Как создать интерактивное обучение, которое сотрудники захотят пройти: 5 советов

Картинка

У корпоративного обучения есть частая проблема: команде неинтересно учиться. Причины могут быть разными, но если обучающий курс — это набор теории и тестирований, людям точно будет скучно. 

В 2021 году в агентстве esprezo разработали интерактивный курс для Tele2, чтобы научить маркетологов компании лучше разбираться в качестве печатной рекламы. Вместо привычной серии занятий по теории полиграфии получилось мультиформатное обучение с элементами физического опыта, которое развивает «жёсткие» навыки и софт-скилы. Участники проходят обучение дистанционно, а практикуются на учебных материалах в реальной жизни. Чтобы заинтересовать аудиторию, в курс добавили сторителлинг и персонажей, которые обсуждают друг с другом типичные рабочие ситуации. 

Вот как в esprezo советуют создавать интересное обучение.

1. Проводить исследование на трёх уровнях 

Заказчик обучения наверняка знает, какие навыки нужны его команде, но сами сотрудники часто видят проблему иначе. Кроме прочего, важно понимать, какой формат обучения команде ближе. 

Для курса Tele2 esprezo. исследовали образовательную задачу на трёх уровнях:

  1. изучили запрос заказчика и его видение проблемы;

  2. разобрались, как видят проблему сами сотрудники и с какими трудностями сталкиваются;

  3. выяснили, какие плюсы и минусы команда видит в форматах обучения на основе прошлого опыта.

С командой заказчика общались в формате 10 глубинных интервью с маркетологами из разных регионов страны. Такое исследование помогло увидеть запрос под правильными углом: на интервью выяснилось, что часть проблем связана не с техническими знаниями маркетологов, а их взаимодействием с сотрудниками типографий. Так в курсе появился большой блок по развитию софт-скилов. 

2. Искать метафоры и референсы вне рабочего контекста

Интересы сотрудников не ограничиваются работой, это лишь часть их жизни. Поэтому формат обучения лучше не строить целиком вокруг рабочих задач — лучше добавить элементы, которые интересны людям сами по себе, вне рабочего контекста. 

В кейсе Tele2 маркетологов было бы трудно заинтересовать теоретическим курсом по качеству печати, потому что работа с полиграфией — это их рутина. Поэтому разработчики построили обучение вокруг метафоры внутренних персонажей из диснеевской «Головоломки»: пяти типов менеджеров, которые «живут в голове» у каждого сотрудника. В курсе персонажи по-разному проявляются в типичных рабочих ситуациях, и в каждой из них сотрудники могут увидеть себя. Это задаёт обучению вовлекающий контекст: интереснее следить за жизнью персонажей, чем запоминать алгоритм сдачи макета в печать. 

Умелец — один из персонажей курса. Ещё есть Менеджер, Дзен, Дипломат и Профессор


3. Подключать сценаристов, чтобы добавлять сторителлинг в учебный процесс

Курс будет интереснее, если у обучающих материалов есть сюжетная линия. Драматургия помогает вовлекать учеников и вести их через всё обучение, поэтому важно, чтобы над обучающими материалами поработал ещё и сценарист.

В курсе esprezo за сторителлинг отвечают несколько элементов.

1. Всё обучение строится вокруг типичного рабочего сценария: от сдачи полиграфии в печать до её приёмки на складе. Персонажи курса буквально «проживают» каждый этап вместе с учениками. Сотрудники хорошо знают эту сюжетную арку, но в каждом акте, как и в жизни, всё происходит по-разному — поэтому людям хочется узнать, как в конкретном случае поступят персонажи курса. 

2. Каждую рабочую ситуацию персонажи обсуждают друг с другом — это небольшие сцены, за которыми тоже интересно следить:

3. В программе курса есть сторителлинг от первого лица — руководитель направления производства и качества бренд-материалов Михаил Гуляев рассказывает о реальных ситуациях, которые происходили в компании:


4. Внедрять в практику физический опыт

Общее правило: чем ближе практика к реальным рабочим задачам, тем лучше — в особенности, если можно потренироваться в физическом мире. Когда сотрудники учатся на гипотетических примерах, есть риск, что им будет сложно перенести опыт из обучения в жизнь. Кроме того, практика на реальных задачах добавляет в обучение элементы игры и увлекает сотрудников. 

В процессе обучения каждый ученик Tele2 получал настоящую сумку с материалами для практики. В ней были эталонные и бракованные печатные материалы, инструменты для работы — микрометр, лупа и палитра фирменных цветов бренда, а также бонусы — стикеры, чек-листы и памятки. 


Сумка оставалась у сотрудника, ей можно пользоваться в будущей работе


В практических материалах было всё, что пригодится маркетологам в работе с полиграфией


5. Проверять знания на реальных задачах

Самый простой функционал для проверки знаний — тестирование, но его результаты не всегда показывают практический результат обучения. Если человек хорошо прошёл тест по теории, не факт, что он сможет применить её в жизни. Поэтому лучше проверять, как сотрудник справляется с реальными задачами. 

В кейсе задания тестов связаны с практикой: маркетологи проверяли знания на реальных примерах печатной продукции — прямо как в типографии во время приёмки тиража. Задания предлагают найти брак в разных образцах полиграфии и указать его в тесте. Так люди учились буквально «на производстве», не ради зачёта, а чтобы разбираться в своей работе.


Одно из заданий курса — проверить брак рекламной листовки по чек-листу


В тестах есть и теоретические вопросы, но они также «привязаны» к рабочим ситуациям: 

Ещё один инструмент проверки знаний — одинаковое входное и выходное тестирование. На старте такое исследование проверяет реальный уровень учеников, а на выходе показывает результат обучения и области знаний, которые сотрудникам нужно дополнительно прокачать.


Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования