Кейс-метод (case method), или кейс-стади (case study) — технология бизнес-образования, основой которой является методически организованный процесс анализа конкретных хозяйственных ситуаций, кейсов (ситуационный анализ), в ходе которого у обучаемых развиваются определенные навыки.
Кейс (case), или ситуационная задача, или хозяйственная ситуация — специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики.
Принципы кейс-метода
► Индуктивный подход к обучению: имея определенную базу знаний и опыта, обучающиеся движутся от частного к общему.
► Приобретение необходимых в будущей деятельности навыков исследования, анализа и принятия решений, выход на требуемый уровень обобщения.
► Формирование умений и навыков мыслительной деятельности. Особое внимание уделяется развитию способности к обучению, умению перерабатывать большие объемы информации.
Христофор Колумб Лэнгделл (Christopher Columbus Langdell) (1826– 1906) — американский юрист, основоположник кейсового метода. Автор первых сборников кейсов Selection of Cases on the Law of Contracts (1871), Cases on Sales (1872), Cases in Equity Pleading (1883). C 1870 по 1895 год — преподаватель и декан Школы права Гарвардского университета.
Классификация кейсов
1. По объему информации:
► Полноформатные (гарвардские) кейсы (harvard-style cases) — кейсы, в которых представлена полная и всеобъемлющая информация о хозяйственной ситуации. Особенностью гарвардских кейсов является предоставление большого объема излишних сведений, что требует от обучающегося навыков выделения релевантной информации. Обычно объем таких кейсов (без приложений) составляет не менее 1,0 п. л. (24 страницы). Гарвардская технология обучения предполагает, что до 90% обучения в очном классе приходится на разбор кейсов, в то время как теории, понятия и концепции, необходимые для их осознанного разбора, изучаются предварительно.
► Мини-кейсы (mini cases) — кейсы объемом до 10–15 страниц текста. Как правило, используются в корпоративном обучении.
2. По способу использования:
► Иллюстративный (описательный) кейс (descriptive case) — профессионально изложенный практический пример, иллюстрация отдельных положений теории, удачных или ошибочных решений и т. п. Обычно такие кейсы не предназначены для развернутого обсуждения, но их можно использовать для самостоятельного задания, предложив слушателю провести анализ ситуации и дать оценку уже принятых решений.
► Учебный кейс (study case) — разрабатывается для обсуждения, самостоятельного анализа и поиска, а не для иллюстрации того, как надо или не надо было поступать, или как работает теоретическое положение на практике. Данный тип кейса не предполагает наличия «единственно правильного решения». Наибольшую ценность для этого типа заданий представляют материалы, позволяющие организовать работу по идентификации проблемы и самостоятельному поиску решений.
Трансформация кейс-метода
Развитие метода идет по трем направлениям:
1. Кастомизация (customization).
2. Драматизация/оживление — для повышения эмоциональной вовлеченности и мотивации учащихся.
3. Повышение разнообразия (например, кейсы в VUCA-реальности).
Традиционные письменные, а теперь и мультимедийные кейсы используются для кодификации опыта.
Их нельзя противопоставлять новым форматам, основанным на кейс-методе — реальным или живым кейсам. В этом случае кейс представляют и анализируют вместе с реальными участниками описанных в нем событий. Такие формы могут как дополнять традиционный кейс, так и быть отдельным форматом.
Кейс-метод, работающий на внутренних кейсах, становится одним из ключевых методов смешанного обучения (blended learning).
Собственные кейсы необходимы:
► для глубокой кастомизации программ и погружения слушателей в специфику бизнеса;
► для анализа и поиска лучших практик как внутри компании, так и вовне;
► для анализа собственных ошибок и извлечения из них уроков.
В современной практике корпоративного обучения кейсы используются для развития широкого круга компетенций, в частности:
1. Изменение поведения:
► личный опыт решения проблем;
► терпимость к ошибкам;
► вариативность мышления, готовность обучаться на опыте других;
► скорость и качество принятия решений;
► готовность обоснованно отстаивать собственную позицию.
2. Управление рисками:
► стратегический анализ проблем, стремление прояснять результаты и последствия решений;
► многомерный анализ проблем, внимание к потенциальным рискам;
► опыт решения типичных бизнес-проблем, снижение вероятности негативных сценариев в реальной бизнес-среде;
► проактивная подготовка в условиях быстро изменяющейся среды.
3. Развитие корпоративной культуры:
► совместное решение проблем;
► терпимость к ошибкам, их быстрое выявление и исправление;
► ценность инноваций;
► продуктивные модели корпоративного поведения: открытость, гибкость, взаимное уважение.
При правильном использовании кейс-метод — успешный конкурент симуляций в области когнитивных стратегий.
Зона трансформации кейс-метода |
Преодоление ограничений |
Соотнесение типа кейса и решаемых кейсом задач (ожидаемых результатов) |
Решение реальных, а не условных задач |
Релевантность типа кейса целевой аудитории |
Самостоятельный поиск информации для решения |
Наличие в кейсе проблемы, интриги |
Актуальные кейсы |
Нетривиальное решение |
Неповторяемость |
Подготовка участников к решению кейса |
Не копирование чужого опыта, а получение собственного |
Способ реализации |
Не только решение, но и воплощение |
Традиционный кейс: learning by thinking |
Живой кейс: learning by acting
|
► Читаю, изучаю, анализирую данные, делаю выводы, планирую действия ► Проблема/иллюстрация ► Абстрактно-логический уровень IQ |
► Смотрю, слушаю, анализирую действия, доверяю, сравниваю, примеряю на себя, оцениваю себя ► Ролевая модель ► Предметно-логический уровень ► EQ |
Кейсы для VUCA-реальности
VUCA (аббревиатура: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguity (неоднозначность)) — концепция, сформулированная в 1990-е годы полковником армии США Стефаном Гарросом (Stefan Garros), PhD поведенческих наук.
VUCA описывает не временное состояние среды, а новое качество современной реальности, к которому важно адаптироваться на уровне поведения, компетенций, мышления и психологических состояний (mindset).
VUCA-кейсы
► Учат принимать решения в условиях принципиально неполной информации, находить смысл в море разнородной, часто несвязанной и противоречивой информации, учитывать взаимосвязи многих факторов.
► Развивают вариативность мышления, сценарное видение и способность быстро переключаться между разными сценариями, легко отказываться от своего решения в пользу лучшего.
► Формируют сетевое сознание, коммуникативную модель принятия решений, терпимость к противоречиям, взаимоисключающим вариантам развития событий.
► Помогают научиться сохранять психологический комфорт в ситуациях информационной перегрузки.
Как разработать эффективный кейс
Необходимые элементы
1. Проблема.
2. Экспертиза.
3. Сценарий.
4. Драматургия.
5. Контекст.
Фабула кейса
► Описание некой ситуации, которая содержит набор событий, связанных определенной проблемой в единое целое.
► Ситуация должна иметь четкие временные границы, фиксирующие ее в непрерывном процессе.
► В бизнес-образовании используются кейсы, где ключевыми объектами изучения выступают среда бизнеса, организации и люди, принимающие решения.
Сторителлинг (storytelling) — основа «живого» кейса. Это способ донесения аудитории историй с реальными или выдуманными персонажами.
Принципы успешного сторителлинга:
1
► история личностно значима для выступающего, имеет эмоциональную окраску;
► у истории есть сверхзадача: мы понимаем, что хотим ей сказать, на что повлиять и какие эмоции вызвать у слушателей; история драматична и интересна, содержит какой-то конфликт, столкновение интересов или обстоятельств;
► история построена по классическим принципам композиции, рассказана последовательно: имеет завязку, кульминацию и развязку; содержит сюжетные повторы, конкретные яркие детали, иллюстративный материал;
► у истории должен быть ясный вывод и мораль, но слушатель должен понять его сам, вывод не заявляется.
Где найти готовые кейсы
Для использования в корпоративном образовательном процессе доступны кейсы из основных ресурсных центров кейсов (case clearing houses):
1. Международные ресурсные центры:
► Европейский ресурсный центр учебных кейсов (до 01.07.2013 European Case Clearing House)
2. Ресурсные центры ведущих мировых школ бизнеса:
► Amity Research Centers (Индия);
► Darden School of Business (США);
► Harvard Business Publishing (США);
► Harvard Kennedy School Case Program (США);
► IBS Hyderabad (Индия);
► IMD (Швейцария);
► INSEAD (Франция, ОАЭ, Сингапур);
► Ivey Publishing (Канада);
► Stanford Graduate School of Business (США).
3. Ресурсные центры российских рейтинговых школ бизнеса:
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета является крупнейшим центром создания учебных кейсов по практике ведения бизнеса в России. По состоянию на 01.02.2019 коллекция ВШМ СПбГУ в The Case Centre насчитывает 242 регистрационные единицы (142 кейса и 100 методических рекомендаций для преподавателей по работе с кейсами — Teaching Note).
4. Кастомизированные коллекции кейсов компаний:
Корпоративный университет Сбербанка выпустил две части учебного пособия «Кейсы по программам Школы финансов». Оно включает кейсы по экономике, финансам банка, финансам предприятия, корпоративным финансам.
Источники