• Словарь терминов

Искусственный интеллект в обучении

Искусственный интеллект (artiicial intelligence) (ИИ) — научная технология моделирования процессов познания и мышления человека с помощью вычислительных устройств, использование применяемых человеком методов решения задач для повышения производительности компьютеров1.

Направления использования ИИ в обучении2

Представление знаний

Решение задач, связанных с представлением и формализацией знаний в памяти системы ИИ.

1. Работа с информацией:

► создание методов правдоподобного и достоверного извлечения выводов из уже известной информации;

► разработка способов восполнения информационных лакун;

► построение логических конструкций, которые, с одной стороны, опираются на информацию, с другой — воссоздают особенности человеческих рассуждений.

2. Общение:

► понимание и синтез устной речи;

► распознавание и синтез связных текстов на естественном языке;

► теория и модели коммуникаций между человеком и нечеловеком, в частности системой ИИ. 

3. Восприятие:

► разработка способов представления визуальной информации в виде текстовых описаний и методов обратного перехода;

► разработка приемов представления информации о зрительных образах в базе знаний;

► создание средств, формирующих зрительные элементы на основе внутренних представлений в системах ИИ. 

4. Обучение: 

► для развития способности систем ИИ к обучению разрабатываются методы перехода от известного решения частных задач (примеров) к решению подобных и общих задач;

► методы реконструкции условий задач по описанию проблемной ситуации или по наблюдению за ней;

► поиск приемов разложения исходной задачи на более мелкие и уже известные системам ИИ.

Искусственный интеллект в обучении

II-1.png

Автоматизированный контроль
Большинство школ и  университетов объединяют ИИ с технологиями больших данных, чтобы следить за посещением (очных и дистанционных) занятий и выполнением заданий учащимися.

II-2.png

Модерация группового обучения
В групповом обучении ИИ используют, чтобы набирать группы учащихся с одинаковым уровнем знаний, анализировать дискуссии между людьми и обозначать моменты, когда участники отходят от темы.

II-3.png

Интеллектуальные обучающие системы
(intelligent learning system) Программы, симулирующие поведение преподавателя. Они могут проверять уровень знаний обучающихся, анализируя их ответы, давать отзывы и составлять персонализированные планы обучения.

Чат-боты

Чат-боты (chatbots) — программы, разрабатываемые человеком и для человека на основе технологии машинного обучения и нейросетей под определенный набор целей. Фактически чат-бот — это автоматизированный и персонализированный чат между компьютерной системой и пользователем. Он решает как простые организационные вопросы, так и более сложные, превращаясь в полноценного «младшего» партнера менеджера программы или обучающегося.

В зависимости от контекста чат-боты могут использоваться для следующих целей:

► Напоминания. Для эффективного сообщения-напоминалки очень важно выбрать правильное время доставки, чтобы органично вписаться в рутину обучающегося.

Отслеживание целей. После тренинга участники часто ставят себе цели на будущее.

Новый контент. Ограниченное время тренингов дополняется беседами с чатботами, где можно дать недостающие определения и материалы.

Оценка понимания. Понять, насколько хорошо обучающиеся усвоили материал, можно также с помощью чат-бота. В них легко реализовываются функции тестов и викторин.

Поддержка изменения поведения. Чат-бот как круглосуточный тренер. Его можно натренировать отвечать на специфические вопросы учащихся.

Данные по применению знаний в работе. Разработчикам образовательных решений тяжело уследить за жизнью каждого обучающегося после прохождения тренинга. А вот чат-боты могут регулярно спрашивать про конкретные примеры применения знаний на работе, просить учащихся оценить себя и так далее. Тогда данные намного проще собрать и проанализировать.

Функции чат-ботов в образовании

1. Административная поддержка преподавателей
Чат-боты в режиме реального времени без ограничений отвечают на типовые вопросы каждого студента, освобождая время преподавателей для квалифицированной деятельности.

2. Вовлечение студентов в работу
Более сложные интеллектуальные алгоритмы (чат-боты) способны мотивировать студентов учиться. Такие системы сопоставляют статистические модели поведения с базой знаний и предлагают индивидуальные сценарии в режиме реального времени. Например, норвежский бот Difer отправляет студентам полезные статьи или приглашает поучаствовать в дискуссиях.

3. Роботическое преподавание
Боты структурировано преподносят знания по конкретному предмету и отвечают на вопросы студентов. Накопление данных позволяет системе обучаться и расширять функционал как в предметной области, так и в части коммуникации.

4. Обратная связь
Сбор информации и алгоритмический анализ поведения учащихся для построения индивидуальных образовательных траекторий.

5. Применение знаний
Роботическое наставничество. Алгоритмы распределения и контроля выполнения практических заданий, информационное сопровождение, в том числе пошаговые подсказки, наводящие вопросы и т. п., оценивание результата.

6. Развитие критического мышления
Системы анализа текста на предмет фактических и логических ошибок с роботическим выводом набора рекомендаций.

7. Роботическое тестирование
Всевозможные автоматизированные системы проверки результатов обучения по набору параметров (в том числе адаптивные).

Обучение бота

Бота обучают двумя способами:

► традиционным, то есть вручную;

► с подключением искусственного интеллекта: бот в автоматическом режиме самообучается на определенных массивах информации, типичных ответах и вопросах.

Перед внедрением чат-бота в обучение важно ответить на несколько вопросов:

► какие задачи бот должен решать?

► станет ли чат-бот «партнером» по обучению и нужно ли это в принципе?

► создавать бота самому или обратиться к профессионалам?

► что чат-боту будет не под силу?

Пример использования чат-ботов

В Корпоративном университете Сбербанка чат-бот используется для повышения эффективности адаптации новых сотрудников в программе «Добро пожаловать в Сбербанк». Бот получил имя Олег (сокр. от «Онлайн-коллега»). Общение с ботом происходит нативно и встроено в рабочую коммуникацию. Интеллектуальная система в автоматическом режиме связывает участников в почте, фиксирует их результаты и помогает при необходимости.

У бота есть характер, цели и развивающая линия адаптации сотрудников, которую он шаг за шагом раскрывает через кейсы, и примеры из истории банка. Интеллектуальная система следит за тем, как идет коммуникация, и напоминает участникам о заданиях, если в переписке тишина3.

Инструменты для создания чат-ботов

Некоторые приложения очень легко освоить и можно использовать бесплатно.

Chatfuel — самый популярный сервис, где можно создать бота за 7 минут. Позволяет создавать чат-ботов для Facebook Messenger и Telegram. Есть ограниченная бесплатная версия.

Textit.in — графический интерфейс для построения мультиплатформенных ботов голосовых и текстовых сообщений. Здесь любой может создавать SMS и голосовые приложения без участия программиста или дорогостоящей консалтинговой компании.

Manychat — сейчас тот конструктор, который набирает обороты. Достаточный функционал, автопостинг с RSS, Facebook, YouTube и Twitter. Очень дружественный и приятный интерфейс. Есть бесплатный тариф.

FLOW XO — конструктор, в котором можно создать чат-бот для Facebook, Telegram, Slack и Web. Есть бесплатный тариф.

Messenger — встроенный в Facebook инструмент для создания чат-ботов. Почти привычный интерфейс для пользователей Facebook. Он будет сложнее в понимании, но справка очень подробная. Пользоваться можно бесплатно.

Другие примеры использования ИИ в обучении

Mishka AI
Образовательный компаньон для детей — умная мягкая игрушка со встроенной платформой детского контента и технологиями искусственного интеллекта. Разработчики заложили в игрушку три ключевых функции: рассказчика, бытового помощника и учителя-компаньона. С помощью простого интерфейса в виде антенны и кнопок на лапах игрушка воспроизводит аудиосказки. В приложении также есть раздел, с помощью которого родитель одним кликом может передавать через игрушку сообщение-призыв. Игрушка помогает ребенку выучить алфавит и простую арифметику: она загадывает загадки, учит наблюдать за погодой и делится развивающей информацией.

Roybi Robot
Проект использует технологии ИИ, помогает детям в возрасте от 3 до 7 лет изучать иностранные языки и развивать навыки STEM (science, technology, engineering, math, в переводе с английского означает синтез науки, технологии, инженерии и математики). Roybi Robot адаптирует стиль занятий к индивидуальным особенностям ребенка, распознает его эмоции и добавляет образовательный контент в зависимости от его интереса и прогресса.

Обучающие программы Carnegie Speech и Duolingo
Используют технологию обработки естественного языка, чтобы распознавать и исправлять ошибки в произношении.

Программа Knewton
Учитывает специфику обучения каждого ученика и студента и разрабатывает для него персонализированный план обучения.

Система SHERLOCK
Система обучения пилотов ВВС США помогает находить проблемы в электрооборудовании самолетов.

Система управления обучением от IBM4,5
Компании IBM разработала систему управления обучением с поддержкой ИИ, которая курирует учебный контент на корпоративной онлайн-платформе. Платформа анализирует отзывы учащихся, отправляет результаты обучения руководителям, а также консультирует по часто задаваемым вопросам от сотрудников. IBM также внедрила систему MYCA (My Career Advisor) на основе ИИ, которая подбирает сотрудникам программы обучения на основе их интересов.

Источники

  1. Executive — «Искусственный интеллект», 2013

  2. Носов Н. Ю., Соколов М. Д. — «Тенденции развития искусственного интеллекта», 2016

  3. Корпоративный университет Сбербанка — Информационно-аналитический бюллетень EduTech No6 (18) «Чат-боты и искусственный интеллект в обучении: конец живого общения?», 2018

  4. Association for Talent Development — ‘’Artiicial Intelligence, Genuine Learning’’, 2019

  5. Association for Talent Development — ‘’ATD’s 2019 BEST Award Winners Revealed’’, 2019