• Словарь терминов

Нейронаука в обучении

Нейронаука (neuroscience) — междисциплинарная область знаний, охватывающая широкий спектр исследований мозга и нейронных процессов: от молекулярных структур, до работы нейронных сетей и мозга в целом, структуры мозга и функционирования нервной системы, связи нервных процессов с общей физиологией и поведением человека. Нейронаука сформировалась, выйдя за рамки нейробиологии и включив в себя методы нейрофизиологии, медицины, фармакологии, генетики.

Исследования взаимосвязей нервной системы с различными аспектами человеческой деятельности позволили включить в нейронауку методы психологии, лингвистики, информатики, когнитивных наук и прийти к формированию множества новых дисциплин, таких как нейропсихология, нейроэтика, нейроинформатика и других и созданию кроссдисциплинарных исследований.

Методы нейронауки

Основа методов нейронауки — нейровизуализация, или фиксация и непосредственная визуализация функционирования различных отделов мозга и других участков нервной системы при определенных состояниях человека и выполнении человеком тех или иных действий:

► магнитно-резонансная томография (МРТ) — способ получения изображений внутренних отделов мозга с использованием ядерного магнитного резонанса;

► функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — позволяет определить активацию определенной области головного мозга во время его нормального функционирования под влиянием различных физических факторов и при различных состояниях;

► позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — радионуклидный томографический метод исследования внутренних органов человека или животного. Метод основан на регистрации пары гамма-квантов, возникающих при аннигиляции позитронов с электронами;

► магнитоэнцефалография (МЭГ) — нейровизуализационная технология, используемая для измерения с помощью особо чувствительных устройств тех магнитных полей, которые производит электрическая активность головного мозга;

► электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности;

► транскраниальная магнитная стимуляция — технология, благодаря которой можно активизировать или, наоборот, замедлять работу отдельных зон мозга;

► айтрекинг, или окулография (eye tracking, oculography) — технология, отслеживающая движения глаз и позволяющая проследить последовательность, с которой глаза наблюдателя фиксируют различные части рассматриваемого объекта.

Возможности использования разных дисциплин нейронауки в обучении1

Дисциплина

Нейрофизиология

(neurophysiology) — раздел физиологии, изучающий функции и взаимодействие нервной системы и нейронов

Когнитивная нейронаука

(cognitive neuroscience) — наука, изучающая связь активности головного мозга и других отделов нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейронаука уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов

Нейролингвистика

(neuroliiguistics) — научная дисциплина, изучающая систему языка и речевые механизмы мозга

Сфера применения

Выявление взаимосвязей между физиологическими факторами и процессом обучения

Изучение влияния внешних факторов и пресуппозиций на мыслительные процессы и принимаемые решения

Выявление особенностей восприятия устной и письменной речи в разрезе конкретных слов и их сочетаний

Пример

Эксперименты подтвердили высокую нейропластичность мозга у людей старших возрастов, компенсирующую некоторые возрастные изменения мозга и позволяющую успешнее, чем более молодые испытуемые, решать сложные задачи

По утверждению нобелевского лауреата Даниэля Канемана (Daniel Kahneman), люди полагаются на ограниченное число эвристических принципов, которые упрощают сложные задачи оценки вероятностей и прогнозирования значений величин до более простых (поверхностных) операций суждения

С помощью устройства для отслеживания направления взгляда и магнитной томографии исследуется, как человек читает текст или смотрит видео, на что он обращает внимание в первую очередь, какие зоны мозга ответственны за восприятие, узнавание и осознание слов и образов

Направления

Оптимизация структуры учебного процесса с учетом групповых и индивидуальных особенностей обучающихся

Выявление индикаторов механизма принятия решений в процессе обучения

Оптимизация учебного контента с целью максимальной эффективности восприятия обучающимися

Нейрокомпьютерный интерфейс, НКИ (brain computer interface (BCI)), или нейромашинный интерфейс (mind-machine interface (MMI), brain-machine interface (BMI)), или прямой нейронный интерфейс (direct neural interface (DNI)) — интерфейс, создающий одно- или двустороннюю связь между мозгом человека и электронным устройством.

На основе таких методов нейронауки, как ЭЭГ и айтрекинг, создаются нейрокомпьютерные интерфейсы (НКИ), осуществляющие прямую коммуникацию между мозгом (сознанием) человека и электронным устройством. Иными словами, НКИ позволяет управлять техникой с помощью «силы мысли». Подобные устройства уже используются в медицине (особенно в протезировании). Существуют проекты использования нейрокомпьютерных интерфейсов для обучения.

Нейропластичность (neuroplasticity or neural plasticity) — свойство человеческого мозга изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи в ответ на внешние воздействия.

Свойство нейропластичности выражается и в том, что процесс обучения приводит к реорганизации сложных мозговых структур.2 Дальнейшее изучение нейропластичности может привести к созданию новых, более эффективных методик обучения.


Александр Романович Лурия

Александр Романович Лурия (1902–1977) — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии. Впервые доказал, что при травме одной части мозга ее функции могут принимать на себя другие его части. Исследования А.Р. Лурии легли в основу теории нейропластичности. Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.



Образовательная нейронаука

Образовательная нейронаука (educational neuroscience), или нейропедагогика (neuropedagogy) — научное направление, объединившее когнитивные науки, нейронауку, педагогическую психологию, методику, дидактику и другие связанные дисциплины для исследования взаимосвязей между физиологическими процессами мозга и обучением.3

Учебные заведения начинают создавать исследовательские центры в области образовательной нейронауки. Например, Центр образовательной нейронауки в Лондоне является совместным проектом Института образования Университетского колледжа Лондона и университета Биркбек.

В рамках образовательной нейронауки создана Международная ассоциация «Сознание, мозг и обучение» (International Mind, Brain, and Education Society, IMBES), с 2016 года выпускающая одноименный журнал.4 В Гарвардской высшей школе педагогических наук открыта магистерская программа «Мышление, мозг и образование».5

Одной из важнейших задач Общества мышления, мозга и образования и в целом образовательной нейронауки является утоление информационного голода преподавателей в области новейших открытий нейронауки и ограничение влияния на обучение «маркетологов от нейронауки», внедряющих продукты на основе нейромифов.

Нейробиология перешла в фазу, когда настало время критически подумать о форме, в которой исследовательская информация предоставляется преподавателям, чтобы она была надлежащим образом интерпретирована для практики, определяя, какие результаты исследований готовы к осуществлению, а какие нет.6

Нейромифы в образовании7

Миф

Реальность

Человек задействует лишь 10% мозга

Человек всегда задействует весь мозг, просто с разной степенью эффективности

Стили обучения должны соответствовать преобладающим каналам восприятия человека

Люди делятся на тех, кто предпочитает смотреть (визуалы), слушать (аудиалы), читать-писать и познавать на ощупь (кинестетики). Следовательно, детей в школе лучше учить по-разному (ныне выделяют несколько десятков стилей)

Нейробиологических доказательств целесообразности такой типизации нет. Все системы восприятия человека сложным образом взаимосвязаны. Разрастание количества выявляемых «типов обучения» просто демонстрирует, что ко всякому ученику нужен индивидуальный подход

После трех будет поздно

К трем годам формируются самые важные системы мозга, в том числе синаптическая. На этом мифе базируются многие маркетинговые стратегии «раннего развития»

Доказательств существования некоего «критического периода» формирования мозга нейробиология не дает, зато доказано, что новые синаптические связи мозга формируются всю жизнь благодаря свойству нейропластичности

Лево- и правополушарные люди

Разные психические способности находятся в ведении разных полушарий, и у разных людей выражено преобладание либо левого, либо правого полушария

Никакой общей поляризации личности по полушариям нет, полушария постоянно взаимодействуют друг с другом довольно сложным образом

Эмоциональный интеллект

Управляя эмоциями, мы можем «продвинуть» наше мышление и даже достичь значительных академических успехов

Данный миф основан на идее множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера (Howard Gardner). На данный момент сам Гарднер признает недоказанность своей гипотезы. Никакой корреляции между эмоциональным интеллектом и академическими успехами не обнаружено

Практические методы организации обучения

На данный момент ученые обладают большим количеством данных о структуре мозга и процессах, которые происходят в голове обучающегося, и стараются выявить четкие корреляции между процессом обучения и физическими изменениями головного мозга.

Сейчас не представляется возможным сделать точные выводы о существовании прямой зависимости между биофизическими изменениями мозга и изменением поведения человека. Тем не менее ряд исследований помогают преподавателям и разработчикам обучающих программ создавать оптимальные условия обучения.

Метод

Почему это важно

Микрообучение

Человеческий мозг лучше усваивает и сохраняет информацию небольшими порциями. В 2015 году немецкие исследователи отметили, что микрообучение улучшает показатели запоминания среди учащихся на 20%8. Их исследование определило, что при микрообучении учащиеся, отвечая на вопросы, тратят времени на 28% меньше. Кроме того, ученые обнаружили, что человеческий мозг не может удерживать сосредоточенность долгое время. У людей короткий промежуток внимания. Разделение объемной темы на небольшие модули является оптимальным решением.

Использование разных режимов концентрации

Для эффективного обучения необходимо постоянно ме- нять режимы работы мозга: сфокусированный и расфокусированный.

По мнению профессора Барбары Оакли, сфокусированный режим мышления используется для первого знакомства с понятиями и задачами, он применяет сложившиеся паттерны и осознанное обучение. Для полного и обширного понимания контекста необходимо использовать расфокусированное внимание, которое гораздо более свободно и креативно. Следовательно, эффективное обучение подразумевает периодическую смену типа концентрации.

