Массовый открытый онлайн-курс (massive open online course, MOOC) — вид дистанционных образовательных программ, предполагающий неограниченное число участников и открытый доступ через интернет.
М — massive (массовый). Большее (по крайней мере, на порядок) по сравнению с обычными дистанционными программами число участников; фактически численность участников курса в МООС никак не ограничивается.
О — open (открытый). Происходит в пространстве, доступном для любого участника; без ограничений чтения, просмотра, рефлексии и комментариев; процедура регистрации также доступна без ограничений для любого желающего; в базовых элементах курсы бесплатны для участников, но может взиматься плата за выдачу сертификатов об окончании, отбор и трудоустройство выпускников и т. п.
O — online (онлайн). Курс полностью проводится в дистанционном формате в сети интернет; используются как асинхронные (например, самостоятельное изучение материалов), так и синхронные (например, вебинары) методы электронного обучения (e-learning).
С — course (курс). Обладает всеми характеристиками курса: преподаватели и участники, учебные материалы, даты начала и окончания, в том числе отдельных модулей и иных событий внутри курса; предполагает наличие обязательных элементов контроля (текущего и итогового) результатов обучения; ряд университетов перезачитывают прохождение МООСs в своих образовательных программах; трудоемкость может выражаться в зачетных единицах.
Xарактеристики качественного MOOC
1. Мультимедийность и курирование контента — содержание курса передано в различных медийных форматах и видах цифрового контента; контент проходит тщательный отбор, для того чтобы соответствовать конкретным задачам.
2. Социальная коллаборация и вклад участников во взаимное обучение. Взаимодействие не ограничено учебной платформой, но может осуществляться в форумах, чатах, блогах, социальных сетях и т. п.
3. Географическая распределенность участников, притом что контент курса содержится в одном месте, доступном из любой точки мира.
4. Интерактивность во взаимодействии учащихся с преподавателем и контентом.
5. Единые требования «на выходе», жесткое расписание программы, полное прохождение курса как необходимое условие получения сертификата об окончании.
6. Непрерывный, многомодульный (состоящий из многих частей, сессий) опыт обучения.
7. Смесь асинхронного (в собственном ритме обучающегося), синхронного (в ритме всего потока) и основанного на когортах (в ритме отдельных групп внутри потока) электронного обучения.
8. Мотивация участников обучения с использованием всех доступных преимуществ современных технологий и подходов обучения (геймификация, микрообучение и т. д.).
Виды MOOCs
Экспертные MOOCs (expert MOOCs или xMOOCs) — наиболее распространенный тип MOOC, в котором курс ведет преподаватель (или группа преподавателей) по определенному учебному плану. Преподаватель выступает как экспертный провайдер знаний, а взаимодействие слушателей друг с другом ограничивается помощью в каких-то сложных вопросах, выполнением небольших совместных заданий, перекрестной оценкой работ друг друга. Цель курса — приобретение знаний и умений, определенных программой.
Коннективистские MOOCs (connectivist MOOCs или — cMOOCs) — строятся на взаимодействии обучающихся друг с другом для поиска ответов на учебные вопросы и/или коллаборации по совместным проектам. Цель курса — развитие совместных практик, приобретение нового знания и разделяемого участниками обучения понимания.
Наиболее известные MOOC-платформы
► Coursera — крупнейшая коммерческая образовательная платформа, основана в 2012 году профессорами Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер.
► edX — некоммерческая образовательная платформа, создана в 2012 году Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом.
► Udacity — коммерческая образовательная платформа, основана в 2012 году Себастьяном Труном, Дэвидом Ставенсом и Майклом Сокольски.
► Открытое образование — образовательная платформа, созданная Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими российскими университетами: МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО.
Модификации и альтернативы MOOCs
В зависимости от целевой аудитории
BOOC (big open online course) — большой открытый онлайн-курс. То же, что и МООС, но с меньшим количеством участников (обычно 50–60).
