Эволюция буткемпов: от небольших офлайн-курсов до глобальных партнёрств

Картинка

За десять лет буткемпы прошли путь от лагерей для интенсивного обучения программистов до масштабных центров, где преподают широкий спектр цифровых навыков в онлайн- и офлайн-формате для B2C- и B2B-клиентов. Бурный рост буткемпов повысил инвестиционную привлекательность отрасли, конкуренцию и привёл к партнёрству между образовательными учреждениями, бизнесом и властью.

Невысокая стоимость и эффективность обеспечили стремительный рост буткемпов

Буткемп — это интенсивные курсы по приобретению цифровых навыков. В 2021 году на них отучились свыше 100 тыс. человек по всему миру (в 2015 году — менее 20 тыс.). К 2025 году число учеников буткемпов превысит 380 тыс., а размер рынка — 3 млрд $. Такой бум обусловлен растущим с каждым годом спросом на программистов и иных специалистов IT-отрасли.

Модель буткемпа родилась свыше десяти лет назад. Курсы были ориентированы на новичков, которые ранее не работали в сфере технологий. Им фактически гарантировали трудоустройство, и для большинства выпускников начальная зарплата была на 50 % выше, чем на их предыдущей работе. В наши дни средняя зарплата выпускников буткемпов составляет 70 тыс. $ в год. Курсы не позиционируют в качестве альтернативы диплому, однако их популярность растёт благодаря невысокой стоимости, эффективности и открывающимся возможностям в технологическом секторе.

Высокая конкуренция приводит к эволюции IT-курсов

До пандемии на рынке буткемпов лидировали:

  • General Assembly — в категории B2C, 

  • Trilogy (теперь 2U) — среди партнёрств с вузами, 

  • Lambda School (переименованная в BloomTech) — среди компаний, работающих по модели  ISA (Income Share Agreement, оплата за обучение только после трудоустройства). 

Теперь состав игроков стал значительно шире и разнообразнее. Среди наиболее динамично развивающихся компаний нового поколения — Coding Dojo, Digital House, Great Learning, Pathstream, ThriveDX, Simplilearn и Springboard.

Буткемпам приходится конкурировать с OPM (online program management) — моделями, по которым передовые мировые вузы создают образовательные онлайн-программы в партнёрстве с частными EdTech-компаниями. К 2025 году объём рынка OPM может достичь 7,7 млрд $. 

Усложнение конъюнктуры приводит к тому, что буткемпы стремительно развиваются и предлагают разные модели обучения. Если изначально оно проходило в кампусах, то сегодня существует масса онлайн-программ, к которым подключаются университеты и колледжи, а также государственные структуры.

В 2021 году более 200 университетов по всему миру стали сотрудничать с буткемпами, за последние десять лет возникло более 530 аналогичных партнёрств. Сектор расширился программами цифровых навыков для B2B: крупные работодатели высоко ценят групповое обучение под руководством инструктора. Одно из важных требований корпоративных заказчиков — соответствие программ внутренним стандартам и потребностям в переквалификации и повышении квалификации.

Буткемпы составят конкуренцию профессиональным компаниями в сфере образования

Буткемп следующего поколения — многоканальная и многомодельная платформа, включающая не только традиционные B2C-программы, но и государственные, университетские и деловые партнёрства. Они составят высокую конкуренцию компаниям рынка обучения по запросу и корпоративного обучения. Буткемпы расширяют свои предложения за счёт новых программ: кодирование, цифровой маркетинг, UX/UI, управление продуктами, аналитика данных, кибербезопасность, системное и сетевое управление, технические продажи, метавселенные, Web-3.

За последнее десятилетие буткемпы привлекли 2,4 млрд $ в виде акционерного капитала, из них за последние 18 месяцев — 1 млрд $. Ведущие игроки быстро масштабировались, конкуренция возросла, модель завоевала популярность у потребителей и это привело к росту стоимости входа и участия в этом бизнесе.

Причина популярности буткемпов в том, что многие университеты и профессиональные компании в сфере образования медленно реагируют на огромный спрос на базовые цифровые навыки. Буткемпы предлагают быструю альтернативу с более низкой стоимостью обучения и высокой рентабельностью инвестиций.

Кроме того, сейчас велик разрыв между спросом на цифровые навыки и предложением рабочей силы. Например, только в США 600 тыс. должностей, связанных с кибербезопасностью, не заняты в связи с отсутствием специалистов. При этом формальное образование расходует свыше 2 трлн $ ежегодно, но ускоренное цифровое обучение всё ещё не является приоритетом для многих вузов.

Что дальше

В течение следующих 30 лет, согласно данным HolonIQ, появится 1 млрд выпускников с высшим образованием, многие из которых будут владеть цифровыми навыками и потребуют постоянного повышения квалификации по мере изменения технологий и реакции экономики труда. В средней и долгосрочной перспективе рынок буткемпов продолжит рост и качественное развитие, гибко реагируя на изменение спроса на цифровые навыки со стороны компаний и частных лиц.

Оригинальное исследование HolonIQ


Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования