• Словарь терминов

Компетенция

Компетенция (competence) — комбинация навыков, знаний и опыта, необходимых для эффективного выполнения поставленных задач1.

В 1955 году американский ученый и специалист по организационной психологии Даниэль Кац предложил следующую классификацию компетенций2:

► функциональные (технические) компетенции — знания и навыки, относящиеся к технической экспертизе, необходимой для выполнения работы;

► управленческие компетенции — знания и навыки, необходимые для планирования, организации и использования ресурсов;

► коммуникационные компетенции — знания и навыки, необходимые для взаимодействия с окружающими;

► концептуальные компетенции — знания и навыки, необходимые для планирования и мышления на абстрактных уровнях.

Однако с тех пор модели компетенций претерпели значительные изменения, так как их фокус сместился на цифровые и социальные навыки.

Метакомпетенции (metacompetences)

К категории метакомпетенций относятся неотъемлемые свойства личности. Способность индивида к осознанию собственных сильных и слабых интеллектуальных сторон, образ действия в различных обстоятельствах при решении задач, применение навыков и знаний и способы компенсации недостающих компетенций3.

В том числе:

► навыки планирования, запуска, проверки и оценки собственных когнитивных процессов;

► понимание уровня сложности решаемых задач;

► способность к анализу информации;

► навык использования эффективных когнитивных помощников и инструментов, например графиков и аналогий.

Социальные компетенции (social competences)

Современные представления о компетенциях были сформулированы Д. Уинтертоном (J. Winterton) и Ф. Ле Дестом (F. le Deist) в работе «Что такое компетенции?» в 2005 году. Ряд современных исследователей расширили их представления и определили дополнительные компетенции, которые условно можно отнести к категории социальных.

Р. Бояцис (R. E. Boyatzis), Ж. Батиста-Фоге (J. M. Batista-Foguet) и др. ввели понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI)4 как объединение ряда эмоциональных компетенций: способности осознавать свои и чужие эмоции, способности управлять своими и чужими эмоциями, способности управлять отношениями: решать конфликты, налаживать связи в команде, воодушевлять и т.д.

Ф. Леонг (F. T. L. Leong) и П. Вонг (P. T. P. Wong) выделяют культурную или кросскультурную компетенцию в рамках ситуационной модели компетенций5. Такие компетенции особенно актуальны при межкультурном и межконфессиональном взаимодействии.

Типология компетенций в психологии развития6

► Когнитивные (cognitive competences). Базовый набор знаний и навыков, которые являются основой для деятельности и формирования прочих компетенций.

► Функциональные (functional competencies). Методики и навыки, необходимые для применения когнитивных компетенций в конкретных ситуациях.

► Операционные (operational competences). Оценка задачи и выбор подходящей стратегии ее решения.

Этот подход критикуют за то, что он ограничивается лишь когнитивными аспектами и отрицает социально обусловленную трансформацию субъективных перспектив индивида7.

Модель компетенций

Модель компетенций (competency model) и документ, описывающий данную модель, — это инструмент кадрового менеджмента и ключевой элемент стратегии компании. Включает набор компетенций, необходимых для успешного выполнения определенной работы в данной организации. Модели могут создаваться под конкретные работы, рабочие группы, занятия, индустрии и организации.

Для целей образования важно, что компетенции, необходимые в определенных (типичных) областях, например в продажах и управлении, тщательно изучались. Сформировалась методология использования таких моделей для выявления сильных и слабых сторон сотрудников, проектных групп и функциональных подразделений.

Модель компетенций, как правило, включает в себя:

► список компетенций; например, «быть командным игроком»;

► подробное описание требуемых знаний и навыков для каждой компетенции;

► модель компетенций в виде диаграммы.

Модель компетенций Сбербанка

Модель компетенций Сбербанка

Оценка компетенций

Объективные компетенции

Для оценки используют стандартное тестирование результатов деятельности и анализ перспектив деятельности сотрудника.

Субъективные компетенции

Оценка способностей и навыков, необходимых для выполнения задач и решения проблем.


Время закрепления компетенции (time to competence)

Время, затраченное обучающимся до устойчивого проявления целевой компетенции.

Ключевые компетенции (core competences)

Ключевыми называют компетенции, которые не зависят от контекста: их можно применять без потери эффективности в различных институциональных условиях, занятиях и задачах. Они, как правило, включают в себя базовые способности и компетентности: грамотность, умение считать, общее образование; методологические компетенции: решение задач, навыки в ИТ; коммуникативные навыки, включая умение письменно излагать мысли и способности к презентации; аналитические компетенции, например критическое мышление и т. п.