SOOC (selectively open online course) — выборочно открытый онлайн-курс. Это МООС, имеющий вступительные требования (барьеры) неконкурсного характера, чтобы уменьшить «немотивированное разнообразие» участников. В качестве такого требования может быть подтверждение какой-либо компетенции (прохождение вступительного теста) или наличие какой-либо квалификации (к примеру, наличие диплома по какой-либо специальности) и т. п. Логика таких ограничений в том, что более однородная целевая аудитория курса будет лучше способствовать коллаборации участников и улучшит результаты обучения.
СООС (corporate open online course) — корпоративный открытый онлайн-курс. Это MOOC, ограниченный целевой аудиторией компании.
SPOC (small private online course) — малый закрытый онлайн-курс; MCOC (massive closed online course) — массовый закрытый онлайн-курс. Курсы, предлагаемые конкретной целевой аудитории с четкой процедурой зачисления на программу и формирования групп, изучающих этот курс.
TORQUE (tiny, open-with-restrictions courses, focused on quality and efectiveness) — маленький, открытый c ограничениями онлайн-курс, сфокусированный на качестве и эффективности. Онлайн-курс, первоначально созданный для ограниченной аудитории отдельной образовательной организации, но впоследствии открытый для большей аудитории. В образовательной организации освоение такого курса рассматривается как пререквизит для изучения какой-либо дисциплины, либо как инструмент распространения знаний вовне.
В зависимости от дизайна и способа реализации
DOCC (distributed collaborative online course) — распределенный коллаборативный онлайн-курс. Обучающее решение, ограниченное группами студентов разных вузов. Организуется и проводится каждым вузом для своих студентов самостоятельно, содержание курса для всех одинаковое, а студенты разных вузов взаимодействуют друг с другом онлайн.
POOC (personalized open online course) — индивидуализированный открытый онлайн-курс. Виды избирательных открытых онлайн-курсов (SOOC) с гибкими технологиями управления содержанием и темпом изучения материала, «подстраивающихся» под когнитивную восприимчивость слушателей и их конкретное поведение.
S-POC (self-paced online course) — онлайн-курс самообучения. Онлайн-курс, предполагающий высокую степень гибкости, при которой обучающийся сам выбирает темп изучения и раздел курса, с которого он хочет начать обучение.
Примеры использования MOOC1
«Банковское дело и финансы» от Корпоративного университета Сбербанка на платформе Coursera
Курс разработан Школой финансов Корпоративного университета Сбербанка совместно с Департаментом финансов Сбербанка. Его цель — дать широкой аудитории представление о том, как функционирует банковская система.
Целевая аудитория — внешние пользователи, прежде всего студенты партнерских магистерских программ. Курс включает:
-
135 теоретических лекций, подготовленных преподавателями Школы финансов Корпоративного университета Сбербанка совместно с Департаментом финансов Сбербанка.
-
5 гостевых лекций-интервью лидеров банка, которые комментируют наиболее интересные события банковской сферы за последние несколько лет. Задача этого блока — дать практическую информацию по системе работы банка и по актуальным вопросам банковских финансов.
-
Более 50 тестовых вопросов.
-
Практические кейсы, которые являются единицей итогового контроля.
«Машинное обучение» от Корпоративного университета Сбербанка на платформе Coursera
Курс разработан Школой риск-менеджмента Корпоративного университета Сбербанка совместно с Департаментом финансов Сбербанка в 2019 г. Его цель — рассказать слушателям о том, как различные инструменты машинного обучения используют в банковском секторе.Целевая аудитория: внешние пользователи, прежде всего студенты; банковские сотрудники, которые желают улучшить свои знания; эксперты по аналитическим данным, которые интересуются тенденциями применения технологий машинного обучения. Курс включает:
- Теоретические лекции о том, как внедрено и применяется машинное обучение в банке на примере трейдинга, о прогнозировании операционного дохода банка, об автоматизации внутренних процессов и др.
- Практические задания с использованием языка программирования Python и Stan.
Источники