закрепляется buddy («приятель»), который регулярно встречается с новичком, обсуждает корпоративные ценности, конкретные задачи того или иного департамента, отвечает на часто задаваемые вопросы. Как правило, на роль бадди определяют не непосредственного руководителя нового сотрудника, а сотрудника того же уровня, коллегу по данному или смежному отделу, уже имеющего определенный стаж работы в компании.

Наблюдение

Наблюдение (observation) — метод обучения, предполагающий изучение, фиксацию и дальнейший анализ действий, которые предпринимают более опытные коллеги или руководитель для решения определенных задач.

Методологические требования к наблюдению как методу обученияна рабочем месте

Активность — не созерцание, а поиск и фиксация конкретных действий, призванных помочь обучающемуся решить поставленные задачи.

Целенаправленность— внимание обучающегося должно фиксироваться только на интересующих действиях.

Планомерность и преднамеренность — следование определенному заранее плану для достижения конкретных целей / решения конкретных задач.

Другие виды неструктурированного обучения на рабочем месте6

Обсуждения — дискуссии, направленные на прояснение позиции коллег или руководителя относительно определенных вопросов.

Обмен опытом — процедура, включающая в себя обмен определенными знаниями, навыками или практическим опытом решения различных задач.

Работа в проектных командах — участие обучающегося в проектной деятельности, в ходе которой он может получить новый ценный опыт или закрепить уже приобретенные навыки.

Усовершенствование процессов — деятельность обучающегося, направленная на изучение, диагностику, предложение возможных способов оптимизации определенного бизнес-процесса компании.

Изменение должностных обязанностей — расширение зоны ответственности обучающегося и предоставление ему возможности отвечать за достижение новых целей и результатов или выполнять более сложные задачи в рамках своей функции.

Ротация — полная или частичная смена должностных обязанностей обучающегося для получения нового опыта или профессиональной квалификации.

Делегирование — передача обучающемуся полномочий принятия решений в пределах поставленной задачи.

Источники

  1. Мотивация труда — «Обучение персонала на рабочем месте и вне рабочего месте»

  2. Эффективность коучинга, лайф коучинг. (n.d.). Retrieved from

  3. Downs L. — ‘’Limitless options’’, 2019

  4. Любовинкина Е. — «Наставничество (менторство)»

  5. Макеева Н. — «Шедоуинг, или Работа с «тенью»

  6. Журавлева В., Семенюк О. — «Обучение на рабочем месте»