СберУниверситет делится необычными способами развития soft skills

Картинка
Поскольку soft skills не менее важные умения, чем знание финансового анализа или образовательных инструментов, многие бизнес-школы уделяют их развитию большое внимание. Однако для того чтобы выделиться на переполненном рынке, нужно придумать уникальное предложение. 

СберУниверситет делится своим подходом к проектированию программ, посвященных развитию soft skills. 


Анастасия Лаврентьева

руководитель направления, Академия лидерства и дизайн-мышления, СберУниверситет

 
Многие темы в рамках развития soft skills так или иначе пересекаются друг с другом. Например, управление конфликтами очень близко идет с темой сложных диалогов и переговоров. Именно поэтому при разработке программы важно не только понимать, какие навыки вы будете развивать и с какими убеждениями работать, но и отстраиваться от имеющихся обучающих решений. Другими словами, формировать уникальное товарное предложение программы. 

Управление конфликтами

Участники будут работать с реальными личными ситуациями или «вымышленными» конфликтами?

Когда мы готовились к разработке данной программы, мы провели исследование целевой аудитории и обнаружили ярко выраженную потребность в освоении навыков не на абстрактных кейсах, а на личном опыте. Поэтому мы были категорически против использования отвлечённых или метафорических кейсов. Участники программы работают со своими личными ситуациями, анализируют их, используя полученную теорию, переосмысляют свои способы реагирования на конфликт и тем самым формируют осознанное поведение в конфликте. И мы надеемся, что после этого участник программы почувствует свободу, которая будет проистекать от возможности выбирать и контролировать свое поведение, которое ранее было автоматическим.

Что в решении может удивить целевую аудиторию?

С осознанностью мы работаем через эмоции и тело. Для работы с телом, к примеру, у нас используются деревянные палки. Каждый участник держит свою палку, она символизирует границы допустимого. Другой участник начинает давить на чужую палку – «границу». Мы смотрим на реакцию: давит в ответ, отодвигается, пытается избежать давления, остаётся на месте... По телесной реакции сам участник может сделать выводы о том, как обычно он ведет себя в конфликтных ситуациях.

В чём особенность вашего подхода?

Мы не инсценируем конфликты, а концентрируемся на личных кейсах. Учим думать, а не говорить. Работать со своим телом как с первичным индикатором конфликтной ситуации. Наконец, вместе с группой приходим к осознанию важности вариативности поведения в конфликтных ситуациях. Так как в этом вопросе универсальных рецептов нет. В одном случае уместен поиск нового решения, в другом – отстаивание позиции, в третьем – поиск компромисса.

Драматургия конфликта

Каким опытом, полученным при разработке, вы считаете важным поделиться с коллегами?
 
Важно сформулировать метафору, которая будет отправной точкой в создании программы и выбора инструментов развития. В нашем случае это театральная метафора: создание возможности «сыграть» и «переиграть» свой конфликт через включение в программу инструментов творчества, арт-терапии и театральной импровизации (плейбэк-театр).

Как вы добиваетесь того, чтобы участник обучения переосмыслил свои стандартные паттерны поведения в конфликте?
 
Чтобы «переиграть» конфликт – выйти за рамки стереотипных реакций, надо самому стать другим. Как мы создаем пространство для изменений? Для этого мы используем разные инструменты, сочетающие индивидуальные и групповые форматы. Во-первых, все участники проходят первичное интервью в формате мини-коучинга, в рамках которого коуч помогает участнику актуализировать проблему, найдя желаемые области будущих изменений. Далее – очный модуль, на котором происходит групповой разбор индивидуальных кейсов участников, рефлексия своих эмоций при помощи плейбэк-театра, работа с внутренними защитными механизмами, которые «включают» стереотипные реакции и, конечно же, поиск личного ресурса, дающего возможность измениться и стать «хозяином» своего поведения в конфликте. Кроме того, для каждого участника предусмотрено три коуч-сессии. Не все темы возможно обсуждать в группе, поэтому нужна индивидуальная работа.

Как вы погружаете участников в контекст темы?

В программе предусмотрено четыре вебинара, темы которых связаны с конфликтами,  жизнестойкостью команд и с инструментами управления своими эмоциями в конфликте. Есть и антропологический ракурс – вебинар о культурологических особенностях конфликта. Обучение идёт три месяца. Ближе к завершению участники поделятся опытом – как программа помогла им реагировать осознанно в конфликтных ситуациях.

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования