Гибридное обучение: как СберУниверситет экспериментирует с новыми форматами

Картинка

31 января в СберУниверситете состоялось открытие Зимней экономической школы Сбера и НИУ ВШЭ в рамках всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал». Участники школы на четыре дня углубились в тему экономики инноваций, узнали о вызовах банковской сферы и встретились с топ-менеджерами Сбера. В этом году мероприятие впервые прошло в необычном формате — в гибриде. 

Чем гибридное обучение отличается от смешанного?

Гибридный формат предполагает максимально равные условия как для онлайн-, так и для офлайн-участников обучения. Главное отличие гибридного обучения от любого другого вида — параллельное и бесшовное сочетание онлайн-обучения с очным. Многие путают гибридный формат со смешанным, который также предполагает комбинацию онлайн-активностей с очными. Разница между этими форматами не столько в пропорции между разными активностями, сколько в синхронизации участников.

Другие особенности гибридного обучения и его примеры смотрите в журнале EduTech «Гибридное обучение: как подружить онлайн с офлайн?


YuliaShustrova.jpg

Юлия Шустрова

методолог и организатор Зимней экономической школы, главный специалист, СберУниверситет

В этом году мы получили рекордное количество заявок. На отборочном туре из 800 желающих мы отобрали 150, но даже такое количество мы не могли принять в кампусе из-за правил по соблюдению социальной дистанции. Поэтому мы решили, что 100 студентов будут учиться очно, а 50 участников — онлайн. 

Перевод в гибрид позволил нам быть более гибкими и не отказывать никому из участников в обучении. Некоторые ребята писали в последний момент, что не смогут приехать из-за положительного результата ПЦР-теста. Здорово, что у нас была для них альтернатива — онлайн-участие, которое, судя по обратной связи участников, прошло ничуть не хуже очной части. 

Поскольку это был наш первый опыт в гибриде, мы пошли по пути наименьшего сопротивления. Мы не смешивали между собой студентов: тимбилдинг и проектную работу проводили для очных студентов в кампусе, а для онлайн-участников — в Zoom. Презентацию групповых проектных работ мы тоже разделили на два этапа: очная защита с экспертным жюри в зале (онлайн-участники смотрели трансляцию и задавали вопросы выступающим) и онлайн-защита на следующий день в Zoom.

hybrid.png

Спикеры участвовали очно и дистанционно. Все студенты, вне зависимости от формата обучения, могли голосом задать вопрос эксперту. В зале использовали микрофон, а Zoom с онлайн-участниками выводили на экран — это позволило создать эффект присутствия и причастности. 

Во время выступлений экспертов в зале присутствовал модератор, который в любой момент мог отреагировать, если что-то шло не по плану. И конечно, у нас был отдельный модератор для онлайн-участников. Его задачей было поддерживать динамику групповой работы и решать технические моменты. 

При работе с онлайн-участниками модератор использовал специальные техники фасилитации:  

  1. Задавал вопросы на вовлечение, чтобы ребята познакомились друг с другом — от вопросов для разогрева, когда студенты должны ответить «да» или «нет», до открытых вопросов, когда модератор комментирует каждый ответ и развивает мысль предыдущего спикера. 

  2. Фокусировался на самых активных участниках — обращал внимание на тех, кто говорит, и не привлекал внимание к тихим студентам и их выключенным камерам. Благодаря такому подходу даже необщительные студенты стали чувствовать себя комфортно и вовлеклись в процесс. 

  3. Продумал игры — проводил конкурс на лучший виртуальный фон, просил показать любой предмет и рассказать, как он характеризует студента, и устраивал квизы по истории Сбера. 


Вопреки нашим опасениям онлайн-студенты сплотились и вовлеклись в работу даже чуть больше, чем очные участники. Они активно поднимали руки и задавали много вопросов, ответственно отнеслись к проектной деятельности. 

Такое ощущение, что пандемия нас сплотила. Вопреки нашим опасениям мы получили очень позитивные отзывы и высокие оценки за организацию. В этом году ребята отнеслись к школе более ответственно и, кажется, стали её больше ценить. Так, благодаря ковидным ограничениям мы не только освоили новый формат, но и провели лучшую Зимнюю экономическую школу. 

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования