Будущее EdTech за ИИ, блокчейном, VR и социальными роботами

Картинка

В июне 2022 года был опубликован отчёт Future opportunities for education technology in England («Будущие возможности образовательных технологий в Англии»), подготовленный по заказу Министерства образования Великобритании. В нём подробно разобраны тренды мирового EdTech-рынка. Среди технологий, которые стимулируют его развитие, авторы отчёта выделили искусственный интеллект (ИИ), виртуальную и дополненную реальность (VR и AR), блокчейн и социальных роботов. 

ИИ может использоваться широко, но важно организовать единую экосистему обучения

Уже сегодня технология ИИ применяется на всех этапах образовательного процесса:

    • непосредственно в обучении: персонализирует программы, составляет диалоги;

    • для поддержки учащихся: организует совместное обучение, помогает в освоении знаний и самоанализе (учебная аналитика, метакогнитивные информационные панели);

    • для поддержки учителей: помогает в проверке заданий, мониторит успеваемость и поведение студентов;

    • для комплексной поддержки учебного процесса: использует системы управления обучением (LMS), системы раннего предупреждения, интеллектуального анализа образовательных данных для распределения ресурсов, диагностики трудностей в обучении.

Однако широкое применение ИИ в образовании влечёт за собой проблемы, связанные с отсутствием интеграции и фрагментированностью экосистемы обучения из-за применения участниками образовательного процесса разных приложений и программ. Они заключаются не только в экономических издержках, но и в неоптимальной организации обучения.

Блокчейн трансформирует процессы аттестации и изменит спектр поставщиков EdTech 

Блокчейн может использоваться в образовании для организации:

    • новой системы хранения данных о квалификации и достижениях человека;

    • экономичной и безопасной системы управления данными;

    • лучшего учёта и простого подтверждения каждой пройденной программы обучения, включая МООК и корпоративные тренинги;

    • решения проблемы с подделкой дипломов и сертификатов об образовании;

    • платежей внутри учреждений, а также использования криптовалюты для оплаты обучения.

Несмотря на преимущества и зрелость технологии, её внедрение в систему образования сопряжено со сложностями. Кадровая и правовая инфраструктура для технологии остаются недостаточно развитыми, включая функциональную совместимость и открытые стандарты. Кроме того, технология блокчейн может разрушить рынок студенческих информационных систем и диверсифицировать количество и спектр поставщиков образовательных технологий.

Ожидается, что Мальта станет первой страной, которая будет использовать блокчейн для хранения данных об образовании. Этот шаг стал возможен благодаря технологии BlockCerts, которая обеспечивает открытый стандарт для создания, выпуска, просмотра и проверки сертификатов на основе блокчейна.

VR/AR позволит отработать и оценить рискованные навыки в безопасной среде

Развитие технологий VR/AR привело к снижению их стоимости и более широкому использованию для организации иммерсивного и интерактивного обучения. 

Технология особенно полезна в случаях, когда:

    • обучающемуся необходимо натренировать определённые навыки или знания прежде, чем использовать их в реальности (например, в работе монтажника-высотника). VR-системы позволят отрабатывать рискованные или дорогостоящие процессы в безопасных и контролируемых условиях;

    • навыки нелегко измерить с помощью традиционных письменных или устных тестов. Симуляция продемонстрирует степень владения ими;

    • студентам сложно визуализировать и контекстуализировать информацию. VR-технология способна создать полностью вымышленный мир, где наглядно представлены учебные объекты.

Роботы помогают осваивать знания и поддерживать социальные связи

Использование социальных роботов называют одной из самых многообещающих перспектив адаптивного обучения. Их дизайн, как правило, имитирует дружелюбное человеческое лицо. Некоторые модели имеют встроенные системы ИИ, которые позволяют им обнаруживать и идентифицировать людей с помощью распознавания лиц и голоса. 

Возможности социального робота для обучения:

    • быть ассистентом преподавателя. Робот может заниматься административными вопросами, читать лекции и отвечать на вопросы. В отличие от живого учителя, он не теряет терпения и может повторять один и тот же материал так долго, как это необходимо для усвоения. Примечательно, что учащиеся обычно считают робота непредвзятым, что снижает их тревожность;

    • быть учеником-партнёром. Это новая и многообещающая роль, основанная на принципе «обучая учимся». Идея в том, что обучающемуся предлагают инструктировать и обучать робота, в результате тот тратит больше времени на занятия, лучше запоминает информацию и глубже погружается в тему;

    • быть цифровым аватаром. Такое применение практикуется в Дании. Студенты с хроническими заболеваниями вынуждены часто пропускать занятия, но через робота они могут присутствовать удалённо и сохранять возможность социальных взаимодействий. Здесь важно, что технология их представляет физически, то есть другие студенты и преподаватели могут прикоснуться к аватару или обнять его, чтобы утешить.

Пока доступность роботов остаётся ограниченной, и компании EdTech столкнутся с техническими, социальными, экономическими и логистическими проблемами, связанными с широким внедрением социальных роботов.

Исследование Future opportunities for education technology in England


Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования