Культура обучения (learning culture) — совокупность сложившихся в организации механизмов, ценностей и практик, связанных с развитием сотрудников; корпоративная культура, в которой эти процессы оцениваются как важные, играющие ключевую роль.
Обучающаяся организация поддерживает все форматы обучения — формальное, неформальное, на рабочем месте и т. д. — и рассматривает обучение как неотделимую часть рабочего процесса. Разрабатывает интерактивные учебные программы, которые используют реальные кейсы и дают учащимся возможность практической работы. Основное внимание при этом уделяется самообучению (self-learning) и непрерывному обучению (lifelong learning).
Тренды культуры обучения
Развитие культуры самообучения в организациях: конструирование и поддержка маркетплейса образовательных услуг
Сегодня все больше организаций продвигают обучение на базе системы самообслуживания. Для этого компании используют собственные ресурсы, создают и поддерживают образовательный маркетплейс (educational marketplace).
Кейс Philips | Кейс Siemens |
В этой компании построена система контроля и самообучения с сертификацией навыков на разных уровнях. При этом, сделав сертификационный экзамен по отдельным навыкам, компания для себя четко формулирует, чего именно она ожидает от сотрудника. В теории сотрудник сможет пойти прямо на сертификационный экзамен, но реально сдать его без подготовки нельзя. Однако компания, обладая мощными ресурсами, предлагает множество возможностей подготовиться к экзамену. Сотрудник может читать профессиональную литературу или пройти электронный курс обучения, плюс действует система сообществ, то есть социальное обучение. Сертификацию можно сдавать сколько угодно раз. |
Компания Siemens запустила портал My world of education («Мой мир обучения») с огромным количеством ресурсов. Чтобы зарегистрироваться на портале, нужно сначала онлайн пройти экспресс-оценку компетенций, по результатам которой пользователю предложат рекомендации и курсы, которые можно взять. По окончании обучения онлайн-оценку можно пройти повторно. Пользователь сразу получит обратную связь, а это важно: говоря о самообучении, не нужно ограничиваться разговором о доступных ресурсах. Мы должны говорить о том, как мы их используем и контролируем. |
Пример образовательного маркетплейса Корпоративного университета Сбербанка

Примеры развития культуры самообучения
Внешние платформы
Образовательные платформы Coursera, Lynda.com, Udemy, Udacity, Skillshare и т. д. выступают в качестве агрегаторов различных курсов: по бизнесу, технологиям, иностранным языкам и т. п. Включают видеозаписи лекций, автоматическое оценивание и рецензируемые задания, а также форумы для общения. По окончании курсов пользователь получает электронный сертификат. Помимо данных агрегаторов существуют и иные образовательные платформы.
Пример: серия курсов Pixar in A Box (компания Pixar) на платформе Khan Academy1.
На данный момент включает более 10 бесплатных образовательных курсов по анимации, созданию спецэффектов, искусству повествования, рендерингу и другим аспектам мультипликационной деятельности.
Курсы демонстрируют, как традиционные школьные предметы (математика, физика, рисование) становятся жизненно важной частью повседневной работы по производству мультипликационных фильмов. Процесс обучения включает в себя просмотр видеороликов и выполнение заданий для проверки усвоения материала.
Учебные порталы
Представляют собой образовательные онлайн-платформы, которые позволяют сотрудникам обмениваться знаниями и информацией. В одном месте могут быть собраны формальные и неформальные образовательные материалы.
Пример: корпоративный учебный портал банковской группы Santander.
Он является одним из самых востребованных корпоративных порталов в мире и предлагает новый способ создания, реализации и оценки влияния обучения посредством развития более тесных связей с бизнесом и учащимися. Использует различный контент из внутренних и внешних источников информации и нацелен на то, чтобы информировать всех сотрудников организации о новых трендах на рынке и в бизнесе. В результате порталом пользуются 190 000 сотрудников, количество посещений — более миллиона в год2.
Самостоятельный выбор направления обучения
Благодаря образовательным онлайн-платформам организация может предоставить сотруднику или команде широкий спектр самых различных программ и курсов. Это позволяет работникам самостоятельно оценивать свои потребности в обучении и в зависимости от этого выбирать те или иные направления для развития, формируя индивидуальные образовательные программы.
Пример: образовательная программа Learning Together, компания Boeing.
Дает возможность сотрудникам получить диплом, профессиональный сертификат или пройти отдельные курсы в более чем 270 партнерских колледжах и университетах3. Инвестиции Boeing в программу составили более одного миллиарда долларов.
Пройти обучение могут сотрудники, отработавшие в компании более года, вне зависимости от своего положения на карьерной лестнице. Более того, направление обучения может не соответствовать текущей специализации работника, так как компания поощряет стремление сотрудников пробовать себя в новых ролях.
На данный момент программа обучения Learning Together является ведущей в своей отрасли.
Поддержка непрерывного обучения сотрудника в период изменения его роли/функции
Повышение сотрудника в должности, горизонтальное перемещение или просто расширение должностных обязанностей предполагает преобретение новых знаний, навыков и компетенций. Современные онлайн-платформы позволяют компании планировать обучение исходя из потребностей сотрудника — к примеру, на основе корпоративной модели компетенций (competency model). Таким образом обеспечивается поддержка непрерывного обучения сотрудника в период изменения его роли или функции.
Пример: программы корпоративного обучения, компания Canon4.
Компания активно поддерживает систему обучения, в рамках которой каждый сотрудник может выбрать интересующий его курс и заняться саморазвитием. Одна из таких программ — Management Training — предназначена для новых руководителей.
Ее задача — уделить особое внимание сотрудникам, которые перешли на новую должность, чтобы данный переход был для них максимально эффективным. В рамках этой программы компания использует формат электронного обучения (e-learning).
Источники
-
EFMD — ‘’Digital Age Learning’’, 2017
-
Boeing — ‘’Boeing: Building Leaders. Learning Together Program’’, 2017