• Словарь терминов

Культура обучения

Культура обучения (learning culture) — совокупность сложившихся в организации механизмов, ценностей и практик, связанных с развитием сотрудников; корпоративная культура, в которой эти процессы оцениваются как важные, играющие ключевую роль.

Обучающаяся организация поддерживает все форматы обучения — формальное, неформальное, на рабочем месте и т. д. — и рассматривает обучение как неотделимую часть рабочего процесса. Разрабатывает интерактивные учебные программы, которые используют реальные кейсы и дают учащимся возможность практической работы. Основное внимание при этом уделяется самообучению (self-learning) и непрерывному обучению (lifelong learning).

Тренды культуры обучения

Развитие культуры самообучения в организациях: конструирование и поддержка маркетплейса образовательных услуг

Сегодня все больше организаций продвигают обучение на базе системы самообслуживания. Для этого компании используют собственные ресурсы, создают и поддерживают образовательный маркетплейс (educational marketplace).

Кейс Philips Кейс Siemens

В этой компании построена система контроля и самообучения с сертификацией навыков на разных уровнях. При этом, сделав сертификационный экзамен по отдельным навыкам, компания для себя четко формулирует, чего именно она ожидает от сотрудника.

В теории сотрудник сможет пойти прямо на сертификационный экзамен, но реально сдать его без подготовки нельзя. Однако компания, обладая мощными ресурсами, предлагает множество возможностей подготовиться к экзамену. Сотрудник может читать профессиональную литературу или пройти электронный курс обучения, плюс действует система сообществ, то есть социальное обучение. Сертификацию можно сдавать сколько угодно раз.

Компания Siemens запустила портал My world of education («Мой мир обучения») с огромным количеством ресурсов. Чтобы зарегистрироваться на портале, нужно сначала онлайн пройти экспресс-оценку компетенций, по результатам которой пользователю предложат рекомендации и курсы, которые можно взять. По окончании обучения онлайн-оценку можно пройти повторно. Пользователь сразу получит обратную связь, а это важно: говоря о самообучении, не нужно ограничиваться разговором о доступных ресурсах. Мы должны говорить о том, как мы их используем и контролируем.


Пример образовательного маркетплейса Корпоративного университета Сбербанка

Пример образовательного маркетплейса Корпоративного университета Сбербанка

Примеры развития культуры самообучения

Внешние платформы

Образовательные платформы Coursera, Lynda.com, Udemy, Udacity, Skillshare и т. д. выступают в качестве агрегаторов различных курсов: по бизнесу, технологиям, иностранным языкам и т. п. Включают видеозаписи лекций, автоматическое оценивание и рецензируемые задания, а также форумы для общения. По окончании курсов пользователь получает электронный сертификат. Помимо данных агрегаторов существуют и иные образовательные платформы.

Пример: серия курсов Pixar in A Box (компания Pixar) на платформе Khan Academy1.

На данный момент включает более 10 бесплатных образовательных курсов по анимации, созданию спецэффектов, искусству повествования, рендерингу и другим аспектам мультипликационной деятельности.

Курсы демонстрируют, как традиционные школьные предметы (математика, физика, рисование) становятся жизненно важной частью повседневной работы по производству мультипликационных фильмов. Процесс обучения включает в себя просмотр видеороликов и выполнение заданий для проверки усвоения материала.

Учебные порталы

Представляют собой образовательные онлайн-платформы, которые позволяют сотрудникам обмениваться знаниями и информацией. В одном месте могут быть собраны формальные и неформальные образовательные материалы.

Пример: корпоративный учебный портал банковской группы Santander.

Он является одним из самых востребованных корпоративных порталов в мире и предлагает новый способ создания, реализации и оценки влияния обучения посредством развития более тесных связей с бизнесом и учащимися. Использует различный контент из внутренних и внешних источников информации и нацелен на то, чтобы информировать всех сотрудников организации о новых трендах на рынке и в бизнесе. В результате порталом пользуются 190 000 сотрудников, количество посещений — более миллиона в год2.

Самостоятельный выбор направления обучения

Благодаря образовательным онлайн-платформам организация может предоставить сотруднику или команде широкий спектр самых различных программ и курсов. Это позволяет работникам самостоятельно оценивать свои потребности в обучении и в зависимости от этого выбирать те или иные направления для развития, формируя индивидуальные образовательные программы.

Пример: образовательная программа Learning Together, компания Boeing.

Дает возможность сотрудникам получить диплом, профессиональный сертификат или пройти отдельные курсы в более чем 270 партнерских колледжах и университетах3. Инвестиции Boeing в программу составили более одного миллиарда долларов.

Пройти обучение могут сотрудники, отработавшие в компании более года, вне зависимости от своего положения на карьерной лестнице. Более того, направление обучения может не соответствовать текущей специализации работника, так как компания поощряет стремление сотрудников пробовать себя в новых ролях.

На данный момент программа обучения Learning Together является ведущей в своей отрасли.

Поддержка непрерывного обучения сотрудника в период изменения его роли/функции

Повышение сотрудника в должности, горизонтальное перемещение или просто расширение должностных обязанностей предполагает преобретение новых знаний, навыков и  компетенций. Современные онлайн-платформы позволяют компании планировать обучение исходя из потребностей сотрудника — к примеру, на основе корпоративной модели компетенций (competency model). Таким образом обеспечивается поддержка непрерывного обучения сотрудника в период изменения его роли или функции.

Пример: программы корпоративного обучения, компания Canon4.

Компания активно поддерживает систему обучения, в рамках которой каждый сотрудник может выбрать интересующий его курс и заняться саморазвитием. Одна из таких программ — Management Training — предназначена для новых руководителей.

Ее задача — уделить особое внимание сотрудникам, которые перешли на новую должность, чтобы данный переход был для них максимально эффективным. В рамках этой программы компания использует формат электронного обучения (e-learning).

Источники

  1. Khan Academy — ‘’Pixar in a Box’’, 2017

  2. EFMD — ‘’Digital Age Learning’’, 2017

  3. Boeing — ‘’Boeing: Building Leaders. Learning Together Program’’, 2017

  4. Canon Global — ‘’CSR Activities’’, 2017