• Словарь терминов

Непрерывное обучение

Непрерывное обучение (lifelong learning) — постоянный, добровольный и самомотивированный поиск знаний по личным или профессиональным причинам, ключевой фактор конкурентоспособности личности, профессионала и компании в мире VUCA. Может принимать форму формального, неформального или самостоятельного обучения.

Большинство людей связывает обучение с академическим образованием в школе, университете и т. п. Однако существует много других возможностей для приобретения знаний и развития навыков в течение жизни. Обучение происходит неизбежно и постоянно. Непрерывное обучение направлено на создание и поддержание позитивного отношения к учебе с целью как персонального, так и профессионального развития1.

При непрерывном обучении нельзя больше отделить место и время для приобретения знаний (например, школу) от места и времени для их применения (рабочее место). Вместо этого обучение можно рассматривать как постоянное и повседневное взаимодействие с другими людьми и с окружающим миром.

Непрерывное обучение может в широком смысле пониматься как смешанное обучение (blended learning), реализуемое в течение жизни: гибкое, разнообразное, доступное в разное (любое) время и в разных (любых) местах, то есть глубоко кастомизированное (customization) и адаптивное (adaptive learning), а также персонализированное (personalized learning), нацеленное на освоение новых навыков, считающихся критическими для отдельных/конкретных лиц, и удовлетворяющее разнообразные и контекстно-зависимые потребности в обучении без ограничения по возрасту.


Жак Люсьен Жан Делор

Жак Люсьен Жан Делор (Jacques Lucien Jean Delors) (р. 1925) — восьмой президент Европейской комиссии. Три срока под его руководством стали наиболее успешным периодом в продвижении европейской интеграции. Президент ассоциации «Наша Европа» и  Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке. Автор работ по вопросам европейской валютно-финансовой интеграции. Его мемуары (Delors, Jacques; Arnaud, Jean-Louis (2004), Mйmoires, Plon) переведены на многие языки и являются ценнейшим источником по истории Европы, теории и практике интеграционных процессов.


Обучение будущего по Ж. Делору (1996)2

Учиться знать (learning to know) — осознание природы информации, овладение инструментами обучения, а не только приобретение структурированных знаний.

Учиться действовать (learning to do) — развитие комплекса навыков для тех видов работ, которые необходимы сейчас и будут необходимы в будущем, включая инновацию и адаптацию обучения к будущим условиям работы.

Учиться жить в окружении других людей и сотрудничать (learning to live together, and with others) — конструктивно коммуницировать, мирно разрешать конфликты, открывать для себя других людей и их культуры, укреплять потенциал сообщества, индивидуальную компетентность и способности, экономическую устойчивость и социальную интеграцию.

Учиться быть (learning to be) — образование, способствующее всестороннему и полноценному развитию человека: ум и тело, интеллект, эмоциональность, эстетическая оценка, духовность и т. д.

Учиться учиться (learning to learn) и продолжать учиться в течение всей жизни.

Взаимосвязанные цели непрерывного обучения в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза (2001)


Взаимосвязанные цели непрерывного обучения

Концепция непрерывного и всестороннего обучения Национального агентства по образованию Швеции (The National Agency for Education of Sweden)3

Концепция непрерывного и всестороннего обучения

Всестороннее обучение (life-wide learning) — включает в себя все виды обучения и личностного развития как в образовательной среде, так и в обыденных (не образовательных) ситуациях. Определяется интересами, субъективной ценностью обучения,
личное а также индивидуальными потребностями в обучении, которые проявляются только в повседневной деятельности. Подразумевает сочетание формального и неформального обучения.

Непрерывное обучение — фундаментальный принцип Стратегии образования ЮНЕСКО на 2014–20214

Вся система образования призвана способствовать непрерывному и всестороннему обучению и созданию формальных и неформальных возможностей обучения для людей всех возрастов.

Концепция непрерывного обучения требует смещения парадигмы от идей преподавания и тренинга к самообучению, от просто передачи информации к обучению, направленному на личностное развитие, и от приобретения специальных навыков к более широкому восприятию, освобождению и использованию творческого потенциала. Этот сдвиг необходим на всех уровнях образования и типах его обеспечения, будь то формальное или неформальное обучение.

Предпосылки распространения концепции и практики непрерывного обучения

► В 2016 году 93% миллениалов (поколение Y) были готовы тратить свои собственные деньги на дальнейшее обучение.

► В период с 1996 по 2015 год доля работников в США, занятых рутинной офисной работой, сократилась с 25,5% до 21%, что привело к сокращению 7 млн рабочих мест.

► С 2007 по 2015 год доля рабочих мест для неквалифицированной рутинной работы сократилась на 55% по сравнению с другими работами.

► Согласно отчету CBRE (2014), к 2025 году из-за технологических инноваций будет сокращено 50% рабочих мест5.

► В Сингапуре значительные средства инвестируются в предоставление гражданам учебных кредитов, которые они могут использовать на протяжении всей своей трудовой жизни.

► Структура новых профессий и состав новых рабочих мест быстро меняются. Например, за последние пять лет спрос на аналитиков данных вырос на 372%.

► 54% всех работающих американцев считают необходимым развивать новые навыки на протяжении всей своей трудовой жизни; среди взрослых в возрасте до 30 лет их число достигает 61%6,7.

Источники

  1. Skills you need — ‘’Lifelong Learning’’, 2017

  2. Dehaene S. — ‘’Les Neurones de la lecture. Paris: Éditions Odile Jacob’’, 2007

  3. Skolverket — ‘’Lifelong Learning and Lifewide Learning’’ — Stockholm, The National Agency for Education, 2000

  4. UNESCO Education Strategy 2014—2021, 2014

  5. Association for Talent Development — ‘’2016 State of the Industry // ATD Research’’, 2016

  6. Coleman J. — ‘’Lifelong Learning Is Good for Your Health, Your Wallet, and Your Social Life’’, 2017

  7. Economist — ‘’Lifelong learning is becoming an economic imperative’’, 2017