• Словарь терминов

Мобильное обучение

Мобильное обучение (mobile learning, m-learning) — это обучение с использованием персональных электронных устройств.

Характеристики мобильного обучения

Характеристики мобильного обучения

1 Оперативность
Учебный материал предоставляется сразу или по требованию обучающегося. Например, ежедневный список задач, отправленный на мобильное устройство в начале рабочего дня.

Характеристики мобильного обучения

2 Индивидуальность
Учебный материал индивидуализирован и предоставляется в соответствии с конкретными задачами. Например, контрольный список действий для проверки безопасности на устройстве для оператора, работающего со станком на фабрике.

Характеристики мобильного обучения

3 Достаточность
Представлено в конкретном и сжатом формате, который предлагает достаточно информации для выполнения задачи или процесса. Например, на мобильное устройство торгового представителя, выводится информация о продукте, который тот продает клиенту.

Из характеристик мобильного обучения следуют выводы:

► Мобильное обучение — это микроединицы учебного контента, которые связаны с конкретной деятельностью обучающегося. К ним можно быстро получить доступ в момент необходимости.

► Мобильное обучение должно быть простым в использовании. Обучающийся получает доступ только к самой необходимой информации.

► Мобильное обучение имеет четко поставленные цели: устранение пробелов в знаниях, поддержка других способов обучения, повторение информации.

Три «НЕ» мобильного обучения

Мобильное обучение – это:

► Не полномасштабные модули электронного курса, визуально адаптированные для соответствия экрану мобильного устройства. Мобильное обучение можно использовать для обучения новому материалу, но тогда его необходимо тщательно продумывать для удовлетворения потребностей слушателей.

► Не универсальная замена всех других методов и подходов обучения.

► Не быстрое решение любой потребности в обучении.

Виды мобильного обучения

Когда специалисты по обучению упоминают «мобильное обучение», они часто подразумевают один из двух совершенно разных его видов: тренинг на мобильном устройстве либо поддержку на рабочем месте с использованием мобильных устройств. Они имеют совершенно разные цели, поэтому необходимо понимать различия.

1. Тренинг на мобильном устройстве

Полноценный учебный курс, предусматривающий получение новых знаний, адаптированный для прохождения с помощью мобильного устройства.

Характеристики:

► цель состоит в том, чтобы получить новые знания или навыки;

► требует выделенного времени для изучения; 

► обучение структурировано и упорядочено. Обучающиеся имеют специально отведенное время для рефлексии.

► Цель состоит в том, чтобы получить новые знания или навыки.

► Основное внимание уделяется приобретению знаний или навыков.

2. Поддержка на рабочем месте с применением мобильных устройств

Неформальное обучение, предусматривающее помощь в применении уже существующих знаний и навыков.

Характеристики:

► «всплывающая» информация при применении каких-то знаний для закрепления навыка или при возникающих ошибках;

► использование интегриовано в работу обучающегося;

► используется случайно, пока обучающийся выполняет задачу;

► цель — помочь выполнить конкретную задачу и повысить производительность работы.

Примеры мобильного обучения:

Платформа мобильного обучения Skill Cup

Skill Cup — это облачная платформа для организации обучения на мобильных устройствах сотрудников.

Обучение в Skill Cup состоит из карточек, каждая из которых — это короткое учебное взаимодействие на 1–2 минуты. Само занятие проходит в формате коротких сессий по 3–7 минут. Карточки позволяют использовать для передачи знаний видео, текст, аудио, фото.

Карточки могут включать тестирование для проверки полученных знаний. Карточки организованы в ленту, по аналогии с Instagram, которая настраивается под личный профиль, интересы, должность сотрудника.

Администраторам платформы доступен раздел настроек, в котором они могут вручную создать сотруднику определенный профиль, под который будет назначен определенный микрокурс.

Кейс использования платформы Skill Cup

Задача: обучить 40 000 волонтеров Чемпионата мира по футболу.

Решение: Схема обучения была основана на концепции микрообучения (microlearning) — это значит, что массив необходимой информации был разложен на маленькие смысловые блоки, переписан в максимально доступной форме и визуализирован инфографикой и анимацией. Короткие учебные сессии обеспечивали низкую утомляемость пользователей, а использование геймификации (gamiication) — различных игровых механик, которые помогают пользователям легче усваивать знания и стремиться получать новые — дополнительное вовлечение и удержание внимания.

Для самих волонтеров процесс обучения выглядел так же, как чтение ленты в любой популярной социальной сети. Волонтер открывал приложение с обучающими материалами, выбирал нужный и листал его, изучая контент. В нем могли содержаться инфографика, редкие архивные фотографии, видео- или анимационные ролики с рассказом о каком-то явлении или с объяснением процедур. Если в материале или по его прочтению подразумевалась проверка знаний, то волонтер мог пройти тестирование прямо в приложении, не используя сторонние сервисы или сайты.

Результат: Заказчики обучения получили наивысшие оценки как со стороны болельщиков, так и со стороны FIFA. Волонтеры помогали болельщикам даже в сложных ситуациях, ориентируясь на ходу. Опытом обучения волонтеров уже заинтересовались в оргкомитетах других чемпионатов.