Мобильное обучение (mobile learning, m-learning) — это обучение с использованием персональных электронных устройств.
Характеристики мобильного обучения
![]() |
1 Оперативность |
![]() |
2 Индивидуальность |
![]() |
3 Достаточность |
Из характеристик мобильного обучения следуют выводы:
► Мобильное обучение — это микроединицы учебного контента, которые связаны с конкретной деятельностью обучающегося. К ним можно быстро получить доступ в момент необходимости.
► Мобильное обучение должно быть простым в использовании. Обучающийся получает доступ только к самой необходимой информации.
► Мобильное обучение имеет четко поставленные цели: устранение пробелов в знаниях, поддержка других способов обучения, повторение информации.
Три «НЕ» мобильного обучения
Мобильное обучение – это:
► Не полномасштабные модули электронного курса, визуально адаптированные для соответствия экрану мобильного устройства. Мобильное обучение можно использовать для обучения новому материалу, но тогда его необходимо тщательно продумывать для удовлетворения потребностей слушателей.
► Не универсальная замена всех других методов и подходов обучения.
► Не быстрое решение любой потребности в обучении.
Виды мобильного обучения
Когда специалисты по обучению упоминают «мобильное обучение», они часто подразумевают один из двух совершенно разных его видов: тренинг на мобильном устройстве либо поддержку на рабочем месте с использованием мобильных устройств. Они имеют совершенно разные цели, поэтому необходимо понимать различия.
1. Тренинг на мобильном устройстве
Полноценный учебный курс, предусматривающий получение новых знаний, адаптированный для прохождения с помощью мобильного устройства.
Характеристики:
► цель состоит в том, чтобы получить новые знания или навыки;
► требует выделенного времени для изучения;
► обучение структурировано и упорядочено. Обучающиеся имеют специально отведенное время для рефлексии.
► Цель состоит в том, чтобы получить новые знания или навыки.
► Основное внимание уделяется приобретению знаний или навыков.
2. Поддержка на рабочем месте с применением мобильных устройств
Неформальное обучение, предусматривающее помощь в применении уже существующих знаний и навыков.
Характеристики:
► «всплывающая» информация при применении каких-то знаний для закрепления навыка или при возникающих ошибках;
► использование интегриовано в работу обучающегося;
► используется случайно, пока обучающийся выполняет задачу;
► цель — помочь выполнить конкретную задачу и повысить производительность работы.
Примеры мобильного обучения:
Платформа мобильного обучения Skill Cup
Skill Cup — это облачная платформа для организации обучения на мобильных устройствах сотрудников.
Обучение в Skill Cup состоит из карточек, каждая из которых — это короткое учебное взаимодействие на 1–2 минуты. Само занятие проходит в формате коротких сессий по 3–7 минут. Карточки позволяют использовать для передачи знаний видео, текст, аудио, фото.
Карточки могут включать тестирование для проверки полученных знаний. Карточки организованы в ленту, по аналогии с Instagram, которая настраивается под личный профиль, интересы, должность сотрудника.
Администраторам платформы доступен раздел настроек, в котором они могут вручную создать сотруднику определенный профиль, под который будет назначен определенный микрокурс.
Кейс использования платформы Skill Cup
Задача: обучить 40 000 волонтеров Чемпионата мира по футболу.
Решение: Схема обучения была основана на концепции микрообучения (microlearning) — это значит, что массив необходимой информации был разложен на маленькие смысловые блоки, переписан в максимально доступной форме и визуализирован инфографикой и анимацией. Короткие учебные сессии обеспечивали низкую утомляемость пользователей, а использование геймификации (gamiication) — различных игровых механик, которые помогают пользователям легче усваивать знания и стремиться получать новые — дополнительное вовлечение и удержание внимания.
Для самих волонтеров процесс обучения выглядел так же, как чтение ленты в любой популярной социальной сети. Волонтер открывал приложение с обучающими материалами, выбирал нужный и листал его, изучая контент. В нем могли содержаться инфографика, редкие архивные фотографии, видео- или анимационные ролики с рассказом о каком-то явлении или с объяснением процедур. Если в материале или по его прочтению подразумевалась проверка знаний, то волонтер мог пройти тестирование прямо в приложении, не используя сторонние сервисы или сайты.
Результат: Заказчики обучения получили наивысшие оценки как со стороны болельщиков, так и со стороны FIFA. Волонтеры помогали болельщикам даже в сложных ситуациях, ориентируясь на ходу. Опытом обучения волонтеров уже заинтересовались в оргкомитетах других чемпионатов.