• Словарь терминов

Обучаемость

Обучаемость (learning agility) — ключевой навык в современном бизнесе, заключающийся в умении эффективно приобретать новый опыт (получать новые знания в процессе обучения, на тренинге или осваивать новые должностные обязанности, требующие выполнять то, чего сотрудник раньше не делал). Не существует единой модели обучаемости, однако обычно выделяют несколько базовых элементов.

Потенциал к обучению (potential to learn)

Обучение требует открытого и восприимчивого мышления. Через годы опыта мы часто приобретаем экспертизу и компетентность, но можем стать близоруки и утратить способность видеть другие, потенциально лучшие пути достижения целей и совершенствования процессов.

Потенциал к обучению складывается из следующих способностей человека:

► скорость обучения (learning rate) — эффективность и скорость выполнения типовых задач, связанных с анализом информации;

критичность в обучении (task criticality in learning) — способность отделить важные факторы от второстепенных в ситуации избытка информации;

гибкость в обучении (lexibility in learning) — способность усомниться и выбрать более вероятное, рациональное, а не интуитивное решение в ситуации неопределенности. Именно гибкость помогает человеку переучиваться в изменяющейся среде, приобретать по-настоящему новые знания и опыт;

► решать проблемы, используя систематические, рациональные и логические подходы;

► обосновывать релевантность и важность собственных идей, убеждений и ценностей;

► в то же время видеть и искать других с другими взглядами, чтобы собрать данные для принятия решений;

► идентифицировать, строить и оценивать аргументы за или против определенной позиции;

► критически оценивать аргументы, видеть непоследовательность и ошибки.

Мотивация к обучению (motivation to learn)

Базовая заинтересованность и готовность человека к изменениям, преодолению стереотипов и получению нового опыта.

Адаптивность к обучению (adaptability to learn)

Учащиеся с более высокой степенью обучаемости проактивны — они ищут новые возможности обучения и экспериментируют с новыми подходами. Вместо того чтобы просто следовать рутине business-as-usual, работники, имеющие адаптивность к обучению, постоянно рефлексируют по поводу эффективности имеющихся навыков. Это помогает им самостоятельно определять, какие новые компетенции им следует развивать, и находить пути повышения своей эффективности для получения лучших результатов.

Модель поведения работников с высокой обучаемостью Центра креативного лидерства (high learning agility behavior model, Center for Creative Leadership, CCL)

Более экстравертны Более оригинальны Менее любезны Более выносливы Более сфокусированы
► лучше готовы к социальному взаимодействию 
► более активны 
► лучше готовы к изменениям
► имеют большую готовность создавать новые планы и генерировать идеи 
► стремятся к комплексности 
► легко принимают изменения и инновации
► они в большей степени готовы: 
► «челленджить» других 
► приветствуют вовлеченность 
► выражают свое мнение
► более непринужденны 
► более спокойны
► более оптимистичны 
► более стрессоустойчивы
► постоянно совершенствуют и оттачивают навыки более организованы 
► более мотивированы 
► более методичны

Способность и стремление извлекать уроки из непосредственного опыта и успешно применять их в новых/нестандартных ситуациях становятся важными критериями оценки сотрудников.

Сотрудники с высокой обучаемостью на опыте быстрее получают повышение по сравнению с равными по должности, признаются более компетентными и больше зарабатывают.