Аналитика обучения, или учебная аналитика (learning analytics) — измерение, сбор, анализ и представление данных об обучающихся и образовательной среде с целью понимания особенностей обучения и максимальной его оптимизации.1
Задачи учебной аналитики2
Область применения |
Вопросы |
Тип необходимых для анализа данных |
Моделирование знаний пользователя |
Что должен знать/уметь обучающийся (например, конкретные навыки и понятия или знание технологии/метода и навыки мышления высшего порядка) |
Ответы обучающихся (правильные, неправильные, частично правильные), временной промежуток до начала ответа на вопрос, просьбы о подсказках, повторяющиеся неправильные ответы, сделанные ошибки Практические навыки обучающегося и возможности для практики Уровень эффективности обучения, выявленный из анализа систематической работы обучающегося или полученный из других источников, таких как стандартные тесты |
Моделирование поведения пользователя |
Какие особенности поведения обучающегося значимы для его обучения? Мотивированы ли обучающиеся? |
Ответы обучающихся (правильные, неправильные, частично правильные), временной промежуток до начала ответа на вопрос, просьбы о подсказках, повторяющиеся неправильные ответы, сделанные ошибки Любые изменения в классе/школе в ходе исследования |
Моделирование опыта пользователя |
Удовлетворены ли пользователи полученным опытом? |
Ответы на опросы и анкеты Особенности выбора и поведения обучающихся, их эффективность в дальнейшем обучении |
Сегментирование пользователей |
Как можно группировать пользователей? |
Ответы обучающихся (правильные, неправильные, частично правильные), временной промежуток до начала ответа на вопрос, просьбы о подсказках, повторяющиеся неправильные ответы, сделанные ошибки |
Тематическое планирование |
Как наиболее точно разделить темы на модули и как эти модули должны быть упорядочены? |
Ответы обучающихся (правильные, неправильные, частично правильные) и качество освоения учебных модулей с изменениями объема отдельных учебных материалов в сравнении со стандартным модулем Систематизация тематики изучаемой предметной области Взаимосвязи внутри области задач и между умениями и поставленными задачами |
Анализ компонентов и методов обучения (дидактических методов) |
Какие компоненты лучше содействуют обучению? Какие методы работают хорошо? Насколько эффективна вся учебная программа? |
Ответы обучающихся (правильные, неправильные, частично правильные) и качество освоения учебных модулей с изменениями в уровне детализации в сравнении со стандартным модулем Систематизация тематики изучаемой предметной области Структурные взаимосвязи внутри области задач и между умениями и поставленными задачами |
Анализ трендов |
Что и как изменяется в ходе обучения? |
Анализ зависит от того, какая информация представляет интерес; обычно требуется не менее трех временных отрезков с фиксацией данных, чтобы выявить тенденцию Сбор данных о зачислении, сданных курсах и полученных сертификатах, о завершении обучения и получении диплома, об условиях обучения, об обучении в средней школе в течение нескольких лет |
Адаптация и персонализация |
Какие следующие действия предполагаются для пользователей? Как можно изменить опыт следующего пользователя на основе понимания опыта предыдущего пользователя? Как опыт пользователя может быть изменен, особенно в реальном времени? |
Зависит от конкретных рекомендаций Возможно, потребуются данные об опыте обучения пользователя и соответствующая информация о рекомендованных образовательных продуктах и ресурсах Справка об академической успеваемости |
Связь учебной аналитики и анализа образовательных данных3
Учебная аналитика |
Анализ образовательных данных (educational Data mining, EDM) |
|
Получение новых результатов |
Оценочное суждение специалиста является ключевым; автоматические способы развития являются поддержкой |
Автоматические способы развития являются ключевыми; оценочные суждения специалистов являются поддержкой |
Редукция и холизм |
Акцент на понимании систем как целого, во всей их полноте и сложности |
Акцент на упрощении до отдельных компонентов и анализе отдельных компонентов и взаимосвязей между ними |
Происхождение |
Учебная аналитика возникла из семантических сетей, умных «учебных программ», прогнозирования результатов и системных воздействий |
Истоки EDM — обучающее про- граммное обеспечение и моделирование процесса обучения, с большим влиянием преподавательского сообщества на прогнози- руемые результаты обучения |
Адаптация и персонализация |
Главное внимание — информированию и поддержке тренеров и обучающихся |
Главное внимание уделяется автоматической адаптации (например, программа подстраивает ресурс без участия человека) |
Техники и методы |
Анализ социальных сетей, контент- анализ, включая анализ тональности текста (сентимент-анализ) и дискурс-анализ, аналитика лидеров мнений, понятийный анализ, модели прояснения смысла результатов |
Классификация, кластеризация, метод Байесовской сети, выявление взаимосвязей, моделирование, визуализация |
Связь учебной аналитики и бизнес-аналитики по уровню принятия решений
(HR analytics / people analytics / talent analytics / training and development (T&D) analytics — в зависимости от детализации)
► Для бизнес-аналитики — запрос со стороны бизнеса (ключевое — бизнес-ценность).
► Для учебной аналитики — запрос со стороны учебного процесса (ключевое — понимание и оптимизация обучения и окружения).
Деление не всегда может быть жестким, речь идет, скорее, о разных аспектах и целях анализа.
Построение модели обучающегося на основе больших данных (model based on big Data)
Источники доказательств
Административные данные |
Предпочитаемые обучающие медиа или жанры |
Взаимодействие с образовательными ресурсами |
Прошлая деятельность |
Временная история |
Социальные показатели |
Демографическая информация |
Социальные связи |
Настойчивость или упорство |
Тип мышления |
Нарушения в классе |
Эмоциональное состояние |
Анализ образовательных данных (educational Data mining, EDM) и «добыча данных», интеллектуальный анализ (Data mining)
Из всех методологических категорий универсальными для всех типов Data mining считаются предсказательный анализ, кластерный анализ и поиск взаимосвязей. Однако более известными подходами к EDM считаются «Открытия с помощью моделей» и «Очистка данных (Data cleaning) для оценки человеком».
Источники
-
Lang C., Siemens G., Wise A., Gasevic D. — ‘’The Handbook of Learning Analytics 1st ed.’’ — SoLAR: Society for Learning Analytics Research, 2017
-
Siemens G., Baker R. — ‘’Learning analytics and educational data mining: Towards communication and collaboration’’ — In: 2nd International Conference on Learning Analytics and Knowledge — NY: ACM, 2012