Персонализация обучения: Почему необходим новый подход к образовательному процессу

Картинка

28 октября 2022 состоялась шестая ежегодная конференция СберУниверситета «Больше чем обучение» — одно из главных в России событий в сфере обучения для взрослых и образовательных технологий (EdTech). В ходе главной панельной сессии «Чему учиться сегодня, чтобы быть релевантным завтра» Президент и Председатель Правления Сбербанка Герман Греф обсудил вместе с министром науки и высшего образования и экспертами ведущих вузов страны развитие мягких навыков, креативности и необходимость персонализации обучения студентов. Рассказываем о главных идеях, которые прозвучали в ходе дискуссии.

Hard, soft, digital: какие навыки важнее

Навыки можно разделить на три основные группы: «жесткие» (профессиональные знания и умения, необходимые для выполнения работы), «мягкие» (критическое и системное мышление, управление собой, эмоциональный интеллект) и цифровые (умение работать с данными, свободное владение цифровыми технологиями, навыки программирования). 

Существующая система образования построена на освоении профессиональных навыков и, в меньшей степени, цифровых, а мягким навыкам уделяется критически мало внимания. При этом исследование, проведенное учеными Гарвардского университета, показало, что успех в карьере или предпринимательской деятельности на 85% зависит от «мягких» навыков и лишь на 15% — от профессиональных. Иными словами, лучшие по уровню владения профессиональными навыками далеко не всегда добиваются успеха в карьере или занимают кресло топ-менеджера.

Это не значит, что профессиональные навыки не важны. Напротив, по словам одного из участников дискуссии — министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, ценность высшего образования — в его фундаментальности. Ядром образования, как он считает, должны оставаться профессиональные знания, так как именно фундаментальное образование позволяет будущим выпускникам чувствовать себя уверенно в постоянно меняющемся мире. По мнению эксперта, актуальное сегодня высшее образование должно быть индивидуализированным, гибким и фундаментальным, а также устремленным в будущее. Выпускники хороших университетов востребованы на рынке труда при текущем технологическом укладе и при этом способны адаптироваться к изменениям, которые произойдут и через 10, и через 15 лет после окончания вуза. Действия министерства науки и высшего образования РФ заданы именно таким пониманием высшего образования. 

Как правильно оценивать «мягкие навыки» для их развития

По словам Германа Грефа, зачастую для оценки «мягких» навыков используются тесты, основанные на самооценке — ответах на вопросы о самом себе. Подобными опросниками пользуется подавляющее большинство компаний, при этом такой подход абсолютно нерелевантен: ни один человек не знает себя и не может оценить себя без искажений. Даже если тестируемый отвечает на 100% искренне, то он отвечает неверно. Объективные системы оценки «мягких» навыков не задают человеку вопросов о нем самом. Одна из таких систем — SberQ. Тест дает релевантную оценку «мягких» навыков, проблематику по каждому из них и рекомендациями по их развитию.

Зачем нужны свободные университеты и искусственный интеллект

Валерий Фальков напомнил, что существует около пятисот различных «мягких» навыков, и каждый вуз вправе самостоятельно выбирать, какие из них важнее: для студентов МФТИ и ВШЭ этот набор может отличаться. По его словам, развитие «мягких» навыков у студентов возможно только в свободных университетах, следующих гибким стандартам министерства, которые еще предстоит разработать.

С министром согласен Герман Греф, который считает, что свобода университетов — важнейший принцип для успешного обучения «мягким» навыкам и персонализации образовательных треков. 

Персонализация обучения, по словам Грефа — одна из фундаментальных тем в образовании сегодня. Однако она невозможна без продвинутой технологической платформы с использованием искусственного интеллекта, который поможет каждому студенту выстроить индивидуальную траекторию образования.

Можно ли перенести образование в онлайн

Герман Греф считает, что нельзя научиться всему онлайн, сидя дома. Глава Сбербанка подчеркнул, что важно обучать «мягким» навыкам не только в теории — их необходимо постоянно тренировать и использовать в реальной жизни.

Ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Дмитрий Ливанов уверен: сегодня люди приходят в вуз не за знаниями и навыками — их можно найти самостоятельно и освоить в ходе другой деятельности. Сама по себе осведомленность не делает никого успешным — человеку нужны мотив и осмысленность, которая базируется на картине мира и системе ценностей. В лучшие университеты люди приходят именно за этими смыслами.

С ним согласен ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, который рассказал слушателям, что лонгитюдные исследования показали: выпускники, которые учились в кампусах, оказывались в будущем более успешными, чем студенты других форм обучения. По его словам, университеты должны стремиться к человекоцентричности. 

Каким должно стать российское образование

Герман Греф отметил, что в России сложности с универсальностью высшего образования. Он привел в пример американские вузы, где, к удивлению российских студентов, на начальных курсах слишком простая математика. Это сделано специально, чтобы студенты могли определиться с будущей профессией в начале обучения. При этом, в первую очередь, по мнению Грефа, необходимо овладевать «мягкими» навыками, затем цифровыми и уже потом — профессиональными. Важно, чтобы сами преподаватели обладали «мягкими» навыками: системностью мышления, навыками простого и доступного изложения материала. 

С такой точкой зрения согласен и Никита Анисимов: по его словам, ошибаться — нормально и даже полезно. Нет ничего плохого в том, чтобы перевестись с одного факультета на другой после первого курса, и студентам ВШЭ это доступно.

Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов подчеркнул важность освоения навыков на практике. Этому подходу следует образовательная модель Физтеха, которая сохранилась с СССР: два года очень интенсивной теоретической подготовки, а после — погружение в реальные задачи в местах, которые сегодня можно назвать инжиниринговыми центрами.

Еще одна проблема современного образования — «убийство» креативности, которое начинается еще в детском саду. По словам ректора университета креативных индустрий Universal University Екатерины Черкес-заде, креативные индустрии недооценены, а ведь именно они способствуют развитию всех остальных отраслей. По ее словам, студентов Universal University, которые поступают сразу после школы (и двух лет подготовки к ЕГЭ), приходится долго переучивать: учить самостоятельно делать исследования, искать решения задач и защищать проекты — всего этого в школах нет. 

Сегодня многие успешно выбирают слеш-карьеру — совмещают два и более карьерных трека. Например, дизайнер может писать музыку и зарабатывать на этом. Екатерина Черкес-заде уверена, что каждая сфера обогащает другую, и поэтому современное образование должно давать людям возможность реализовываться в нескольких областях одновременно. 

Когда обучение станет персонализированным?

О персонализации образования эксперты говорят давно, но на практике реализация подхода пока что весьма ограничена. Для реальной персонализации необходима работа с большими массивами данных, которые в обучении формируются не так часто. Кроме того, для обработки данных необходимы продвинутые технологические платформы с использованием искусственного интеллекта, который поможет выстроить трек обучения. На сегодняшний день ни один вуз не обладает подобными инструментами.

По мнению экспертов Сбера, сегодня в первую очередь необходимо овладевать «мягкими» навыками, затем цифровыми и уже потом — профессиональными. А их развитие сегодня под силу и вузам, и компаниям, главное — правильный подход.


Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования