• Словарь терминов

Кастомизация

Кастомизация (customization) — приведение продукта и отдельных характеристик в соответствие с актуальными потребностями клиента.

В образовании — соответствие образовательного решения целевой аудитории, потребностям, а также задачам, стоящим перед заказчиком.

Чем выше уровень кастомизации, тем более специализированным является образовательное решение и тем уже круг потенциальных слушателей.

Глубина кастомизации

кастомизация

1. Отсутствие кастомизации (коробочное решение)

Подобные программы могут быть применены для обучения максимально широкого числа слушателей. На нулевом уровне, как правило, находятся различные MBA-программы, деловые игры, открытые программы.

2. Фасилитация (facilitation)

Коробочные решения, правила и особенности которых адаптируются фасилитатором под конкретного заказчика.

3. Специализированные образовательные решения

Подбор содержания, примеров или структуры образовательного решения под требования заказчика. Подобные решения предполагают ограниченный круг слушателей, для которых контент специализированных образовательных решений будет актуален.

4. Глубокая кастомизация

Неповторимая программа, актуальная только для узкого круга слушателей. Образовательное решение разрабатывается на основе кейсов, практики и специфики определенной компании или даже подразделения. Кастомизируется под конкретные задачи заказчика абсолютно все: содержание, формат, преподаватели, методики и т. д.

Например, программа Sbergile Корпоративного университета Сбербанка основана на методологии Agile, но существенно переработана и построена на основе кейсов Сбербанка с активным привлечением в качестве преподавателей лидеров банка.

5. Персональное образовательное решение

Кастомизация под конкретного слушателя, например в зависимости от его роли в команде или на основе его уровня предварительной подготовки, определенной в процессе предварительного тестирования, и т. п.

Например, программа Корпоративного университета Сбербанка «Владелец продукта», направленная на сотрудников с данной ролью в команде.

Персонализация как форма кастомизации

Персонализация — разработка учебных программ с учетом интересов, опыта, предпочтений и темпов обучения конкретного человека. В зависимости от используемых технологий и методов преподавания выделяют четыре формы персонализированного обучения: расширение автономности обучающегося, самообразование, дифференцированное обучение и адаптивное обучение.

Являясь крайней формой глубокой кастомизации, персонализация (personalization of learning) сама по себе может быть использована как локальное решение в рамках адаптивных (adaptive learning) образовательных программ с произвольным уровнем кастомизации, в том числе в массовых продуктах.

Простейшие и самые распространенные формы персонализации образовательного решения — настраиваемые адаптивные тесты (adaptive testing) и роботическое создание индивидуальных образовательных траекторий (individual educational trajectory), которые учитывают такие индивидуальные параметры, как уровень предметной экспертизы, круг интересов слушателя, скорость принятия решений, темпоритм, а также специфические поведенческие характеристики, выявленные статистическими методами с помощью искусственного интеллекта (artiicial intelligence).