Как повысить эффективность обучения, если оно необязательно для прохождения? На примере программы СберУниверситета

Картинка

Наш мозг экономит ресурсы, и, если задача необязательна к исполнению, человек склонен откладывать или вовсе отказываться от неё. Мария Провкина, директор проектов в СберУниверситете, рассказывает, как обойти эту привычку учащихся на примере программы «Вызовы лидеров: миссия выполнима». 



О программе «Вызовы лидеров: миссия выполнима»
ЦА: широкий круг руководителей.
Участие: по желанию.
Интенсивность: 1-2 раза в неделю.
Длительность: 6+ месяцев.

Сложности, с которыми столкнулись при запуске:
1. Недобор участников
2. Низкая посещаемость онлайн-встреч с экспертами
3. Нежелание выполнять промежуточные задания





1. Используйте метафоры

Этот инструмент помогает передать заложенные в программу смыслы через яркие и эмоционально окрашенные образы. Работает на привлечение и удержание обучающихся в длительных и сложных курсах.

Пример. Мы придумали «полёт в космос». Это стало символом вызовов, встающих перед лидерами. И дальше разворачивали эту метафору. Лидеры — это космонавты. Космонавтов готовят к полёту всесторонне, на разных уровнях, и так же делает наша обучающая программа. И обучение по ней — не просто самосовершенствование, а миссия, которая выполнима.

2. Внедряйте геймификацию

В долгих курсах есть соблазн пропустить занятие, что-то недоделать. Геймификация не только повышает вовлечённость участников, но и помогает им осваивать программу в задуманной методологами последовательности. Обычно игровая форма предполагает награды за прохождение определённых этапов. 

Пример. У нас начисляются баллы практически за всё: за присутствие на онлайн-встречах, работу с напарником, выполнение итогового эссе. Вес у баллов разный, он зависит от сложности и важности активности.

3. Поощряйте работу с напарниками (peer-to-peer)

Обучающиеся находятся в одном информационном поле, однако каждый привносит в процесс решения задач свой уникальный индивидуальный опыт. К тому же такой взаимный менторинг дополнительно прокачивает навыки коммуникации и коллаборации. 

Пример. Задачи выстроены так, чтобы учащиеся постоянно что-то обсуждали с напарником или командой. Причём мы не даём обучающимся выбирать напарников по желанию. Мы формируем пары либо по компетенциям, либо по принципу «из разных блоков, трайбов, кластеров». 

4. Проводите исследования.

Этот инструмент важен на всех этапах:

1. До обучения. Позволяет создать полезную и интересную программу.

2. В процессе реализации программы. Помогает получить обратную связь, понять, как ощущают себя обучающиеся.

3. «На выходе». Позволяет проанализировать результаты и скорректировать курс. 

Пример. Исследования подсветили нам интересный инсайт: не все обучающиеся стремятся быть в топе рейтинга, так как для них это не самоцель. Но при этом никто не хочет быть в самом низу. Мы публикуем рейтинги каждую неделю, и обучающиеся, набравшие меньше баллов, прикладывают чуть больше усилий, чтобы подняться выше.



В мае 2022 года на курс «Вызовы лидеров: миссия выполнима», где применялись эти четыре методики, пришли 270 человек. Мария рекомендует авторам курсов принять на вооружение перечисленные инструменты: метафорическое мышление, геймификацию, работу с напарниками, исследования.

Бонусный совет от Марии Провкиной:

«Чтобы привлечь участников, нужно влюбиться в свою программу, в свою аудиторию. Это самое важное! Любое классное решение может родиться только в синергии, в любви, а не в споре!».


Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования