Как работать с проблемными онлайн-слушателями

Марк Ретклифф, австралийский эксперт в сфере L&D, поделился описанием моделей поведения слушателей онлайн-курсов, чтобы помочь преподавателям управлять трудным поведением при виртуальном обучении.
-
Газлайтеры (gaslighters). Ассоциируются с манипуляциями и эмоциональным насилием. В обучении стремятся создать ложный нарратив, заставить других сомневаться в их понимании или решениях, обесценить вклад других людей. Такие люди негативно влияют на учебный процесс и могут заставить отказаться от полноценного участия в обучении.
-
Привидения (ghosts). Отстранённые слушатели, которые присутствуют на занятии, но держат камеру и микрофон отключёнными и не участвуют в опросах и обсуждениях в чате.
-
Авторитеты (influencers). Используют своё влияние во зло или во благо: кто-то отстаивает благородные цели, другие преследуют лишь собственные интересы без учёта потребностей более широкой аудитории.
-
Клавиатурные воины (keyboard warriors). Агрессивно себя ведут, часто дают оскорбительные или пренебрежительные комментарии. Могут создать токсичную среду обучения. Обычно скрывают свою личность и действуют под псевдонимом, потому считают себя безнаказанными.
-
Многозадачники (multitaskers). Думают, что вполне могут сочетать с обучением выполнение личных или рабочих задач. У них десятки открытых программ и вкладок в браузере, всплывающие уведомления и оповещения.
-
Нубы (noobs). Слово заимствовано из лексикона геймеров: в командных играх так называют новичков. Учащиеся, незнакомые с виртуальной платформой и не обладающие нужными цифровыми навыками, быстро разочаровываются и отказываются от обучения. Решение проблем нубов может негативно сказаться на опыте обучения других участников, которые недополучают важную для них информацию.
-
Технофобы (technophobes). Если нубы могут со временем приобрести необходимые навыки для обучения в виртуальной среде, технофобы демонстрируют фундаментальный страх к технологиям. Они не ищут возможности для решения проблем, а стремятся избежать цифрового обучения. Тревога может влиять на их способность обрабатывать информацию.
-
Зомби (zoombies). Испытывают усталость от участия в большом числе видеоконференций. У них снижен уровень энергии, мотивации и концентрации.
Влиять на ситуацию нужно с четырёх сторон: структурной, технической, социальной и андрагогической.
Структурные усовершенствования сосредоточены на планировании учебного процесса таким образом, чтобы предвидеть разнообразие вероятного поведения учащихся, нивелировать проблемы и способствовать положительному взаимодействию. Здесь важна подготовка, применение разнообразных форм вовлечения и избегание когнитивной перегрузки.
Техническая стратегия должна быть построена на включении в процесс обучения различных инструментов для повышения контроля. Например, опцию отключать звук отдельным участникам и запрещать доступ в чат. При использовании различных элементов взаимодействия вроде виртуальных досок необходимо вовремя отключать доступ к ним при переходе к новой теме или слайду. В случае выступления перед большой аудиторией лучше привлекать ассистентов, которые будут своевременно помогать с этими действиями.
Социальный подход в обучении сосредоточен на усилении социальных взаимодействий, повышении сопричастности и вовлечённости. Например, чтобы сплотить группу, можно инициировать обмен фотографиями, поощрять достижения.
Андрагогические методы управления поведением строятся на улучшении фасилитации и создании благоприятной учебной среды. Здесь важно сосредоточиться на чёткости инструкций, организации работы в малых группах, поощрении подходящего поведения.
Благодаря продуманному содержанию (структурный подход), разумному использованию технологических возможностей (технологический), разным способам вовлечения учащихся (социальный) и моделированию позитивного взаимодействия (андрагогический) появляется возможность создавать более динамичные и эффективные онлайн-занятия.