Важно найти тонкую грань между погружением в размышления о задаче, когда учащийся изучает формулы и пытается их применять для решения проблемы (сфокусированное состояние), и расфокусированным состоянием, когда сознание находится в покое, например во время перерыва, прогулки или занятия другой задачей.9

Групповая работа и работа с наставниками

Исследования утверждают, что публичная практика приучает быстро мыслить и демонстрировать адекватную реакцию в ситуациях стресса, например на экзаменах или во время презентаций.9

Групповая работа и работа с наставниками помогает:

► осознать ошибки в своих рассуждениях;

► оперативно мыслить и корректно реагировать в стрессовых условиях;

► улучшить процесс усвоения знаний. Например, объясняя материал участникам группы, учащийся активно применяет изученный материал, закрепляя свои знания

Активное взаимодействие (мотивирование учащегося на активное взаимодействие с обучающим материалом)

Необходимо организовывать управляемую рефлексивную деятельность после взаимодействия с каждым блоком информации. Это важно, чтобы у обучающихся было время для осмысления и перекомпоновки своих знаний. Например, после изучения темы учащийся отвечает на вопросы преподавателя, которые направлены на достижение конкретных целей обучения с помощью полученной информации.

Обучение на ошибках

Ошибка возникает из-за разрыва между тем, что предсказал мозг обучающегося и что на самом деле происходит. Ошибка — это триггер внимания, источник любопытства, вызывающий когнитивные процессы дознания и анализа.10

Обучающимся необходимо понимать, что было правильно или неправильно. Чем больше мы проверяем наши знания, тем больше прогрессируем. Необходимо, чтобы тесты были полностью адаптированы к профилю учащегося. В противном случае мы снижаем его чувство самоэффективности, развиваем стресс и беспокойство, которые негативно влияют на способность обучения.

Консолидация

(переход от медленного, сознательного, требующего усилий мыслительного процесса, к быстрой, бессознательной, автоматической мыслительной работе)

В гиппокампе информация задерживается не очень долго — это кратковременное хранилище. Потом происходит так называемая консолидация памяти: превращение ее из кратковременной в долговременную; при этом информация переходит из гиппокампа в нейронные сети других зон мозга. Про механизмы консолидации известно уже довольно много. Самое главное, что она происходит во сне — для преобразования памяти из кратковременной в долговременную нужны электрические волны, которые возникают во время медленной фазы сна. Если поспать не удалось, то информация, которая попала к гиппокамп, просто исчезнет.11

Пример применения нейронауки в обучении

Умный класс Group-a-Ware от NakedMinds Lab

Group-a-Ware — это прототип системы, которая отслеживает процесс обучения и состояние обучающегося, анализирует эмоции и когнитивные процессы и дает обратную связь в режиме реального времени. Система разработана совместно с ООО «Лабиус».

В Group-a-Ware с помощью нейрогарнитуры и биометрических браслетов регистрируются потоки данных, из них вычисляются индексы, соответствующие разным аспектам и характеристикам когнитивной нагрузки и различным психофизиологическим показателям, указывающим на то, как происходит процесс обучения. Эти данные обрабатываются в реальном времени и предъявляются преподавателю вместе с рекомендациями, д ля того чтобы он мог на ходу корректировать программу обучения. Точно так же каждый слушатель получает персональную обратную связь для самостоятельного контроля. Это происходит как по ходу процесса, так и постфактум, в виде отчета.

Источники

  1. Cohen G. — ‘’Psychotherapy of the elderly’’ — Psychosomatics 25(6), 1984

  2. Skeide M., Kumar U., Mishra R., Tripathi V., Guleria A., Singh J., Eisner F., Huettig F. — ‘’Learning to read alters cortico-subcortical cross-talk in the visual system of illiterates’’ — Science Advances 3(5), 2017

  3. Meltzof A., Kuhl P., Movellan J., Sejnowski T. — ‘’Foundations for a New Science of Learning’’ — Science — 325(5938), 2009

  4. Wiley online library — ‘’Mind, Brain, and Education’’

  5. Harvard Graduate School of Education — ‘’Mind, Brain, and Education: Master’s Program’’, 2017

  6. Bransford J., Brown A., Cocking R. — ‘’How people learn: brain, mind, experience, and school (Expanded version) — Washington DC, National Academy of Sciences, Committee on Developments in the Science of Learning and Committee on Learning Research and Educational Practice, 2000

  7. Bennett T. — ‘’Separating neuromyths from science in education, 2013

  8. Edu-Russian — «Микрообучение - особенности, преимущества и недостатки», 2018

  9. Оакли Б. — «Думай как математик: как решать любые задачи быстрее и эффективнее». — Альпина Паблишер, 2015

  10. Dehaene S. — ‘’Les Neurones de la lecture. Paris: Éditions Odile Jacob’’, 2007

  11. Тонони Д., Чирелли К. — «Убирая лишнее. В мире науки», 2013