В России больше всего стартапов в области EduTech, но немногие остаются на рынке более 5 лет

Картинка

Проект Barometer провёл исследование российского рынка технологического предпринимательства «Стартап Барометр — 2021». По результатам исследования инвестиционная компания A.Partners совместно с EY, PepsiCo и МТС подготовила отчёт на основании опроса более 630 предпринимателей.

Согласно полученным данным, больше всего стартапов запускается в нише EduTech, далее идут FinTech и Ecommerce. Бум EduTech-проектов авторы исследования объясняют спросом на решения дистанционного образования, вызванные пандемией, и переводом в онлайн ряда бизнес-моделей. Кроме того, многие инвесторы и ранее интересовались образовательными проектами, а стратеги покупают их для собственной экосистемы, чтобы обеспечить инвесторам выходы. Таким образом, на рынке EduTech в последний год лучше других работает венчурная модель.

Основные выводы исследования:

  • Половина российских технологических предпринимателей строят бизнес в Москве (41 %) и Санкт-Петербурге (9 %). Ситуация связана с концентрацией в этих городах возможностей для коммуникаций и привлечения инвестиций.
  • 55 % руководителей стартапов совмещают его развитие с иной деятельностью, которая и приносит им основной доход. Для 64 % опрошенных технологическое предпринимательство не является основным источником дохода.
  • Возраст среднестатистического российского стартапа 1–3 года, до 5+ лет «доживают» всего 16 % компаний, но ежегодно появляются новые.

Год основания стартапа, % опрошенных

01.jpg

  • Треть стартапов находится на стадии MVP (минимально жизнеспособный продукт) и первых продаж.

Стадия развития стартапов, % опрошенных

02.jpg

  • 47 % российских стартапов совершенствуют уже имеющиеся продукты или бизнес-модели, 21 % считает, что у них нет аналогов на мировом рынке, а 15 % — на российском.
  • За последний год 38 % опрошенных предпринимателей не смогли получить доход, 19 % заработали до 1 млн руб.

Доходы российских стартапов за последний год, % опрошенных

03.jpg

  • 63 % стартапов получают 75–100 % своей прибыли благодаря продажам в России. Компаний, ориентированных на международный рынок (0–25 % продаж в России), всего 23 %.
  • Выйти на мировой рынок 39 % предпринимателей позволило партнёрство с международными компаниями, 23 % сразу создавали продукт, ориентированный на зарубежного потребителя.

Из представленных в исследовании данных следует, что российский рынок технологических инноваций в целом и EduTech в частности пока недостаточно развит. Совмещая работу в стартапе с иной деятельностью, приносящей прибыль, им не всегда удаётся достаточно серьёзно подойти к бизнесу, поэтому лишь немногие проекты существуют больше 5 лет, переходят через начальные фазы развития и получают большие прибыли. Локализация стартапов вокруг Москвы и Санкт-Петербурга показывает огромный разрыв между возможностями регионов и центра.

 
Читать оригинальные материалы: [1]

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и отчеты