Как работать с проблемными онлайн-слушателями

Картинка

Марк Ретклифф, австралийский эксперт в сфере L&D, поделился описанием моделей поведения слушателей онлайн-курсов, чтобы помочь преподавателям управлять трудным поведением при виртуальном обучении.

  1. Газлайтеры (gaslighters). Ассоциируются с манипуляциями и эмоциональным насилием. В обучении стремятся создать ложный нарратив, заставить других сомневаться в их понимании или решениях, обесценить вклад других людей. Такие люди негативно влияют на учебный процесс и могут заставить отказаться от полноценного участия в обучении.

  2. Привидения (ghosts). Отстранённые слушатели, которые присутствуют на занятии, но держат камеру и микрофон отключёнными и не участвуют в опросах и обсуждениях в чате.

  3. Авторитеты (influencers). Используют своё влияние во зло или во благо: кто-то отстаивает благородные цели, другие преследуют лишь собственные интересы без учёта потребностей более широкой аудитории.

  4. Клавиатурные воины (keyboard warriors). Агрессивно себя ведут, часто дают оскорбительные или пренебрежительные комментарии. Могут создать токсичную среду обучения. Обычно скрывают свою личность и действуют под псевдонимом, потому считают себя безнаказанными.

  5. Многозадачники (multitaskers). Думают, что вполне могут сочетать с обучением выполнение личных или рабочих задач. У них десятки открытых программ и вкладок в браузере, всплывающие уведомления и оповещения.

  6. Нубы (noobs). Слово заимствовано из лексикона геймеров: в командных играх так называют новичков. Учащиеся, незнакомые с виртуальной платформой и не обладающие нужными цифровыми навыками, быстро разочаровываются и отказываются от обучения. Решение проблем нубов может негативно сказаться на опыте обучения других участников, которые недополучают важную для них информацию.

  7. Технофобы (technophobes). Если нубы могут со временем приобрести необходимые навыки для обучения в виртуальной среде, технофобы демонстрируют фундаментальный страх к технологиям. Они не ищут возможности для решения проблем, а стремятся избежать цифрового обучения. Тревога может влиять на их способность обрабатывать информацию.

  8. Зомби (zoombies). Испытывают усталость от участия в большом числе видеоконференций. У них снижен уровень энергии, мотивации и концентрации.

Влиять на ситуацию нужно с четырёх сторон: структурной, технической, социальной и андрагогической

Структурные усовершенствования сосредоточены на планировании учебного процесса таким образом, чтобы предвидеть разнообразие вероятного поведения учащихся, нивелировать проблемы и способствовать положительному взаимодействию. Здесь важна подготовка, применение разнообразных форм вовлечения и избегание когнитивной перегрузки.

Техническая стратегия должна быть построена на включении в процесс обучения различных инструментов для повышения контроля. Например, опцию отключать звук отдельным участникам и запрещать доступ в чат. При использовании различных элементов взаимодействия вроде виртуальных досок необходимо вовремя отключать доступ к ним при переходе к новой теме или слайду. В случае выступления перед большой аудиторией лучше привлекать ассистентов, которые будут своевременно помогать с этими действиями. 

Социальный подход в обучении сосредоточен на усилении социальных взаимодействий, повышении сопричастности и вовлечённости. Например, чтобы сплотить группу, можно инициировать обмен фотографиями, поощрять достижения.

Андрагогические методы управления поведением строятся на улучшении фасилитации и создании благоприятной учебной среды. Здесь важно сосредоточиться на чёткости инструкций, организации работы в малых группах, поощрении подходящего поведения.

Благодаря продуманному содержанию (структурный подход), разумному использованию технологических возможностей (технологический), разным способам вовлечения учащихся (социальный) и моделированию позитивного взаимодействия (андрагогический) появляется возможность создавать более динамичные и эффективные онлайн-занятия.

Оригинальная статья на td.org

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования