Цифровые технологии не преодолели социальное неравенство — наоборот, усилили его

«Фонд Сегаловича» (Яндекс) и Институт образования НИУ ВШЭ подготовили доклад «Цифровой переход: опыт педагогов и образовательных организаций в России и мире». Авторы проанализировали, какие вызовы стоят перед современным онлайн-образованием, и на примере российских и зарубежных кейсов показали возможные пути решения проблем.
Образовательное неравенство
Многие с оптимизмом ждали, что цифровые технологии предоставят равные возможности для всех и откроют доступ к качественному образованию мирового уровня. Однако пока цифровизация, напротив, усиливает социальное расслоение из-за различий в материально-техническом обеспечении.
Менее обеспеченные студенты чаще не могут найти удобного места для занятий. У них возникают проблемы с интернетом и нет подходящей техники для дистанционного обучения.
60–70 % не имеют отдельного компьютера
25 % не имеют выхода в интернет
Пути решения:
- осуществлять адресную социальную помощь;
- передавать малообеспеченным студентам необходимую технику во временное пользование;
- организовать бесплатный доступ к цифровым библиотекам;
- поддерживать учебные учреждения в разработке цифровых обучающих программ и внедрении новых форматов обучения;
- разработать инструменты для самостоятельной оценки цифровых навыков и компетенций;
- предложить сервисы для индивидуального подбора курсов для развития цифровых навыков.
Цифровые компетенции преподавателей
С приходом пандемии многие учителя не были готовы к работе в онлайн- и смешанных средах. Особенно это касается регионов — у них нет доступа к программам развития, из-за чего они сильно отстают по уровню цифровой грамотности. Так, почти все московские преподаватели проводили дистанционные занятия в режиме реального времени, а педагоги из регионов в основном обращались к заочному обучению.
Региональная работа по формированию цифровой образовательной среды проводится несистемно и с меньшими ресурсами, чем в регионах-лидерах .
Чаще всего преподаватели проходят программы по повышению квалификации в своём же вузе. При этом требование руководства — главная мотивация к записи на такое обучение. При поиске материалов преподаватели также выбирают самый простой и короткий путь:
70 % — наработки своего университета
33 % — онлайн-материалы других организаций
10 % — практики зарубежных университетов
Пути решения:
- оценить имеющийся уровень компетенций и приоритетно работать с теми регионами или учреждениями, где дефицит навыков особенно велик;
- создать комплексную цифровую инфраструктуру в школах, которая предоставит качественную техподдержку, практические решения и методики;
- регулярно повышать квалификацию, используя опыт внешних организаций.
Организация онлайн-образования
Несмотря на опыт дистанционного обучения и улучшение отношения к технологическим решениям, педагоги придерживаются традиционных подходов к образовательному процессу. Среди проблем — отсутствие индивидуального подхода, использование традиционных офлайн-методик и ненадёжные способы оценки полученных знаний и навыков.
Пути решения:
- персонализировать обучение при помощи адаптивных образовательных платформ — например, Sqirell AI (Китай), ALEKS (США), Century (Великобритания), Учи.ру, СберКласс, ЯКласс, Skyeng, Яндекс.Учебник (Россия);
- инвестировать в программы профессионального развития преподавательского сообщества;
- использовать адаптивное тестирование, в котором следующее задание выбирается на основе предыдущих ответов, и игры, где студента помещают в контекст проблемной ситуации, чтобы по его поведению судить о сформированности навыков;
- применять для контроля рандомизацию заданий, синхронную сдачу тестов, технологии безопасных браузеров, которые не позволяют копировать задания и переходить на другие ресурсы, и прокторинг.