Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы

В аналитическом отчете «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы», подготовленном СберУниверситетом совместно с Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики», рассматривается контекст появления потребности в профессиональной переподготовке в России и мире, а также реализуемые сегодня модели переобучения.

Формируя содержание отчета, мы стремились найти ответы на три ключевых вопроса:

  1. Почему профессиональная переподготовка стала острым вопросом для организаций? Рассмотрим перечень циклических и внезапных трендов, воздействующих на организации, их стратегии и модели ведения бизнеса, формы работы. 

  2. Как меняются профессии и навыки, необходимые специалистам будущего? Исследуем влияние перечисленных в первом вопросе трендов на трансформацию текущих профессий и появление новых, а также изучим новые навыковые наборы, закрытие которых возможно благодаря переподготовке. 

  3. Какие модели переподготовки применяют организации? Приведем основные модели переподготовки, к которым прибегают представители со стороны бизнеса, высшего образования и государства. 

При подготовке отчета мы использовали данные, полученные в ходе проведенного в сентябре 2021 г. собственного количественного исследования в формате онлайн-анкетирования. В опросе приняли участие 211 специалистов российских организаций из 26 сфер деятельности, ответственных за обучение и развитие персонала. 

Специально для подготовки настоящего отчета мы провели интервью с партнерами из сферы корпоративного образования — представителями благотворительного фонда «Система», НЛМК, X5 Group, ОАО РЖД, ЛАНИТ, «Валио», «Норникеля», Kaspersky Academy, Счетной палаты, корпоративных университетов НЛМК, «Газпром нефти», «ЛокоТеха», корпоративных академий Росатома, «Магнита», Ростеха, Университета Банка России. Проведенные интервью позволили получить экспертный взгляд на  трансформацию и появление новых профессий, определить навыки в фокусе внимания представляемой ими организации, а также познакомиться с применяемыми практиками переподготовки.

Ниже краткие выводы аналитического отчета:

  • На рынок профессий с момента формирования и по настоящее время влияет множество трендов, воздействующих на организации, их стратегии, модели ведения бизнеса, образ сотрудников, их навыки и обязанности. Часть трендов имеет циклический и продолжительный характер, например IV промышленная революция, снижение доли нерутинных операций, демографические изменения, потребность в специалистах с широким спектром навыков и культура непрерывного обучения. Ряд других трендов стимулирован внезапными кризисами, которые привели к более активному внедрению новых форматов работы, ускорению темпов автоматизации, развитию электронной коммерции. 

  • Цикличные тренды и тренды, стимулированные внезапными кризисами, приводят к снижению спроса на ряд профессий, трансформации многих действующих и возникновению большого числа абсолютно новых, которые потребуют формирование определенного набора навыков и знаний. До 2025 года 85 млн позиций будет ликвидировано, появится 97 млн новых рабочих мест, среди которых наибольший спрос ожидается на специалистов в области работы с данными и искусственным интеллектом, создания контента и облачных вычислений. 


Рисунок 1. Изменение спроса на профессии в мире и России

Jobs

Источник: WEF — “The Future of Jobs Report”, 2020



  • Частичное изменение деятельности или полная смена профессии — неизбежность для сотрудников будущего. Краткосрочного обучения будет достаточно для меняющихся профессий, в то время как новые профессии будут требовать кардинальной переподготовки работников. Планируя успешное переобучение сотрудников, необходимо опираться на прогнозируемые технологические и социальные инновации.   

  • Навыковые наборы всех профессий будут существенно усложняться. Ряд ключевых моделей основных навыков для работы указывает на то, что всё более ценным становится сочетание когнитивных, социальных и технологических навыков, а не только узкоспециализированные знания в определенной области. Уже сейчас большинство организаций в своих программах переподготовки, помимо обучения узкопрофессиональным навыкам и компетенциям (41,2 %), делают особый акцент на развитии навыков работы в команде (36 %), лидерства (35 %), стратегического мышления (34 %) и управления изменениями (34%).


Рисунок 2. Перечень навыков, на которые направлены программы переподготовки в российских компаниях, %

Skills

Источник: СберУниверситет, 2021

  • Организации пока не имеют достаточного опыта организации инициатив в переподготовке. Рост дефицита кадров заставил компании пересмотреть существующие подходы к закрытию внутренних позиций. Внешний найм не в состоянии решить проблемы кадрового голода, поэтому всё чаще внедряются инициативы по переподготовке. Однако в большинстве организаций еще не сформирован достаточный опыт реализации подобных практик, и компании часто применяют классические стратегии обучения и подготовки персонала к новым обязанностям: профессиональные конференции, семинары, передачу опыта и экспертизы внутри компании, а также прохождение программ, представленных внешними образовательными провайдерами или собственными корпоративными университетами. 

  • Актуальные модели переподготовки сотрудников:

    • закрытие высокотехнологичных востребованных профессий, представляющих собой интенсивные и краткосрочные обучающие решения и доступных для всех желающих на добровольной основе;

    • переподготовка сотрудников массовых специальностей, которая предусматривает программы подготовки сотрудников под новые бизнес-процессы или новую карьерную траекторию в организации;

    • переподготовка руководителей, программы, которые посвящены развитию цифровых, социальных и когнитивных навыков;

    • переподготовка специалистов по направлениям бизнес-компетенций, программы для которых формируют новый тип предпринимательского мышления;

    • партнерство бизнеса с образовательными организациями, которое позволяет соединить потребности бизнеса с фундаментальной подготовкой специалиста для его движения по новой карьерной траектории; компании активно участвуют в разработке содержания обучения, а образовательные учреждения выступают площадкой для обучения, соединяя академические знания, современные цифровые и мультимедийные технологии с практическими задачами бизнеса;

    • использование государственной поддержки, которая предусматривает софинансирование обучения и обновление навыков граждан по приоритетным направлениям развития экономики. 


Скачайте отчет, чтобы ознакомиться с его полным содержанием.


Ваша оценка

Для оценки войдите или зарегистрируйтесь.

Скачать

Для загрузки полной версии издания войдите или зарегистрируйтесь.

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и отчеты