Развитие EdTech в США, Китае, Франции и Дании: каково положение дел

Картинка

В июне 2022 года Ecorys UK по заказу британского Министерства образования опубликовал отчёт «Будущие возможности образовательных технологий в Англии» (Future opportunities for education technology in England). Авторы проанализировали рынок EdTech в странах с высоким уровнем развития образовательных технологий: Франции, Дании, США и Китае.

Обзор национальных EdTech-экосистем

Франция Дания США Китай
Доля населения, использующего интернет 81% 97% 87% 54%
Подписки на широкополосный доступ на 100 человек 46% 44% 35% 31%
Примеры крупных игроков EdTech-рынка 360Learning, Ornikar Formation, Openclassrooms, Livementor, Simundia, Webforce3, PowerZ, Edflex Labster, Eloomi, Lix Technologies, Lifeasapa Foundation, CanopyLAB, Peergrade, Famly, MyMonii, Shape Robotics Alphabet Inc., Blackboard Inc., Chegg Inc., Coursera Inc., Edutech, edX Inc., Instructure Inc., Microsoft Corp 17zuoye, DaDaABC, CodeMao, Changingedu, Huohua Siwei, Hujiang, Zuoyebang, VIPKid, and Yuanfudao
Характеристики рынка Развивающееся сотрудничество государственного и частного секторов Сотрудничество государственного и частного секторов Частный сектор с высоким уровнем автономии Центральный контроль государственного сектора
Основные вызовы Содействие более тесному сотрудничеству между государственным и частным секторами Сохранение опыта в интересах внутреннего рынка ввиду высокого процента экспорта технологий Защита общественных интересов, справедливости и подотчётности Преемственность на внутреннем рынке после политических реформ; расширение доступа в сельскую местность

Франция

Растущий французский рынок EdTech оценивался в 2021 году в 1,3 млрд евро, на нём работало 500 стартапов с общим числом сотрудников 10 тыс.

Бизнес-модели на французском рынке в основном ориентированы на B2B (более 75 %). 47 % провайдеров EdTech заявляют, что продают свои продукты напрямую школам и колледжам, а 40 % — местным сообществам.

Среди основных сложностей рынка эксперты выделяют:

    • недоверие между миром образования (государственный сектор) и миром EdTech (частный сектор); 

    • отсутствие национальной стратегии в сфере образовательных технологий; 

    • сложности с доступом к частному капиталу и госфинансированию; 

    • сосредоточенность господдержки на создании цифрового парка оборудования, при этом потребности в сфере ПО игнорируются.

В ответ на вызовы Министерство образования Франции запустило программу The Territoires Numériques Educatifs (TNE), реализующую модель цифрового ускорения в школьном образовании. Государство также выделило 77 млн евро на программу стимулирования разработки новых цифровых решений в образовании.

Дания 

Традиции инвестирования в оборудование, онлайн-ресурсы и навыки учителей обеспечили стране высокий уровень цифровой инфраструктуры и компетенций. Правительство косвенно поддерживает EdTech через большую часть государственных расходов, направляемых в систему образования.

Внутренний EdTech-рынок в Дании небольшой, на нём доминируют крупные игроки. Такое положение заставляет стартапы выходить на зарубежные рынки, чтобы увеличить доход. Другая сложность связана с управлением данными и защитой персональной информации. Частично её решает «модель Netflix», в соответствии с которой все учителя и ученики имеют один уникальный вход в систему в начальной и средней школе для доступа к инструментам EdTech.

Также для дальнейшего развития EdTech создан альянс, который объединяет участников модели тройной спирали, включая предприятия EdTech, образовательные учреждения, государственные организации, муниципалитеты и НПО. Объединение тесно сотрудничает с Nordic EdTech и Европейским альянсом EdTech, способствуя обмену знаниями, информацией и расширяя доступ к продуктам и услугам EdTech на уровне ЕС.

США

США — ведущий игрок на мировом рынке EdTech, чему способствует крупная экономика страны, высокий уровень технологического развития и большая численность населения.

Американский сектор EdTech характеризуется закупками образовательных технологий, частным сектором и доминированием нескольких компаний с двумя отличительными чертами:

- их основная бизнес-модель и операции не были разработаны с учётом интересов образовательных учреждений или молодёжи (например, Google, Microsoft, Amazon);

- компании учитывают частные корпоративные интересы, которые оказывают сильное влияние на государственное образование.

В США сильное цифровое неравенство в доступе к EdTech между группами с разным социально-экономическим положением. Например, в 2019 году только 54 % малообеспеченных семей имели дома компьютер по сравнению с 83 и 94 % среди семей со средним и высоким доходом. Поэтому правительство вкладывает большие средства в развитие цифровой инфраструктуры.

В связи с бурным развитием рынка актуален вопрос, как оценить эффективность применения EdTech-продуктов в образовании. Для решения реализуется масштабный проект EdTech Genome, который формирует широкое поле для взаимодействия исследователей образовательных технологий, EdTech-компаний, педагогов, предпринимателей, инвесторов-филантропов и активистов. Он был запущен в 2019 году и должен быть завершён в 2024 году. В рамках проекта будет создана платформа для обмена технологиями, цель которой — предоставить лицам, принимающим решения, доступ к данным об эффективности продуктов EdTech и их внедрении. Проект задуман как национальная платформа и может оказать значительное влияние на процесс закупок EdTech-решений в США, а также лечь в основу разработки методологии сбора и предоставления данных о работающих продуктах.

Китай

Китайская система начального и среднего образования является крупнейшей в мире. В государственных школах и колледжах обучаются свыше 130 млн человек. 

Высока степень проникновения интернета — 98 %. Отчасти с этим, а также с традиционно высоким вниманием населения к образованию связана растущая популярность онлайн-обучения и мобильного обучения, включая массовые открытые онлайн-курсы (МООК).

Внимание китайского EdTech-сектора направлено преимущественно на B2C-сегмент. В стране хорошо развита экосистема EdTech, которая способствует быстрому внедрению образовательных инноваций. Тем не менее в стране есть проблема неравенства использования EdTech-инструментов между различными регионами, городской и сельской местностью.

В связи с глубоким проникновением онлайн-формата в сегмент школьного образования и повышением нагрузки на детей, Министерство образования Китая дало поручение школам и колледжам сократить время, которое учащиеся тратят на выполнение домашних заданий, и внедрило жёсткие меры по ограничению деятельности частных репетиторских учреждений. Это привело к сокращению внутреннего EdTech-рынка продуктов и услуг B2C.

Другой проблемой китайского рынка является защита данных. Многие национальные компании EdTech не знают о регламенте по защите персональных данных (GDPR), поэтому правительство работает в направлении регулирования данной сферы.

Исследование Future opportunities for education technology in England

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования