ОСЭР выделила главные тенденции сектора образования на 2022 год

Картинка

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила новый отчёт, посвящённый тенденциям в образовании (Trends Shaping Education 2022). Это исследование организация выпускает раз в три года. В нём содержится обзор основных экономических, социальных и технологических тенденций и их влияние на образование. При этом работа не даёт ответов, а лишь приглашает читателей задуматься о будущем.

Образование должно развивать цифровую грамотность и умение отбирать информацию

В 2022 году в отчёте впервые появилась рубрика Knowledge & Power о том, как управление знанием и источниками знаний влияет на образование в новую эру.

Сегодняшние тренды направлены на цифровизацию процесса получения знаний:

  • Растёт число интернет-пользователей, а также масштабы поиска самой разной информации в сети.

  • Меняются способы производства и распространения знаний.

  • Увеличивается объём публикуемого ежедневно контента.

  • Повсеместное использование цифровых устройств приводит к генерации огромного объёма данных, анализ которых создаёт возможности для самых разных отраслей.

  • Наука становится более открытой и доступной, благодаря технологиям, что может ускорить преобразование научных результатов в новые идеи и продукты.

Высококачественное образование должно развивать цифровую грамотность и компетенции, необходимые для поиска, оценки и отбора информации в различных форматах и на разных платформах.

На перспективы развития образования влияют глобальные макрофакторы

Во всех сценариях развития системы образования сделан акцент на рост значимости технологий и распространение концепции непрерывного обучения как способа сохранить профессиональную востребованность в течение всей жизни.

Среди макрофакторов авторы отчёта выделяют:

  1. Рост населения планеты, главным образом за счёт развивающихся стран.

  2. Сокращение нищеты и улучшение благосостояния.

  3. Демографическое давление: снижение рождаемости, рост численности пожилого населения.

  4. Необходимость повышения производительности для балансирования государственных трат и поддержания уровня жизни.

  5. Рост значимости нематериальных активов, включая интеллектуальную собственность и данные.

  6. Ускоренный прогресс, технологический бум, востребованность новых навыков.

  7. Принципиальный переход к экологически устойчивому экономическому росту.

  8. Появление новых форматов работы: удалённая, неполная, временная занятость, фриланс, которые помимо гибкости предполагают и большую конкуренцию, неопределённость, ужесточение требований.

  9. Рост демократических настроений в обществе, упадок основных социальных институтов, граждане по-новому воспринимают свою роль в государстве и обществе и хотят влиять на процессы.

Что дальше

Глобально образование вступает в период трансформации. С каждым годом важность EduTech возрастает — при этом больше внимания будет уделяться качеству и содержанию цифровых образовательных материалов, а также этике и доступности цифровых продуктов.


Оригинальный отчёт ОСЭР

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования