Компетенция (competence) — комбинация навыков, знаний и опыта, необходимых для эффективного выполнения поставленных задач1.
В 1955 году американский ученый и специалист по организационной психологии Даниэль Кац предложил следующую классификацию компетенций2:
► функциональные (технические) компетенции — знания и навыки, относящиеся к технической экспертизе, необходимой для выполнения работы;
► управленческие компетенции — знания и навыки, необходимые для планирования, организации и использования ресурсов;
► коммуникационные компетенции — знания и навыки, необходимые для взаимодействия с окружающими;
► концептуальные компетенции — знания и навыки, необходимые для планирования и мышления на абстрактных уровнях.
Однако с тех пор модели компетенций претерпели значительные изменения, так как их фокус сместился на цифровые и социальные навыки.
Метакомпетенции (metacompetences)
К категории метакомпетенций относятся неотъемлемые свойства личности. Способность индивида к осознанию собственных сильных и слабых интеллектуальных сторон, образ действия в различных обстоятельствах при решении задач, применение навыков и знаний и способы компенсации недостающих компетенций3.
В том числе:
► навыки планирования, запуска, проверки и оценки собственных когнитивных процессов;
► понимание уровня сложности решаемых задач;
► способность к анализу информации;
► навык использования эффективных когнитивных помощников и инструментов, например графиков и аналогий.
Социальные компетенции (social competences)
Современные представления о компетенциях были сформулированы Д. Уинтертоном (J. Winterton) и Ф. Ле Дестом (F. le Deist) в работе «Что такое компетенции?» в 2005 году. Ряд современных исследователей расширили их представления и определили дополнительные компетенции, которые условно можно отнести к категории социальных.
Р. Бояцис (R. E. Boyatzis), Ж. Батиста-Фоге (J. M. Batista-Foguet) и др. ввели понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI)4 как объединение ряда эмоциональных компетенций: способности осознавать свои и чужие эмоции, способности управлять своими и чужими эмоциями, способности управлять отношениями: решать конфликты, налаживать связи в команде, воодушевлять и т.д.
Ф. Леонг (F. T. L. Leong) и П. Вонг (P. T. P. Wong) выделяют культурную или кросскультурную компетенцию в рамках ситуационной модели компетенций5. Такие компетенции особенно актуальны при межкультурном и межконфессиональном взаимодействии.
Типология компетенций в психологии развития6
► Когнитивные (cognitive competences). Базовый набор знаний и навыков, которые являются основой для деятельности и формирования прочих компетенций.
► Функциональные (functional competencies). Методики и навыки, необходимые для применения когнитивных компетенций в конкретных ситуациях.
► Операционные (operational competences). Оценка задачи и выбор подходящей стратегии ее решения.
Этот подход критикуют за то, что он ограничивается лишь когнитивными аспектами и отрицает социально обусловленную трансформацию субъективных перспектив индивида7.
Модель компетенций
Модель компетенций (competency model) и документ, описывающий данную модель, — это инструмент кадрового менеджмента и ключевой элемент стратегии компании. Включает набор компетенций, необходимых для успешного выполнения определенной работы в данной организации. Модели могут создаваться под конкретные работы, рабочие группы, занятия, индустрии и организации.
Для целей образования важно, что компетенции, необходимые в определенных (типичных) областях, например в продажах и управлении, тщательно изучались. Сформировалась методология использования таких моделей для выявления сильных и слабых сторон сотрудников, проектных групп и функциональных подразделений.
Модель компетенций, как правило, включает в себя:
► список компетенций; например, «быть командным игроком»;
► подробное описание требуемых знаний и навыков для каждой компетенции;
► модель компетенций в виде диаграммы.
Модель компетенций Сбербанка

Оценка компетенций
Объективные компетенции
Для оценки используют стандартное тестирование результатов деятельности и анализ перспектив деятельности сотрудника.
Субъективные компетенции
Оценка способностей и навыков, необходимых для выполнения задач и решения проблем.
Время закрепления компетенции (time to competence)
Время, затраченное обучающимся до устойчивого проявления целевой компетенции.
Ключевые компетенции (core competences)
Ключевыми называют компетенции, которые не зависят от контекста: их можно применять без потери эффективности в различных институциональных условиях, занятиях и задачах. Они, как правило, включают в себя базовые способности и компетентности: грамотность, умение считать, общее образование; методологические компетенции: решение задач, навыки в ИТ; коммуникативные навыки, включая умение письменно излагать мысли и способности к презентации; аналитические компетенции, например критическое мышление и т. п.
Модель способностей Ассоциации развития талантов (ATD) для профессионалов в области обучения и развития8
В декабре 2019 года Ассоциация развития талантов сформулировала для профессионалов в области обучения и развития «модель способностей» (The Talent Development Capability Model). Переходя от модели компетенций к модели способностей, Ассоциация помогает профессионалам использовать свои знания и навыки для создания и внедрения инноваций, управления изменениями и демонстрации результатов.
![]() |
Личные способности: ► коммуникативные навыки; эмоциональный интеллект; ► принятие решений; лидерские навыки; ► управление проектами; ► способность работать в мультикультурных командах; ► стремление к постоянному обучению и развитию. |
![]() |
Профессиональные способности: ► понимание моделей и концепций педагогического дизайна; ► знание теорий и методов обучения; ► понимание принципов разработки обучающих программ; ► умение управлять знаниями в организации; ► понимание принципов оценки эффективности обучения; ► развитие лидерских и профессиональных навыков сотрудников; ► коучинг и менторинг. |
![]() |
Бизнес-способности: ► понимание основных трендов рынков; ► понимание основ консультационного подхода; ► умение выстраивать организационную культуру; ► стратегическое мышление; ► нацеленность на результат; ► понимание моделей постоянного улучшения продуктов и услуг; ► сбор и анализ данных в организации. |
Компетенции будущего (competences of the future)
Ближайшее будущее потребует кардинально нового набора компетенций, необходимых в мире VUCA.
В 2017 году BCG выпустила отчет «Россия 2025. От кадров к талантам» по результатам масштабного исследования крупных работодателей России и сбора мнений о задачах и приоритетах компаний до 2025 года. Одним из достижений стала разработанная целевая модель компетенций-2025, которая включает в себя когнитивные, социальноповеденческие и цифровые навыки под девизом «Эволюционируй или вымрешь».
Целевая модель компетенций 20259
![]() |
Когнитивные навыки |
Саморазвитие: |
Организованность: |
Управленческие навыки: |
► самосознание ► обучаемость ► восприятие критики и обратная связь ► любознательность |
► организация своей деятельности ► управление ресурсами |
► приоритизация ► постановка задач ► формирование команд ► развитие других ► мотивирование других ► делегирование |
Достижение результатов: |
Решение нестандартных задач: |
Адаптивность: |
► ответственность, принятие риска ► настойчивость в достижении целей ► инициативность |
► креативность, в том числе умение видеть возможности ► критическое мышление |
► работа в условиях неопределенности |
![]() |
Социально-поведенческие навыки |
Коммуникация: |
Межличностные навыки: |
Межкультурное взаимодействие: |
► презентационные навыки ► письменные навыки ► переговорные навыки ► открытость |
► работа в команде ► этичность ► эмпатия ► клиентоориентированность ► управление стрессом ► адекватное восприятие критики |
► приоритизация ► постановка задач ► формирование команд ► развитие других ► мотивирование других ► делегирование |
![]() |
Цифровые навыки |
Создание систем: |
Управление информацией: |
► программирование ► разработка приложений ► проектирование производственных систем |
► обработка и анализ данных |
Необходимо подчеркнуть, что пункты, описывающие когнитивные навыки в данной модели, отличаются от классических, которые обычно включают ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение.
Источники
-
Gorsline K. — ‘’A competency proile for human resources, no more shoemakers children’’
-
Katz D. — ‘’Review of Handbook of Social Psychology’’, 1955
-
Jameson K., Narens L., Goldfarb K., Nelson T. — ‘’The inluence of near-threshold priming on metamemory and recall’’ — Acta Psychologica 73(1), 1990
-
Batista-Foguet J., Saris R., Boyatzis E., Guillen L., Serlavos R. — ‘’Efect of response scale on assessment of emotional intelligence competencies’’ — Personality and Individual Diferencies vol. 46, 2009
-
Leong F., Wong P. — ‘’Optimal Human Functioning From Cross Cultural Perspectives: Cultural Competence as an Organizing Framework’’ — Counseling Psychology’s Focus on Positive Aspects of Human Functioning — T. S. Krieshok [et al.] Mahwah — NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2012
-
Greeno J. G., Riley M. S., Gelman R. — ‘’Conceptual competence and children’s counting’’ — Cognitive Psychology 16, 1984
-
Elbers E. — ‘’The development of competence and its social context’’ — Educational Psychology Review 3(2), 1991
-
Association for Talent Development — ‘’Talent Development Capability Model’’, 2019