• Словарь терминов

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение (distance learning) — это образовательный формат, позволяющий слушателям проходить обучение, не находясь физически в одном помещении с преподавателем или источником контента. Коммуникация между слушателями и преподавателями и доступ к учебным материалам обеспечиваются с помощью телекоммуникационных технологий, в первую очередь Интернета. Дистанционное обучение может быть синхронным и асинхронным.1

Форматы дистанционного обучения

Чат-занятия (chat classes) — учебные занятия, осуществляемые с использованием чаттехнологий. Проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Во многих дистанционных учебных заведениях действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных преподавателей и обучающихся.

Веб-занятия (web classes) — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникации и других возможностей интернета. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью длительной (многодневной) работы и асинхронным взаимодействием учеников и педагогов.

Веб-конференция (web conference) — технология и инструментарий для организации онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через интернет. Веб-конференции позволяют проводить онлайн-презентации, коллаборативно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своем рабочем месте.

Вебинар (webinar), или онлайн-семинар (online seminar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через интернет. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинары — такая разновидность веб-конференций, которая предполагает преимущественно «одностороннее» вещание спикера и минимальную обратную связь от аудитории.

Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим.

Вебинары (в зависимости от провайдера) могут обладать функцией анонимности или «невидимости» пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.


iisak-pitman.jpg

Сэр Исаак Питман (Isaac Pitman) (1813–1897) — британский ученый-стенограф и религиозный деятель, изобретатель одной из самых распространенных в XIX веке систем стенографии. Благодаря внедрению единых почтовых тарифов, произошедшему в стране в 1840 году, придуманный им курс дистанционного обучения с элементом обратной связи оказался успешным и стал официальным в Великобритании. Учебник стенографии Phonohgraphic teacher2, написанный Питманом, выдержал более 100 изданий


Дистанционные занятия в формате «живой виртуальности» (live virtual class, LVC) — дистанционные занятия в режиме реального времени с участием преподавателя. В отличие от традиционных вебинаров и видеоконференций, в этом формате используются технологии интерактивного обучения, что позволяет использовать такие средства, как высококачественный VoIP, высокофункциональные пакеты для проведения презентаций, полный набор интерактивных средств (доска, чат, видео, совместное использование приложений и др.). Данные вебинары схожи с обычными учебными занятиями, проводимыми в классах, за исключением того, что участники присутствуют на занятиях дистанционно. Во время занятий слушатели могут находиться в разных городах, странах или областях. Участники взаимодействуют посредством подключения к сети интернет: они могут слышать друг друга, видеть на экране преподавателя и задавать ему вопросы.
В процессе обучения преподаватель может взаимодействовать как со всей группой, так и с каждым слушателем, а каждый слушатель полноценно взаимодействует с преподавателем и со всей группой.

Сервисы для веб-конференций могут включать следующие возможности и инструменты:

► совместный доступ к экрану или отдельным приложениям;

► интерактивная доска;

► демонстрация презентаций;

► синхронный просмотр веб-страниц;

► аннотация экрана;

► мониторинг присутствия участников;

► текстовый чат;

► интегрированная VoIP-связь;

► видео-конференц-связь;

► возможность менять ведущего;

► управление чужим экраном, возможность отдавать контроль над мышью и клавиатурой;

► модерация онлайн-встреч;

► обратная связь (например, опросы или оценки);

► запись хода веб-конференции.

Пример реализации

Granatum Solutions — онлайн-сервис для результативной командной работы, который позволяет выстроить полноценный процесс дистанционного обучения, сохранив все привычные форматы группового взаимодействия. На платформе проводят веб-занятия (тренинги и мастер-классы), вебинары, мозговые штурмы, проверку знаний и оценку сотрудников. В режиме свободного вещания в каждой виртуальной комнате может находиться до 200 человек, при этом до 25 из них – одновременно с включенными камерами и микрофонами; режим ‎‎«‎вебинар»‎ позволяет проводить обучение одновременно для 500 человек. Платформа предлагает удобный конструктор, который позволяет быстро подготовиться к мероприятию и корректировать сессию прямо во время обучения.

Инструменты платформы позволяют слушателям стать активными, а не пассивными участниками процесса:
  1. обучающиеся могут объединяться в малые группы (до 20 человек) случайным образом или по определенному принципу. Во время обучения можно формировать разные составы групп, каждой из которых предлагается либо одинаковое, либо персонализированное задание;
  2. обучающиеся могут одновременно общаться по видео- или аудио связи, работать со всеми видами контента – текст, изображение, презентация, видео, таблица. Дополнительно слушатели могут совместно работать на доске для рисования, со стикерами, с документами, общаться в общем или персонализированном чате и участвовать в голосованиях.

Источники

  1. Simonson M., Schlosser L. A. — ‘’Distance Education 3rd Edition: Deinition and Glossary of Terms’’, 2009

  2. Pitman I. — ‘’The phonographic teacher: a guide to a practical acquaintance with the art of phonography or phonetic shorthand’’ — Toronto: Copp, Clark Co., 1891