Инфляция и санкции сказались на EdTech-рынке, но у него есть запас прочности

Картинка

Изменение настроений участников EdTech-рынка отметил Smart Ranking в отчёте «Edtech-итоги 2021 года и новая реальность 2022». Если ранее аналитики ждали роста по крайней мере на 50 %, то сейчас прогнозируют стагнацию и даже падение. Большая часть компаний уже отметила снижение в диапазоне 20–50 %, однако есть и те, кто выиграл в данной ситуации. Эксперты СберУниверситета рассматривают ситуацию в сфере корпоративного образования как вызов.

После событий февраля 2022 года российский рынок EdTech и ожидания от него существенно изменились. Многие компании фиксируют отток слушателей и не могут строить долгосрочные планы. 

Прогнозы развития EdTech-рынка в 2022 году сдержанные

Опрошенные Smart Ranking эксперты прогнозируют уменьшение реальных доходов населения и высокий уровень инфляции. Они выделяют следующие вызовы, связанные с  мировыми санкциями и контрсанкциями:
1. Угроза отключения иностранных сервисов.
2. Ограничения с платежами, в том числе из других стран, выдачей кредитов и рассрочек (на них приходилась основная часть продаж онлайн-курсов).
3. Уход международных компаний, которые закупали услуги обучения для своих сотрудников.
4. Пересмотр планов международной экспансии и маркетинговых бюджетов в связи с отключением рекламы в популярных ранее соцсетях.
5. Забота о сотрудниках, которые находятся на Украине (такие есть у 50 % опрошенных компаний).

Большинство респондентов не ждёт от рынка роста

67 % опрошенных компаний не верят в возможности роста в сложившихся условиях. Из них треть рассчитывают удержаться на уровне 2021 года, а остальные прогнозируют падение не менее 50 %. Только 15 %  верят в рост рынка до 50 % относительно 2021 года.

Среди взрослой аудитории уже сейчас заметен большой отток. Детский сегмент сокращается медленнее. «Абсолютно точно будет падение год к году, но сама динамика развития EdTech-рынка сохранится. Школьный сегмент — один из самых устойчивых в этой ситуации. Возможно, пострадает больше всех дополнительное образование, не связанное со школьными предметами — навыковые курсы», — считает Михаил Мягков, основатель компании MAXIMUM Education. 

В корпоративном сегменте, особенно в бизнес-обучении, тоже ожидается отток клиентов. Компании будут резать бюджеты на все, что не является необходимым, пока положение не нормализуется. 

Кроме того, на уровне университетов приостановлено международное сотрудничество. И. о. проректора по обучению и исследованиям Александр Шаталов рассказывает, как СберУниверситет подошёл к переработке флагманских программ: «Во всех наших программах партнерские бизнес-школы реализовывали те элементы, которые требовали обширного международного опыта или использования передовых технологических решений. В связи с этим переработка программ потребовала поиска адекватных подходов к замене этих компонентов («Программы обучения руководителей в области цифровых технологий» и «Сбер 2023»). Решения в области клиентского опыта и экосистемы смогли предложить наши партнеры из Азии, а знакомство с технологиями и их применением слушатели смогут получить у преподавателей МФТИ и Сколтех. Более радикальная работа потребуется при перестройке «Программы развития руководителей высшего звена». Однако реализация ранее двух из пяти модулей программы полностью силами СберУниверситета и накопленная экспертиза в создании программ для соответствующего уровня менеджмента позволит нам предложить вариант сопоставимого качества. В будущем для интеграции передового международного опыта мы будем расширять партнерство с компаниями Юго-Восточной Азии, Индии, Латинской Америки, а также развивать собственные исследования».

В данной ситуации выигрывают те, кто предлагает импортозамещение EdTech-решений. Так, у видеоплатформы для бизнеса Kinescope за первые 1,5 недели кризиса число заявок выросло на 50 %. 

