• Словарь терминов

Виртуальный класс

Виртуальный класс (virtual classroom) — технология дистанционного обучения (distance learning), при которой участники обучающего события и преподаватель имеют возможность взаимного общения, передачи и анализа информации с использованием сети интернет или корпоративных информационных систем.

В виртуальном классе моделируются все виды активностей очного формата, и могут быть добавлены аналитические инструменты, используемые в электронном обучении (обмен данными, обратная связь, командная работа, оценка и аналитика и т. п.).

Для реализации технологии виртуального класса могут использоваться как интегрированные электронные платформы, так и совокупность различных решений для отдельных функций.

Развитие технологии идет по двум направлениям:

► использование технологий виртуальной реальности (virtual reality) для создания виртуальных классов;

► объединение виртуальных классов по отдельным программам в виртуальные кампусы (virtual campus) — участники могут зайти в различные виртуальные классы по расписанию занятий.

Крупные компании нередко сталкиваются с тем, что обмен знаниями и развитие на- выков необходимо организовать на огромной территории. В «Виртуальном кампусе» Корпоративного университета Сбербанка пользователи могут надеть очки и встретиться с коллегами из разных частей страны на VR-лекции, посмотреть фильм 360 градусов или пройти VR-тренажер. Важно, что в «Виртуальном кампусе» решена проблема совместимости разных гаджетов с платформой: система содержит огромное количество модулей и поддерживает разные модели и версии устройств. Сегодня к платформе подключены 5 территориальных банков1.

Примеры реализации

Виртуальный класс ТренингСпэйс Онлайн предназначен для проведения онлайн- тренингов в группах до 20 человек. Реализует все возможности синхронного обучения под руководством тренера в digital-формате при помощи многосторонней видео- и аудиосвязи и других интерактивных инструментов. Позволяет работать в малых группах, проводить мини-лекции, ролевые игры, мозговые штурмы и другие активности традиционных тренингов. Сервис оснащен средствами планирования и аналитики обучения. Для подключения используются ПК и мобильные устройства.

Виртуальный класс в материальной реальности (virtual classroom in material reality) HBX Live — первый полноценный виртуальный класс. Запущен в конце 2014 года в Гарвардской бизнес-школе. Позволяет одновременное синхронное обучение 60 человек из любой точки мира.

Функциональность виртуального класса

v-class-1.png

видеотрансляция
передача изображений ведущего, участников, иной информации, в том числе графической;

v-class-2.png

виртуальная доска/флипчарт,
позволяющая индивидуально или совместно оставлять заметки, визуализировать выступления, мысли, идеи. Инструменты рисования могут быть реализованы, например, так: у каждого участника — свой цвет, преподаватель и/или иные участники имеют возможность внесения правок;

v-class-3.png

поднятая рука и эмоции участников
участник события может в любой момент привлечь к себе внимание преподавателя (и в отдельных случаях — другого участника), «подняв руку» (нажав на соответствующую кнопку) или выбрав эмоцию, которую вызывает у него происходящее. Преподаватель видит все поднятые руки и значки эмоций;

v-class-4.png

многосторонняя голосовая конференц-связь
позволяющая передавать речь как ведущего, так и участников;

v-class-5.png

«вызов к доске»
преподаватель имеет возможность задать вопрос конкретному участнику и получить от него ответ (голосовой и/или текстовый);

v-class-6.png

работа в малых группах
возможность разделения участников на малые группы и работы именно в этих отдельных группах, а не в большой;

v-class-7.png

опросы, тестирования
проведение оценки знаний в различных формах, выяснение мнения участников, индивидуально или в фокус-группах, сбор статистической информации;

v-class-8.png

средства просмотра и комментирования
презентаций разнообразных форматов;

v-class-9.png

чат
любой из участников события имеет возможность задавать вопросы, высказываться и отправлять иную информацию для всеобщего обозрения в текстовом чате. Участник/преподаватель может писать в чате как сообщения, которые будут видны всем, так и приватные сообщения тем или иным пользователям;

v-class-10.png

инструменты аналитики
аналитика участия в занятиях и активности участников: участие в чатах, в совместной работе, оценка результатов и т. д.

Источники

  1. Корпоративный университет Сбербанка — Информационно-аналитический журнал EduTech No3 (26) «Технологические платформы обучения», 2019