Модель способностей Ассоциации развития талантов (ATD) для профессионалов в области обучения и развития8

В декабре 2019 года Ассоциация развития талантов сформулировала для профессионалов в области обучения и развития «модель способностей» (The Talent Development Capability Model). Переходя от модели компетенций к модели способностей, Ассоциация помогает профессионалам использовать свои знания и навыки для создания и внедрения инноваций, управления изменениями и демонстрации результатов.

модель способностей

Личные способности:

► коммуникативные навыки; эмоциональный интеллект;

► принятие решений; лидерские навыки;

► управление проектами;

► способность работать в мультикультурных командах;

► стремление к постоянному обучению и развитию.

модель способностей

Профессиональные способности: 

► понимание моделей и концепций педагогического дизайна;

► знание теорий и методов обучения;

► понимание принципов разработки обучающих программ;

► умение управлять знаниями в организации; 

► понимание принципов оценки эффективности обучения;

► развитие лидерских и профессиональных навыков сотрудников;

► коучинг и менторинг.

модель способностей

Бизнес-способности: 

► понимание основных трендов рынков;

► понимание основ консультационного подхода;

► умение выстраивать организационную культуру; 

► стратегическое мышление;

► нацеленность на результат;

► понимание моделей постоянного улучшения продуктов и услуг;

► сбор и анализ данных в организации.

Компетенции будущего (competences of the future)

Ближайшее будущее потребует кардинально нового набора компетенций, необходимых в мире VUCA.

В 2017 году BCG выпустила отчет «Россия 2025. От кадров к талантам» по результатам масштабного исследования крупных работодателей России и сбора мнений о задачах и приоритетах компаний до 2025 года. Одним из достижений стала разработанная целевая модель компетенций-2025, которая включает в себя когнитивные, социальноповеденческие и цифровые навыки под девизом «Эволюционируй или вымрешь».

Целевая модель компетенций 20259

когнитивные навыки
 

Когнитивные навыки

 

Саморазвитие:

Организованность:

Управленческие навыки:

► самосознание

► обучаемость

► восприятие критики и обратная связь

► любознательность

► организация своей деятельности

► управление ресурсами

► приоритизация

► постановка задач

► формирование команд

► развитие других

► мотивирование других

► делегирование

Достижение результатов:

Решение нестандартных задач:

Адаптивность:

► ответственность, принятие риска

► настойчивость в достижении целей

► инициативность

► креативность, в том числе умение видеть возможности

► критическое мышление

► работа в условиях неопределенности


Социально-поведенческие навыки
 

Социально-поведенческие навыки

 

Коммуникация:

Межличностные навыки:

Межкультурное взаимодействие:

► презентационные навыки

► письменные навыки

► переговорные навыки

► открытость

► работа в команде

► этичность

► эмпатия

► клиентоориентирован­ность

► управление стрессом

► адекватное восприятие критики

► приоритизация

► постановка задач

► формирование команд

► развитие других

► мотивирование других

► делегирование

Цифровые навыки
 

Цифровые навыки

 

Создание систем:

Управление информацией:

► программирование

► разработка приложений

► проектирование производственных систем

► обработка и анализ данных

Необходимо подчеркнуть, что пункты, описывающие когнитивные навыки в данной модели, отличаются от классических, которые обычно включают ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение.

Источники

  1. Gorsline K. — ‘’A competency proile for human resources, no more shoemakers children’’

  2. Katz D. — ‘’Review of Handbook of Social Psychology’’, 1955

  3. Jameson K., Narens L., Goldfarb K., Nelson T. — ‘’The inluence of near-threshold priming on metamemory and recall’’ — Acta Psychologica 73(1), 1990

  4. Batista-Foguet J., Saris R., Boyatzis E., Guillen L., Serlavos R. — ‘’Efect of response scale on assessment of emotional intelligence competencies’’ — Personality and Individual Diferencies vol. 46, 2009

  5. Leong F., Wong P. — ‘’Optimal Human Functioning From Cross Cultural Perspectives: Cultural Competence as an Organizing Framework’’ — Counseling Psychology’s Focus on Positive Aspects of Human Functioning — T. S. Krieshok [et al.] Mahwah — NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2012

  6. Greeno J. G., Riley M. S., Gelman R. — ‘’Conceptual competence and children’s counting’’ — Cognitive Psychology 16, 1984

  7. Elbers E. — ‘’The development of competence and its social context’’ — Educational Psychology Review 3(2), 1991

  8. Association for Talent Development — ‘’Talent Development Capability Model’’, 2019

  9. Digital Russia «Россия 2025: от кадров к талантам», 2017