Обучение методом погружения (immersive learning) — образовательный процесс, основанный на погружении обучающихся в реальную или виртуальную интерактивную среду, в которой они могут отработать изученные навыки в искусственно смоделированных сценариях.1
Погруженность/иммерсивность — психологическое состояние, в котором обучающийся полностью переключает внимание на некоторую иную реальность, находясь в виртуальной среде. С другой стороны, под иммерсивностью могут пониматься технологические возможности систем виртуальной реальности (virtual reality), в которых психологическое состояние погруженности пользователя является лишь следствием использования технологий.
Роль обучающей среды
Специалисты сталкиваются с двумя типами поведенческих проблем: недостатком навыков и недостатком воли, то есть установки на использование навыков. Обе проблемы могут быть решены посредством функциональных тренингов с применением обучения через опыт.
Однако если недостаток навыков, как правило, компенсируется мотивацией к получению знаний и развитию способностей, то отсутствие установки — более сложный случай. В этой ситуации учащиеся логически и концептуально понимают необходимость развития того или иного навыка, но тем не менее испытывают трудности с тем, чтобы перевести это понимание в реальные действия. Необходимы серьезные поведенческие сдвиги, спровоцировать которые можно, погружая обучающихся в особую среду, богатую контекстом и учитывающую всю многогранность человеческой жизни.
Сценарий такого обучения необязательно должен быть реалистичным, но сама по себе среда должна быть как можно более захватывающей и правдоподобной, что достигается с помощью качественной драматургии и постановки контекста. Такая среда должна иметь многочисленные уровни сложных элементов, задача которых — полноценно задействовать максимум ментальных способностей обучающихся. Только сложносоставная среда способна вызывать естественное поведение, которое далее поддается корректировке.
Процесс конструирования обучения через опыт менее сложен; он требует меньшего внимания к деталям, так как происходит в линейной среде, в которой конкретные действия учащегося имеют только однозначно правильные и неправильные результаты.
Обучение через погружение не делает акцент на «правильно» и «неправильно», его цель — создать полноценный опыт, отражающий некие жизненные обстоятельства, учитывающие множество «серых зон», с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Обучение через опыт дает возможность выполнить задачи, моделирующие реальные, чтобы извлечь из этого опыта уроки. Иммерсивное обучение, напротив, позволяет извлечь слушателей из их привычной среды и погрузить их в совершенно новые обстоятельства.2
Обучение через опыт |
Обучение через погружение |
Линейная среда, в которой действие приводит к однозначному результату |
Нелинейная среда, в которой действие может привести к множественным и неочевидным результатам |
Не всегда использует в основе игры |
Всегда использует в основе игры |
Статические игровые механики |
Динамические игровые механики |
Как правило, требует от обучающегося неполного задействования мыслительных процессов |
Требует от обучающегося полного задействования мыслительных процессов |
Использование цифровых технологий необязательно |
В значительной мере используются цифровые технологии: мобильные устройства, виртуальная и дополненная реальность и т. д. |
Множество действий в одной итерации |
Одно многоитерационное действие |
Обучение посредством отработки навыков |
Обучение посредством отработки понимания, рефлексии (realization) |
Базовые стратегии иммерсивного обучения3

Ключевой элемент иммерсивного обучения — создание условий для развития осознанности и саморефлексии непосредственно в момент и после совершения ошибок, а также фасилитация и обратная связь.
Источники
-
Memon M. — ‘’Experiential Learning versus Immersive Learning’’, 2017
-
Ballve M. — ‘’Messaging apps have inally caught up to social networks in user numbers and now dominate mobile’’, 2015