Как провести дискуссию в гибридном классе: советы Harvard Business School

Картинка

Harvard Business School делится шестью правилами управления дискуссией, которая идёт одновременно онлайн и офлайн. 

1. Играйте не только на камеру

Многие преподаватели в гибридных классах предпочитают обращаться к камере, а не к студентам в аудитории. Так они пытаются удержать внимание удалённых студентов, которые чаще отвлекаются. 

Но помните: даже при проведении занятия в традиционной аудитории не все студенты постоянно видят ваше лицо — и это нормально. Вам не нужно быть постоянно в поле зрения учащихся. 

  • Сбалансируйте своё внимание и общайтесь со всеми слушателями — в классе и в Zoom. Поощряйте студентов обращаться друг к другу и провоцируйте больше обсуждений между слушателями.

  • Используйте физическое пространство в классе настолько, насколько это возможно. Отойдите от стола и свободно перемещайтесь по комнате. Возможно, часть занятия вы захотите провести за одним из столов слушателей. Так вы дадите понять, что все находятся в одном пространстве, и разбавите монотонную съёмку камеры, которая установлена в передней части аудитории.

  • Выключите камеру или отойдите подальше, если хотите, чтобы слушатели общались друг с другом и не отвлекались на вас. 

  • Попросите студентов, которые выступают с докладом или делают важный вывод, войти в «ваше» пространство. Пусть они пользуются доской или экранами во время обсуждений, а не только во время групповой работы или презентаций.

2. Создайте чувство общности

При обращении к слушателям стремитесь к балансу, пропорциональному проценту удалённых слушателей. Если 40 процентов ваших слушателей находятся на удалёнке, обращайтесь к ним примерно 40 процентов времени. 

Чем больше дисбаланс между числом слушателей в физическом классе и числом удалённых слушателей, тем сложнее проводить занятие. Если из 40 слушателей только четверо учатся дистанционно, о них легко забыть.

  • Поприветствуйте удалённых слушателей, чтобы напомнить, что вы не забыли об их присутствии, даже если их совсем мало. 

  • Наблюдайте за тем, что происходит в галерее удалённых слушателей и в физической аудитории. Например: «Мария, я вижу, как вы качаете головой, говоря "нет"», или «Борис, вы выглядите удивлённым». Поощряйте слушателей уделять такое же внимание друг другу.

  • Распределите роли между отдельными учащимися и группами учащихся. Например, пусть офлайн-аудитория в ролевой игре выступит в роли членов совета директоров, акционеров или других заинтересованных сторон.

  • Поощряйте всех дистанционных слушателей с хорошей аудиосвязью не выключать микрофоны. Так вы услышите смех, удивление и другие реакции удалённых слушателей. В качестве альтернативы можно просить поднимать руку, когда студенты хотят выступить.

3. Поощряйте поднятие рук и используйте чат

Важно равномерно распределять эфирное время между всеми участниками. Когда слушатели поднимают руки, это позволяет вам использовать свои знания о слушателях для более качественного ведения дискуссии.

Чат — удобный инструмент для того, чтобы:

  • вовлечь в обсуждение студентов, которые не хотят говорить;

  • получать информацию от многих участников параллельно;

  • проследить за ходом беседы. 

Если вы оставляете чат открытым, будьте готовы, что слушатели в физическом классе будут больше смотреть на свои устройства, чем друг на друга. 

Открывайте чат в определённые моменты дискуссии — через видеоконференцию или стороннюю систему ответов слушателей, которую учащиеся смогут использовать как приложение для телефона.

4. Грамотно используйте виртуальные комнаты 

Самое простое решение для секционных залов — сделать так, чтобы группы состояли либо из очных групп в физической аудитории, либо из удалённых виртуальных групп. Однако это может привести к тому, что удалённые слушатели будут чувствовать себя исключёнными из учебного процесса.

Вместо этого попробуйте перемешать группы. Очные слушатели могут использовать один ноутбук на группу, если не у всех обучающихся есть с собой устройство. 

Не стоит тратить много времени на обсуждение гибридного процесса, однако важно рассказывать слушателям, что вы делаете, сопереживать трудностям и напоминать о преимуществах гибрида. 

Технические особенности секционных залов:

  • При проведении секционных занятий желательно, чтобы все студенты в физической аудитории использовали наушники.

  • Можно использовать смартфон при условии, что учащимся не нужно работать с общим экраном или документом. 

5. Эффективно используйте доски и планшеты

Предусмотрите, чтобы ваша камера фиксировала то, что вы пишите на физической/цифровой доске или мольберте. Заранее проверьте, будет ли ваш текст разборчивым для тех, кто находится онлайн. 

Кроме того, вы можете подключить планшет к цифровой доске по беспроводной связи. Это позволит вам перемещаться по комнате и одновременно писать на доске, которую видят студенты. 

6. Не отказывайтесь от помощи

Ассистенты преподавателя — отличный ресурс в гибридном классе. Например, ассистент может работать в качестве видеопродюсера, следить за удалёнными студентами или решать технические вопросы. 

Если не на всех занятиях возможен ассистент, вы можете выполнять некоторые или все функции самостоятельно. Или попросите студентов помочь вам. Роль ассистента может быть распределена между студентами: под небольшим руководством они смогут улучшить течение дискуссии и быть более причастными к процессу.


Не зацикливайтесь на технологических ограничениях. Ключ к успеху тот же, что и всегда — мотивация студентов к обучению, их вовлечение и доверие. 


Оригинальные материалы Harvard Business School: 

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования