Обучение действием (action learning, learning by doing) — совокупность методов обучения, когда учащиеся выполняют задания и обучаются в процессе решения реальных проблем и ситуаций.
Подход включает в себя выполнение конкретных действий и анализ полученных результатов, который поможет оптимизировать процесс принятия решений в дальнейшем.
Опыт в обучении действием
Обучение действием — элемент более широкой совокупности технологий — обучения через опыт (experiential learning). Опыт, получаемый в обучении действием, занимает промежуточное положение между двумя другими формами обучения через опыт: обучения на рабочем месте (on-the-job learning) и деловыми симуляциями/играми.
► В отличие от деловых симуляций/игр опыт в обучении действием не искусственно создан игровой обстановкой, а является результатом реальных действий в реальном окружении.
► В отличие от обучения на рабочем месте, опыт в обучении действием вытекает не из каждодневной работы сотрудника, а из конкретных заданий, включенных в образовательную программу. В этом смысле он формализован в отличие от обычно неформализованного опыта на рабочем месте.
Виды задач в обучении действием
Обучение может строиться вокруг следующих действий как групп, так и отдельных участников:
► работа над конкретными бизнес-проектами;
► выполнение заданий по личностному развитию;
► работа с подопечными;
► проведение исследований, в том числе полевых;
► экспедиции, исследования окружающего мира;
► приобретение опыта в экстремальных ситуациях;
► анализ прошлых действий, в том числе ошибок;
► иных аналогичных действий
Теория обучения действием
Теория обучения действием была первоначально разработана Реджинальдом Ревансом (Reginald Revans) в 1982 году. Он применил этот метод для поддержки организационного и бизнес-развития, решения проблем и улучшений. Реванс предложил следующую формулу обучения действием:
L = P + Q,
где L — обучение (learning) — понимание того, что изучено;
P — запрограммированные знания (programming) — знание, передаваемое в процессе обучения;
Q — задавание вопросов (questioning) — вопросы фасилитатора группе, создающие понимание того, что участники увидели, услышали, почувствовали.
В 2004 году Майкл Марквардт (Michael Marquardt) дополнил формулу обучения действием Реванса еще одним элементом:
L = P + Q + R,
где R — рефлексия (relection) — этот элемент акцентирует внимание на необходимости осмысления человеком полученного опыта при рассмотрении текущих проблем, искомых целей, разработке стратегий, разработке действий или планов внедрения или при исполнении отдельных его этапов.
В классической формуле все элементы имеют равный вес. В реальной практике обучения действием модель модифицируется в зависимости от фокуса на отдельных элементах формулы. Часть или все элементы формулы обучения действием, как и сами действия, могут быть перенесены в онлайн-формат. В этом случае говорят об электронном обучении действием (action e-learning, AEL).
Пять ключевых компонентов обучения действием
► Группа — малая группа менеджеров (или иных лиц), которые на добровольной основе обязались работать совместно с готовностью открыто отвечать на вопросы, обсуждать, давать обратную связь и делиться опытом.
► Проекты/задачи — реальные проблемы в реальном времени, связаны с вопросами, которые в действительности важны для организации, подразумевают необходимость действий по внедрению решений с реальными видимыми (и/или измеряемыми) результатами. Проблема должна быть важной, критичной и, как правило, комплексной.
► Клиент — реальный владелец проблемы, кто-либо, кто крайне нуждается в ее решении.
► Консультант (ментор) группы — лицо, чья основная роль состоит в том, чтобы помочь участникам обучиться через свои действия, а не через прямую передачу знаний.
► Временные рамки — задачи и проблемы рассматриваются за определенный период времени. Это обязательно порождает программный подход к обучению, имеющий свое определенное начало, промежуточные этапы и конец.
Реджинальд Реванс (Reginald Revans) (1907–2003) — британский академик, впервые использовал метод обучения действием, будучи преподавателем физики в Кембриджском университете. В 1940е развивал метод, работая в Национальном угольном совете. С 1965 года руководил межуниверситетским проектом в Бельгии, чтобы увеличить продуктивность работников на угольных шахтах. Благодаря Ревансу страна обогнала по темпам роста производства США, Германию и Японию. Получил высшую награду нации из рук короля Бельгии. В 1969 году стал доктором наук в Университете Бата. Написал книги Developing Efective Managers (1971), The Origins and Growth of Action Learning (1982) и ABC of Action Learning (1983).
Модификации моделей обучения действием (action learning modiications)
В классической формуле обучения действием Реванса–Марквардта (L = P + Q + R) все элементы имеют равный вес.
В реальной практике обучения действием модель модифицируется в зависимости от фокуса на отдельных элементах формулы (обозначены далее заглавными буквами ).
Проектно-ориентированное обучение (projectbased learning) |
Программы личностного развития (personal development programs) |
Модель, основанная на вопросах (questionbased model) |
► Фокус модели – на ROI обучения (бизнес-модель) ► Формула: L = Р + Q + R ► Фокус фасилитации: бизнес-знания ► Вопросы (Q): о проекте и первоначальной идентификации критериев эффективности ► Проекты: основываются на SMART-технологиях, максимизации влияния на бизнес, включении в проект иных лиц извне группы ► Действия: критичны для достижения измеримых результатов; проекты требуют поддержки высшего менеджмента ► Запрограммированные знания (Р): чрезвычайно важны, они должны быть релевантны проектам, могут даваться внешними провайдерами для получения новых идей и инсайтов ► Рефлексия (R): не так важна и может отсутствовать ► Осознание приобретенного знания (L): не так важно и может отсутствовать ► Клиент: реально владеет проектом и может предопределять требуемый уровень ROI ► Возможные проблемы использования: фасилитация может быть директивной; вопросы (Q) могут уже предполагать предопределенный ответ; фокус на ROI может нивелировать внимание, уделяемое другим элементам научения (рефлексии и осознанию полученных знаний); действия часто выполняются очень быстро (только один ответ вместо исследования множества опций) |
► Фокус модели – на личностных и персональных характеристиках ► Формула: L = P + Q + R ► Фокус фасилитации: консультационные навыки ► Вопросы (Q): об индивидуальном поведении ► Проекты: Акцент на индивидуальные, а не групповые проекты ► Действия: связаны с личностными вопросами, в том числе с коммуникацией с другими лицами ► Запрограммированные знания (P): минимальны ► Рефлексия (R): значительная индивидуальная рефлексия крайне необходима ► Осознание приобретенного знания (L): может и не происходить ► Клиент: клиентская роль обычно отсутствует (члены группы обычно клиенты для самих себя) ► Возможные проблемы использования: ориентация исключительно на «мягкие» навыки может вылиться в индивидуальный коучинг и терапию, возможная перегрузка ментора группы; излишняя опора на вопросы может препятствовать практической помощи, доступной от других участников группы; в проектах/задачах обычно рассматриваются персональные вопросы, поэтому могут быть потеряны возможности для развития бизнеса, такие программы обычно редко оказывают стратегический вклад в бизнес-развитие компаний |
► Фокус модели – на задавании вопросов ► Формула: L = P + Q + R ► Фокус фасилитации: формулирование оригинальных вопросов и применение эффективных техник задавания вопросов ► Вопросы (Q): разработка вопросов является ключевым элементом процесса, диалог стимулируется ► Проекты/задания: могут посвящаться как персональным, так и организационным вопросам, однако они редко бывают значительными по объему и комплексности ► Действия: предпринимаются вне программы ► Запрограммированные знания (P): минимальны ► Рефлексия (R): может и не происходить ► Осознание приобретенного знания (L): может и не происходить ► Клиент: в явном виде может и не быть ► Возможные проблемы использования: упор только на вопросы препятствует помощи со стороны других членов группы или использованию релевантного знания, возможность появления вопросов ради вопросов, проекты могут быть не связаны с программой обучения (их характеристики становятся понятными только после окончания программы) ► Модель эффективна для решения проблем в ходе стратегических или модерационных сессий |
Модель критической рефлексии (critical relection model) |
Исследовательская модель обучения действием (action research model) |
Модель, основанная на запрограммированном знании (programmed learning model) |
► Фокус модели — на критической рефлексии ► Формула: L = P + Q + R ► Фокус фасилитации: на развитии навыков критической рефлексии среди членов группы ► Вопросы (Q): стимулируют персональную рефлексию по вызовам, неявным предположениям и практикам ► Проекты/задания: проектный фокус вторичен по отношению к рефлексии ► Действия: релевантны больше отдельному лицу, чем группе или организации; часто действие направлено на преодоление себя, исследование окружающего мира ► Запрограммированные знания (P): мало используются ► Рефлексия (R): интегральна и критична ► Осознание приобретенного знания (L): может не артикулироваться ► Клиент: может идентифицироваться или нет ► Возможные проблемы использования: ориентация на очень «мягкие навыки», вопросы ограничиваются преимущественно фасилитацией дискуссии; результаты проектов вторичны по отношению к прояснению персональных вопросов ► Модель эффективна для развития навыков эмоционального интеллекта, эмпатии, лидерских качеств, преодоления и понимания себя, обучения через анализ ошибок (errorbased learning). В качестве форматов программ в рамках данной модели могут использоваться: образовательные экспедиции (learning expedition); экстремальные тренинги (extreme training) |
► Фокус модели – на идентификации или создании запрограммированного знания через исследования Формула: L = Р + Q + R ► Фокус фасилитации: на эффективном внедрении методологии исследования в действиях участников ► Вопросы (Q): релевантны методологии; уточняются в ходе исследования ► Проекты/задания: посвящены ключевому исследовательскому вопросу, вытекающему из поставленной перед группой проблемы ► Действия: проведение исследований, опросов, в том числе полевых ► Запрограммированные знания (P): акцентируют на исследовательской методологии, выводятся из результатов исследования ► Рефлексия (R): часть исследовательского процесса; анализ и генерализация результатов ► Осознание приобретенного знания (L): артикулируется после каждого цикла исследовательского процесса ► Клиент: может не играть важной роли ► Возможные проблемы использования: ► опасность, что фасилитация может вылиться в «научное руководство» без связи с практикой; вопросы часто связаны только с исследовательской методологией; результаты проектов могут быть вторичными по отношению к важности правильного использования методологии |
► Фокус модели – на запрограммированном знании ► Формула: L = Р + Q + R ► Фокус фасилитации: предоставление запрограммированного знания в ответ на запросы участников ► Вопросы (Q): для того, чтобы определить запрограммированные знания ► Проекты: определяются тем, какие запрограммированные знания требуются ► Действия: часто используются кейсы, но они генерируют мало реальных действий ► Запрограммированные знания (Р): главный фокус; даются экспертами, могут не опираться на опыт участников ► Рефлексия (R): «истории из жизни» могут добавить понимания запрограммированного знания ► Осознание приобретенного знания (L): четко определяется Клиент: если и определен, то может приглашаться для преподавания «Р» ► Возможные проблемы использования: ментор играет больше роль преподавателя, чем фасилитатора; вопросы часто формальны; результаты проектов часто не связаны с содержанием программы; обучение больше направлено на приобретение знаний, чем на их применение; рефлексия часто отсутствует ► Модель эффективна при обязательном обучении и/или по темам, не связанным с ежедневной работой обучающихся |