• Словарь терминов

Обучающаяся организация

Обучающаяся организация (the learning organization) — организация, которая поддерживает все форматы обучения (формальное, неформальное, на рабочем месте и т. д.) и рассматривает обучение как неотделимую часть рабочего процесса. Основное внимание при этом уделяется самообучению (self-learning) и непрерывному обучению (lifelong learning).1

В таких организациях человеческие ресурсы и таланты — важнейший фактор производительности и цель инвестиций, а управление изменениями — главная цель менеджмента.

П.М. Сенге определяет обучающуюся организацию как место, «где люди постоянно расширяют возможности создания результатов, к которым они стремятся, где взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, где люди постоянно учатся тому, как обучаться вместе».2

Принципы обучающейся организации:

► обучаться быстрее, чем конкуренты;

► обучаться внутри организации (друг у друга и рабочих групп);

► обучаться за пределами организации (у поставщиков и потребителей);

► обучаться по вертикали (от вершины до основания организации);

► задавать правильные вопросы и применять обучение в действии;

► прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться на них;

► применять на практике то, чему научились, и учиться на практике;

► обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда;

► обучаться в новых областях.


Питер М. Сенге

Питер М. Сенге (Peter M. Senge) (р. 1947) — американский ученый, PhD по менеджменту, директор Центра организационного обучения в Школе менеджмента им. Слоуна MIT и старший преподаватель в Институте сложных систем Новой Англии. Автор книги «Пятая дисциплина: искусство и практика организации обучения» (The Fifth Discipline. The Art and Practice of the Learning Organization) (1990). Инженер по образованию Питер был протеже Джона Х. Хопкинса (John H. Hopkins), а свои книги основывал на новаторских работах. В 1997 году основал Общество организационного обучения (Society for Organizational Learning, SOL).

В 1999 году Journal of Business Strategy назвал Сенге одним из 24 человек, оказавших наибольшее влияние на бизнес-стратегии за последние 100 лет.



Отличительные черты компаний-долгожителей

Исследования продолжительности жизни корпораций позволяют определить общие характеристики для компаний с долгосрочной деятельностью. Выявлено, что эти фирмы имеют ряд общих черт, а именно:

► адаптивность к внешней среде (и ее потенциальным изменениям) определяется способностью к обучению;

► высокая степень сплоченности персонала и развитая корпоративная культура организации влияют на способность компании создавать свои фундаментальные ценности;

► толерантность к новым или непопулярным идеям и видам деятельности (что часто ведет к децентрализации управления) обеспечивает открытость обучения и объективную оценку общего состояния внешней среды;

► консервативное финансирование является сдерживающим фактором рисковых инвестиций корпорации.

Продолжительное процветание фирмы связано со способностью эффективно и продуманно управлять собственным развитием. Фирмы с указанными выше характеристиками, сформулированными Ари-де-Гиусом в книге «Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде» (the living company, growth, learning and longevity in busines), живут дольше.3

Пять умений обучающейся организации по П. Сенге

1. Умение совершенствовать личные качества сотрудников, способствовать сохранению их преданности делу и вовлеченности в него, даже после многих лет работы.

2. Умение освободиться от стереотипов, которые мешают внедрению инновационных идей и новых моделей.

3. Умение сформировать общее видение стратегии развития организации, которое будут разделять и руководители, и остальные сотрудники.

4. Умение организовать групповое обучение и свободный обмен мнениями, диалог между сотрудниками.

5. Умение развить навык системного мышления у сотрудников.

Жизненно важно, чтобы все пять умений развивались не по отдельности, а системно.

Организации, которые проявили себя в качестве обучающихся

Goldman Sachs

Обучающий центр Pine Street дает необходимые знания существенной части своих управленцев на постоянной основе.

Pizza Hut

Постоянно изобретает и внедряет новые технологии, признает их жизненную ценность и рассматривает как долгосрочные активы.

Honeywell

Применение подхода «Шесть сигм» позволяет постоянно совершенствовать качество, одновременно снижая затраты.

General Electric

Обучающий центр в Кротонвилле стимулирует менеджеров и других лидеров постоянно обучаться — в период решающих карьерных изменений они приезжают сюда учиться и преподавать.

Microsoft

Когда рынок изменился, корпорация успешно переориентировалась с настольного компьютера на Интернет.

Johnson & Johnson

Вдохновляясь своим знаменитым кредо, компания постоянно совершенствует свои продукты и изобретает новые, всегда фокусируя внимание на потребителе.

Apple

Улавливает еще не осознанные потребности рынка и создает новые продукты для их удовлетворения.

Toyota

Использует экономное производство и постоянное совершенствование для небольших, но постоянных улучшений продукции и процессов.

USA Today

Изобрели и продолжают изобретать технологии как яркой подачи публикаций, в том числе в электронном виде, так и дистрибуции.

Топ-менеджеры обучающейся организации:

► лично руководят анализом действий;

► контролируют ключевые этапы проектов;

► свободно говорят о том, чему учатся за пределами организации;

► публично интересуются, чему учатся остальные;

► работают над устранением любых трудностей в обучении;

► заставляют себя оставаться восприимчивыми к обучению, даже когда его затрудняют рабочие условия;

► используют структурные способы для передачи и распространения информации, такие как краткие отчеты, встречи с кандидатами и т. п.

Культура обучения Google4, 5

Два пути информации

Компания, ориентированная на обучение, знает: чтобы информация запомнилась и оказалась полезной для сотрудников, материал нужно распространять соответствующим задаче образом и в стиле стратегии push/pull. Один из лучших и простейших способов дать сотрудникам возможность учиться и самоорганизовываться — обеспечить постоянный доступ к ресурсам. Необходимо создать архив и убедиться, что сотрудники знают, как получить к нему доступ и пользоваться им.

Необходимо создать возможности для обучения: имея совокупную базу данных, сотрудники разных подразделений могут расширять свои знания, а значит, получать возможности для роста и большей информированности на благо компании и свое собственное.

Необходимо уменьшать противоречия в расписании: предоставляя сотрудникам инструменты для самообучения, можно покончить с кошмарами в графике, которые возникают при обязательных групповых сессиях.

Необходимо освежить память: выучить все за одну-две сессии сложно или вовсе невозможно. Круглосуточный доступ обеспечивает естественный способ обучения сотрудников и позволяет им освежать материал по мере необходимости.

Обмен — это забота… и обучение

Коллективные знания организации работают наиболее эффективно, когда ими активно делятся. Сильная культура обучения достигается в основном благодаря тому, что сотрудники могут задавать вопросы и обсуждать идеи, не боясь обвинений в некомпетентности. Кроме того, лидеры компании должны следить за тем, чтобы ценились и поощрялись разные мнения. Важно понимать, что, даже если не всякая идея пойдет в ход, оппозиция может предложить отличные решения и компромиссы. В этом случае разногласия можно уважать.

Существует множество способов обмена знаниями внутри компании: вертикальный, горизонтальный, между отдельными людьми, группами и даже организациями. Для максимальной эффективности обмен должен быть систематическим и четко определенным. Информация, ориентированная на внутреннюю аудиторию, может быть связана с проведением анализа по завершении проекта, тогда как внешний обмен будет включать опрос клиентов и экспертов индустрии для более четкого понимания. Организация и оптимизация процесса гарантируют, что информация дойдет по назначению.

Не самые очевидные способы обмена знаниями:

1. Просить обратную связь, совет, мнение и даже просить описать, что бы другой человек сделал, будь это его работа или ответственность.

2. Обращаться за помощью. Такая возможность согласуется с идеей безопасности и должна при необходимости поощряться.

3. Держать других в курсе того, что и зачем вы делаете.

Учитесь на знаменитых ошибках

Падение — это первый шаг на пути к умению подниматься.

Обучающаяся организация

Источники

  1. Корпоративный университет Сбербанка — «Обучение как драйвер изменения поведения: предпосылки и практические подходы», 2020

  2. Senge P. M. — ‘’The art & practice of the learning organization’’ — In: The New Paradigm in Business: Emerging Strategies for Leadership and Organizational Change (eds. Ray M. and Rinzler A.) 1993 by the World Business Academy — New York: Jeremy P. Tarcher, 1990

  3. Де Гиус А. — «Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде», 2004

  4. Bersin J. — ‘’Predictions for 2013: Corporate Talent, Leadership and HR-Nexus of Global Forces Drives New Models for Talent. Bersin by Deloitte, 2013

  5. Gutierrez K. — ‘’The Google Way of Building A Strong Learning Culture’’, 2016