Также среди факторов, которые не должны позволить EdTech-рынку значительно сократиться, эксперты называют отсутствие значимых зарубежных инвестиций. Кроме того, для государства важны IT-специалисты, поэтому проекты вроде «Цифровых профессий» с госфинансированием будет развиваться дальше.

Гибридный формат, технологии VR, социальная функция образования остаются трендами

Авторы отчёта выделили группу трендов, которые, несмотря на кризис, могут сохранить актуальность в будущем.

1. Укрупнение
Уровень поглощений становится выше. На рынке заключаются крупные сделки за пределами одной профессиональной ниши, где конечным бенефициаром группы компаний может выступать кто угодно — крупное издательство или университет. 
Пример: объединение EdTech-компаний под VK и группой Skyeng.

2. Акцент на социальной функции образования
Если раньше EdTech-компании ставили перед собой локальные цели обучения, то сегодня задачи более глобальные: участие в построении цифровой экономики через подготовку специалистов. 
Пример: проект «Цифровые профессии», курс «Ваш налоговый помощник» от СберУниверситета.

3. Взаимодействие с системой высшего образования
Все большее число вузов предлагают курсы для удалённого обучения, однако  пока ни один вуз не занял серьёзную долю на рынке онлайн-образования. EdTech-компании считают перспективным реализовывать совместные программы обучения. 
Пример: Skillbox, «Нетология», совместная магистерская программа СберУниверситета и МФТИ «Физтех-школа бизнеса».

4. Уход от zoom-модели к технологиям
EdTech-компании используют новые технологии для повышения эффективности образования: симуляторы на основе AR/VR и цифровых двойников. 
Пример: проект РОББО по обучению робототехники в виртуальной реальности. 

5. Поиск новых ниш небольшими игроками
В условиях консолидации российского EdTech-рынка и ужесточения конкуренции небольшие игроки ищут новые ниши. Самые интересные идеи быстро перенимают лидеры отрасли. Одним из основных решений для небольших компаний эксперты называют фокусировку на качестве обучения и укреплении лояльности аудитории.
Пример: развитие ниш по обучению криптоинвестициям и иностранному языку для уезжающих из России.

6. Развитие гибридного формата
Этот тренд не новый, он вышел на первый план после пандемии в связи с усталостью от чистого онлайна. 
Пример: гибридное обучение в СберУниверситете и ВШМ СПбГУ.

В СберУниверситете воспринимают сложившуюся ситуацию как новый этап эры экспериментов. «Я бы не стал ассоциировать неопределенность в сфере EdTech только с негативными сценариями. Еще недавно кризис COVID-19 заставил игроков образовательной сферы детально погрузиться в освоение и применение современных подходов и технологий. Мы стали активнее применять технологию виртуальный класс, экспериментировали с метавселенными, создали гибридную аудиторию и провели несколько пилотов этого формата. Сейчас «эра экспериментов» продолжается. Некоторые сервисы стали недоступны — но не все. Мы выпустили интерактивный справочник с альтернативными сервисами, в числе которых есть российские. Многие из них обеспечивают достойный образовательный опыт, не хуже зарубежных аналогов», — отмечает Вячеслав Юрченков, начальник Центра развития образовательных технологий СберУниверситета. 

Что дальше

Среди долгосрочных последствий кризиса эксперты отметили падение объёмов продаж в результате девальвации, общее снижение экономики и доходов населения и очевидный спад инвестиционной активности. Однако у рынка EdTech есть запас прочности. По мнению Никиты Подлипского, управляющего директора Ultimate Education, «Образование — та сфера, где качество особенно раскрывается в трудной экономической ситуации. Поэтому основной вызов для отрасли — не потерять суть того, чем мы занимаемся, продолжить исследовательскую работу в профессиональных областях, не потерять качество, сокращая издержки на продукт и сервис, в страхе банкротства».

Оригинальный материал: Аналитический отчёт «Итоги 2021 года на рынке онлайн-образования России, подготовленный компанией Smart Ranking»

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования