Диджитализация обучения (digitalization of learning) — это процесс перехода обучения и обучающих методов в цифровой формат с применением современных технологий.
Диджитализация позволяет учиться удаленно, иметь быстрый и неограниченный доступ к учебным материалам; снижает нагрузку на преподавателей, избавляя их от бумажной работы; дает возможность разнообразить учебный контент и т. д.1
Диджитализация и автоматизация обучения (automation of learning)
Автоматизация |
Диджитализация |
Использование цифровых технологий для упрощения процесса обучения при выполнении ряда упорядоченных, повторяющихся операций |
Использование цифровых технологий для введения инноваций в процесс обучения с целью увеличения эффективности |
Ответ на запросы руководителей обучения |
Ответ на смену парадигмы обучения |
Оптимизация процессов и попытка выстроить новую модель обучения без изменения его сути |
Трансформация не только модели, но и сути обучения |
Частичная автоматизация конкретных задач и элементов обучения |
Комплексный процесс |
Преимущества диджитализации
Процесс обучения становится более динамичным за счет геймификации (gamiication), персонализации контента и внедрения технологий социального обучения. Корпоративные университеты более не ограничены физическими рамками и могут позволить себе полную диджитализацию процессов: использование компьютерного обучения; применение виртуальной (virtual reality) и дополненной реальности (augmented reality) и мобильных приложений; проектирование образовательного пространства, стимулирующего взаимодействие в цифровом мире; использование аналитики обучения (learning analytics).
Примеры реализации
Кейс: VR-тренинг публичных выступлений в компании Google
Публичные выступления — важный элемент в работе менеджеров среднего и высшего звена, однако не все комфортно чувствуют себя перед аудиторией.
Google обучает сотрудников навыкам бизнес-общения в реалистичных сценариях через приложение VR. Пользователи практикуют выступления перед большой и/или важной аудиторией. По статистике компании, данный продукт позволил 92% пользователей почувствовать себя намного увереннее и улучшить навыки бизнес-общения.
Кейс: Сервис по созданию VR-аудиторий
SOLVAY помогает компаниям оборудовать аудитории всем необходимым для проведения
занятий с применением технологий виртуальной реальности.
Это позволяет:
► сократить время, затрачиваемое на обучающие семинары в других городах/странах;
► достичь максимального количества участников из разных филиалов компании в одной аудитории;
► вносить изменения в обучающий процесс в реальном времени.
Инструктаж по использованию комплекса проходит в таких же аудиториях (6 виртуальных семинаров). Сотрудники могут понять механизм работы данных аудиторий, получают полный доступ ко всем необходимым информационным ресурсам, дают обратную связь и делятся опытом с другими участниками семинара.
Выводы по результатам обучения
1. Аудитории с применением технологий виртуальной реальности позволяют слушателям дистанционно получить всю необходимую теоретическую информацию, а также участвовать в дискуссиях в режиме реального времени и совместно работать над настоящими проектами.
2. Занятия в таких аудиториях не должны быть принудительными, так как некоторым людям очень тяжело общаться удаленно с использованием технологий виртуальной реальности, а также без присутствия специалиста, который контролирует занятия.
3. Учебные мероприятия должны быть в большей степени направлены на реальные рабочие проекты, а не на теоретические занятия.
4. Взаимодействие с экспертом в виртуальном обучении позволяет легче внедрять VR-технологии в компании.
Кейс: социальное обучение на Slack
Компания Capgemini на базе социальной платформы Slack создала сообщество, объединяющее экспертов из разных областей. Пользователи могут находить интересующие их темы и связываться с другими участниками, которые являются экспертами в определенной области.
В пилотном проекте все известные архитекторы Великобритании получили приглашение вступить в команду Slack и создать собственный канал распространения информации. По итогам эксперимента около 42% всех архитекторов Великобритании вступили в Slack, при этом они рассылали приглашения другим архитекторам из разных стран. Высокая активность прослеживалась не только, когда главный архитектор канала делал пост, но и когда велись обычные дискуссии на интересующие темы. После окончания пилотногопроекта Slack (4 месяца) был получен запрос от сообщества архитекторов о том, чтобы оставить Slack до тех пор, пока не появится альтернативная социальная платформа.
Источники