Избыточность и многообразие. Чего мы ждем от образования будущего

Картинка

Три актуальных вызова для системы образования

За неполные три года система образования проходит уже третий кризис.

Первый кризис выпал на пандемию. Это был кризис формы, ответ на «как учить, когда нельзя собираться вместе в очном ». Многие справились с этим вызовом, но с разным успехом.

Экономические санкции, которые случились весной, стали началом второго кризиса, уже кризиса содержания. Длинные темы в повестке развития компаний по объективным причинам ушли в более низкие приоритеты - устойчивое развитие, международная экспансия и др. На первый план вышли задачи по операционной эффективности, новая бизнес-модель, управление изменениями. Это более сложный кризис, потому что содержание нарабатывается дольше. Новое знание имеет смысл, когда оно адекватно ситуации.

Осенью 2022 года встал вопрос, а зачем вообще человеку учиться? Это кризис смысла. Когда человек не понимает, что происходит в мире и как будет развиваться ситуация даже в ближайшем будущем. Это самый сложный вопрос.

Образование или подготовка?

Когда мы говорим про обучение людей, нужно различать подготовку и образование.

Подготовка – это обучение под рабочее место (управленца, инженера, дизайнера и т.д.). Она очень практична, так как помогает быть эффективным, дает необходимые инструменты для работы. Иногда такое обучение помогает расширять горизонты, но это не главная задача подготовки. Избыточные или «лишние» знания здесь часто вредны, т.к. уводят от сути дела.

Образование же отвечает на другие вопросы: «Как устроен мир?», «Кто я и каково мое место в этом мире?». Если бы сегодня доминировала одна картина мира, научная или теологическая, космологическая или психологическая, которая бы все в жизни объясняла, с образованием тоже было бы просто - изучаешь как устроен мир “на самом деле”, понимаешь про себя и действуешь. Правда, такой доминирующей картины мира сегодня нет - мы имеем дело с комплексными задачами и проблемами, часть из которых решены наукой, часть объясняется теологией или психологией, на какие-то вопросы ответов вообще нет. Поэтому каждый из нас собирает свою картину мира самостоятельно, проживая жизненный опыт через разные ситуации.

Проблема в том, что сегодня, когда мы говорим про «образование», на самом деле мы чаще всего подменяем его «подготовкой».

Принципы избыточности и многообразия знаний

Мы собираем свое понимание мира из разных сфер. Где-то из прочитанного, где-то из разговоров с людьми, где-то из формального обучения. И если мы принимаем за основу, что мы сами несем ответственность за полноту картинки в нашей голове, то можно говорить о важности двух принципов - многообразия и избыточности знаний.

Принцип многообразия помогает объединить в одной голове знание о современных технологиях, о человеке, об экономике и социуме. Это знание из совершенно разных дисциплин и сфер жизни. Запрос на избыточность знаний чаще возникает в кризисные моменты, когда человеку не хватает собственных знаний и профессиональной подготовки, чтобы построить большую картину мира и заново определить свое место в нем, начать действовать. В такие моменты нужно выйти за пределы того, что ты делаешь, читать больше, разговаривать больше с разными людьми. Не закрываться, а уходить в новый опыт и новые знания. Так появляется шанс, что твоя проблема разрешится из другой системы координат, с нестандартной точки зрения, о которой ты раньше не думал.

Если гипертрофировать подходы многообразия и избыточности обучения, то в пределе ты должен учиться у человека, которого ты совсем не понимаешь в начале и который тебе не близок, чьи представления о мире могут противоречить твоим. И только сталкиваясь с этими границами непонимания и непринятия, пытаясь понять, как он устроен, как он думает, ты можешь чему-то научиться.

Качество твоего обучения и образования зависит от того, со сколькими непохожими на себя людьми ты не просто поговорил за последнее время, но и понял их картину мира и мотивы действий.



То образование, которое можно заменить словом «подготовка», по-другому устроено, подобные учат подобных. Конфликта нет. В традиционной системе подготовки многое построено по принципу избегания непонимания, ухода от многообразия.

В ситуации неопределенности подготовка уходит на второй план, но все большую ценность дает образование - как возможность выхода за привычную тебе систему координат и представлений.


Вопрос желания работать с чем-то непохожим — это вопрос доверия

Эта работа с непонятным возможна, когда есть определенный круг доверия. Тогда возникает принятие, что есть другой опыт или представления, которые имеют право на жизнь. В Школе управления СКОЛКОВО один из принципов обучения — создание круга доверия. Я как академический директор образовательных программ очень много времени отвожу, чтобы создать атмосферу в классе, когда люди могут видеть что-то другое. Когда они готовы обсуждать не только свою компанию, но и другие компании из своей отрасли, а если произойдет чудо, то даже компании из другой отрасли, хотя на первый взгляд это не очень практично и впрямую не применимо на твоем рабочем месте. Но именно такой выход за границы привычного опыта и представлений является наиболее сложным и ценным, участники обучения будут там что-то подсматривать, переносить их модели к себе. И это такая зона доверия: если это не твой опыт, не значит, что он не практичный.

Такая работа требует определенного настроя. Ты должен признаться себе, что чего-то не знать и признаваться в этом, несмотря на регалии и статусы - это нормально. Что не все знание должно быть практичным. Что у такого «узнавания нового» даже не обязательно должна быть цель - ты узнаешь, что именно искал, когда найдешь. Во времена напряженной прагматичности, инвестировать свое время в свободные искания и исследования - уже подвиг. Но без этого шага невозможно развитие. Без этого невозможно доверие к себе.




Денис Конанчук,
Директор департамента корпоративного обучения
Школа управления СКОЛКОВО

Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования