Микрообучение (microlearning) — метод обучения, при котором контент подается небольшими частями, каждая из которых имеет одну конкретную цель, и ее выполнение занимает совсем немного времени.
Преимущество микрообучения заключается в том, что оно хорошо запоминается. Одна единица микроконтента должна фокусироваться на решении одного аспекта и использоваться в дальнейшем как напоминание. Например, маловероятно, что после прохождения двухдневного комплаенс-тренинга в январе, сотрудник сможет вспомнить что-либо в июле. Но если ежемесячно ему отправлять небольшие порции информации, которые нацелены на определенный аспект и служат в качестве напоминания, вероятность запоминания такой информации значительно выше.
Сходные определения
► Bite-sized learning — «порционное» обучение;
► Nano-learning — нанообучение;
► Subscription learning — обучение по подписке;
► Capsule learning — капсульное, ампульное обучение;
► Learning nugget — обучающая крупица;
► Learning-on-the-go — обучение «на ходу».
Микрообучение в цифровую эпоху
Повсеместное применение микрообучения в разработке и реализации программ стало естественным ответом образовательной отрасли на массовые изменения в поведении людей, способов восприятия и переработки информации.
Человечество глобально переходит от культуры глубокого внимания (deep attention), когда мы способны концентрироваться на одном объекте или информационном потоке в течение продолжительного периода времени без внешнего стимулирования, к культуре гипервнимания (hyperattention), которая характеризуется переключением фокуса между множеством информационных потоков, предпочтением высокого уровня стимулирования внимания и низкой толерантностью к скуке. Теперь, чтобы удержать внимание на конкретном объекте, нам нужны дополнительные стимулы и факторы, которые не дадут нам переключить внимание на другие предметы.
В условиях гипервнимания из-за огромных массивов обрабатываемой современным работником информации обостряются следующие особенности восприятия информации1.
Современный человек:
► не читает все до конца. На просмотр одного цифрового документа человек тратит в среднем 20 секунд и читает только 25% текста;
► быстро забывает изученное. 80% изученного забывается в течение 30 дней после окончания процесса обучения, 90% — в течение года.
Кривая забывания (forgetting curve)
Кривую забывания получил в результате экспериментального изучения памяти немецкий психолог Герман Эббингауз (Hermann Ebbinghaus) в 1885 году. Он занимался изучением «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Во время экспериментов ученый предлагал метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающих никаких смысловых ассоциаций (например, бов, гис, лоч и т. п.)2.
Результаты опыта установили быстрое забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов. До 60% всей полученной информации забылось человеком уже в течение первого часа, а через 10 часов в памяти человека осталось лишь 35% от изученного. Примечательно, но далее процесс забывания замедляется, так как через шесть дней в памяти осталось около 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же осталось в памяти и через месяц.
Герман Эббингауз (Hermann Ebbinghaus) (1850–1909) — немецкий психолог-экспериментатор, автор трудов «О памяти»3 и «Принципы психологии»4. Изучал закономерности запоминания и забывания информации, вывел кривую, показывающую нелинейный характер процесса забывания. Основал в Германии две психологические лаборатории, преподавал в Университете Фридриха Вильгельма, Вроцлавском и ГаллеВиттенбергском университетах.
Борьба с кривой забывания
Из опытов Г. Эббингауза можно сделать несколько выводов:
► для эффективного запоминания необходимо многократное, разнесенное по времени повторение заученного материала (тогда уровень запоминаемости можно повысить до 90% через месяц);
► осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания;
► лучше запоминается короткая информация, «упакованная» в логически завершенные формы;
► вовлечение учащихся в деятельность повышает эффективность запоминания.
Эти идеи легли в основу ключевых технологий современного образования. В частности, микрообучения, обучения с погружением, интерактивных методов обучения.
Принципы эффективного микрообучения
1. Единицы контента самодостаточны, автономны, но представляют собой часть чего-то бо́льшего. В фокусе внимания один четко заданный результат обучения.
2. Создано для определенной целевой аудитории.
3. Продолжительность каждой единицы контента определяется ожидаемым результатом обучения и форматом контента. В исследованиях нет четких данных о том, какова должна быть идеальная максимальная продолжительность микроконтента. Он должен продолжаться столько, сколько нужно для решения определенной проблемы. 5-минутное обучение, которое не решает обучающую задачу, является потерей 5 минут времени обучающегося.
4. В микроединицах больше «демонстрируют» и «делают», чем «говорят»: необходимо использовать видео, анимацию, игру, сценарии, инфографику, памятки.
5. При сокращении контента растет роль контекста. Необходимо использовать максимальное количество историй, ассоциаций, метафор, которые удерживают внимание и запоминаются.
6. Немедленная практическая применимость: необходимо фокусироваться на том, как именно применить изученное сразу после изучения.
7. Холистический подход: в итоге микроединицы контента должны сложиться в целостную исчерпывающую картину, дать полный взгляд на тему.
8. Доступ к учебным материалам обеспечивается с любых устройств: мобильных и стационарных в любое удобное время.
Микрообучение в цикле обучения

Пример применения
Программа «Комплаенс» Корпоративного университета Сбербанка5
«Комплаенс» — дистанционная программа развития профессиональных компетенций Школы риск-менеджмента, базовый контент которой — внутренние нормативные документы Банка (ВНД).
Источники
-
Bersin J. — ‘’Meet the Modern Learner: Engaging the Overwhelmed, Distracted, and Impatient Employee, 2014
-
Карпенко Л. А., Ярошевский М. Г. — «История психологии в лицах. Персоналии» / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005
-
Ebbinghaus H. — ‘’Über das Gedächtnis’’ — Darmstadt: WBG — Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2014
-
Ebbinghaus H. — ‘’Grundzüge der Psychologie’’ — Leipzig: Veit & Comp., 1902