• Словарь терминов

Обучение методом погружения

Обучение методом погружения (immersive learning) — образовательный процесс, основанный на погружении обучающихся в реальную или виртуальную интерактивную среду, в которой они могут отработать изученные навыки в искусственно смоделированных сценариях.1

Погруженность/иммерсивность — психологическое состояние, в котором обучающийся полностью переключает внимание на некоторую иную реальность, находясь в виртуальной среде. С другой стороны, под иммерсивностью могут пониматься технологические возможности систем виртуальной реальности (virtual reality), в которых психологическое состояние погруженности пользователя является лишь следствием использования технологий.

Роль обучающей среды

Специалисты сталкиваются с двумя типами поведенческих проблем: недостатком навыков и недостатком воли, то есть установки на использование навыков. Обе проблемы могут быть решены посредством функциональных тренингов с применением обучения через опыт.

Однако если недостаток навыков, как правило, компенсируется мотивацией к получению знаний и развитию способностей, то отсутствие установки — более сложный случай. В этой ситуации учащиеся логически и концептуально понимают необходимость развития того или иного навыка, но тем не менее испытывают трудности с тем, чтобы перевести это понимание в реальные действия. Необходимы серьезные поведенческие сдвиги, спровоцировать которые можно, погружая обучающихся в особую среду, богатую контекстом и учитывающую всю многогранность человеческой жизни.

Сценарий такого обучения необязательно должен быть реалистичным, но сама по себе среда должна быть как можно более захватывающей и правдоподобной, что достигается с помощью качественной драматургии и постановки контекста. Такая среда должна иметь многочисленные уровни сложных элементов, задача которых — полноценно задействовать максимум ментальных способностей обучающихся. Только сложносоставная среда способна вызывать естественное поведение, которое далее поддается корректировке.

Процесс конструирования обучения через опыт менее сложен; он требует меньшего внимания к деталям, так как происходит в линейной среде, в которой конкретные действия учащегося имеют только однозначно правильные и неправильные результаты.

Обучение через погружение не делает акцент на «правильно» и «неправильно», его цель — создать полноценный опыт, отражающий некие жизненные обстоятельства, учитывающие множество «серых зон», с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Обучение через опыт дает возможность выполнить задачи, моделирующие реальные, чтобы извлечь из этого опыта уроки. Иммерсивное обучение, напротив, позволяет извлечь слушателей из их привычной среды и погрузить их в совершенно новые обстоятельства.2

Обучение через опыт

Обучение через погружение

Линейная среда, в которой действие приводит к однозначному результату

Нелинейная среда, в которой действие может привести к множественным и неочевидным результатам

Не всегда использует в основе игры

Всегда использует в основе игры

Статические игровые механики

Динамические игровые механики

Как правило, требует от обучающегося неполного задействования мыслительных процессов

Требует от обучающегося полного задействования мыслительных процессов

Использование цифровых технологий необязательно

В значительной мере используются цифровые технологии: мобильные устройства, виртуальная и дополненная реальность и т. д.

Множество действий в одной итерации

Одно многоитерационное действие

Обучение посредством отработки навыков

Обучение посредством отработки понимания, рефлексии (realization)

Базовые стратегии иммерсивного обучения3

Базовые стратегии иммерсивного обучения

Ключевой элемент иммерсивного обучения — создание условий для развития осознанности и саморефлексии непосредственно в момент и после совершения ошибок, а также фасилитация и обратная связь.

Источники

  1. Training industry — ‘’Immersive learning’’

  2. Memon M. — ‘’Experiential Learning versus Immersive Learning’’, 2017

  3. Ballve M. — ‘’Messaging apps have inally caught up to social networks in user numbers and now dominate mobile’’, 2015