Будущее EdTech. Как маркетплейсы добавят ценности индустрии образования

Картинка

Сегодня люди в среднем меняют 2-3 карьеры в течение жизни, что увеличивает спрос на непрерывное обучение. В 2021 году расходы на онлайн-образование впервые превысили затраты на классическое очное обучение. 

Вместе с трансформацией карьерных треков развиваются и образовательные продукты. Какие технологии и сервисы прямо сейчас создают будущее EdTech-индустрии обсудили эксперты на конференции СберУниверситета «Больше чем обучение»

Сегодня развитие EdTEch во многом связано с созданием новых моделей подбора образовательных курсов. Одним из трендов индустрии становится персонализация обучения и его возможность повышать профессиональные качества сотрудников, а также увеличивать их доходы. Сделать эти цели достижимыми могут помочь образовательные маркетплейсы — комплексные продукты, которые не просто станут агрегаторами в образовании, но и принесут дополнительную ценность для пользователей.

Отличие провайдеров от маркетплейсов

Разница между сайтами и агрегаторами — это технологический вопрос. В любой индустрии сначала появляется провайдер с целостным продуктом, а после приходят маркетплейсы, которые собирают предложения от множества игроков. Появление платформ — всегда следующий этап развития рынка.

«Все крупные образовательные провайдеры в России — Нетология, Skillbox, Яндекс Практикум — начинали с собственного производства контента. Весь их продукт объединяется на едином ресурсе. Проще говоря, это хорошо собранный и многофункциональный сайт. Маркетплейс устроен иначе. Он собирает сторонний контент, а не использует свой. Агрегатор может работать с большой массой запросов и с разными типами клиентов», — рассказывает Директор дивизиона «Цифровые платформы образования», генеральный директор СберОбразования Наталья Журавлёва.

Проблемы маркетплейсов 

За последние годы мы видели уже несколько десятков попыток создать образовательный маркетплейс в нашей стране. Однако на российском рынке сейчас есть только один пример образовательного маркетплейса — государственный межвузовский агрегатор «Открытое образование». 

«Успешных коммерческих проектов пока не появилось. Это связано с тем, что у такого стартапа более сложные задачи, чем у образовательного ресурса. Во-первых, нужно собрать контент, а во-вторых — найти клиентов. Более того, объединение провайдеров на одной площадке не поможет построить работающий бизнес. Конкуренты не получат выгоды от такой синергии, а клиенты не увидят ценности. Поэтому маркетплейс должен предложить дополнительные услуги, которые пока нельзя получить ни у одного провайдера», — считает Генеральный директор Edtech-акселератора Ed2, руководитель направления EdTech Фонда «Сколково»Наталья Царевская-Дякина.

Как решить проблемы агрегаторов

Важнейшая задача, которая стоит перед будущими маркетплейсами — создать новый принцип подбора образовательных программ. При этом инструмент должен принципиально отличаться от механики работы маркетплейсов в e-comm. Проще говоря, приложение должно давать не просто набор фильтров и приятный интерфейс. 

«Мы считаем, что конкурентное преимущество маркетплейсов в том, что они будут предлагать пользователям персонализированные рекомендации, давать гарантии трудоустройства, а также оценивать текущие навыки людей и формулировать подсказки по их улучшению. Одним словом — генерировать новую ценность для пользователя. Также важно помочь человеку ответить на вопрос: зачем тратить деньги и время на обучение. Решив эти проблемы, предприниматели смогут создать новый EdTech-продукт», — поделился Product lead в Edutoria Сергей Ершов.

Какие EdTech-продукты нужны для lifelong learning

Еще недавно для хорошей карьеры людям было достаточно навыков, которые они получили в университете. Лишь иногда их приходилось развивать на дополнительных, но нерегулярных курсах. Сегодня для совершенствования в профессии людям необходимо непрерывное обучение.

«Важно понимать, что для непрерывного образования необходима глубокая персонализация, а достичь этого помогут технологии и новые продукты. Исследования показывают, что к 2030 году возрастет роль искусственного интеллекта в образовании. ИИ будет подбирать профильные курсы релевантные для опыта и желаний человека», — отмечает Управляющий партнер группы компаний «Деловой Альянс» Нина Яныкина.

Также обучение станет более ориентированным на практику, а поможет в этом развитие геймификации. Педагогические методы тоже будут оцифрованы, и их новое поколение будет основано на нейронауке. 

Так каналы коммуникации и доставки образовательного контента уже сейчас меняют привычный формат. Гибкость и скорость связи между менторами и учащимися обеспечивают соцсети и мессенджеры. Вероятно, что в ближайшей перспективе некоторые платформы могут полностью перейти на этот формат коммуникации. Это станет возможно вместе с развитием чат-ботов, которые возьмут на себя часть технических функций. Например, отправку домашних заданий, техническую поддержку или напоминания о вебинарах и дедлайнах. Внедрение этих инструментов в индустрию может произойти благодаря маркетплейсам.

Влияние маркетплейсов на эффективность EdTech-индустрии

Образовательные услуги в России еще не стали продуктом массового потребления, поэтому для многих людей дополнительное обучение не выглядит необходимой статьей расходов. Однако несколько лет назад в такой ситуации находился рынок e-comm, к которому пользователи быстро адаптировались, после чего начался его быстрый рост. Поэтому будущее образовательных агрегаторов может быть похоже на путь, который прошли e-comm маркетплейсы. Например, в образовании могут появиться схожие механики. 

«В e-comm маркетплейсах ранжирование товаров по популярности устроено достаточно эффективно. На Ozon или Wildberries пользователь видит в топе лучшие продукты. Если получится построить систему, которая будет оценивать качество образовательных продуктов схожим образом, то мы получим добавочную ценность для EdTech. Это то, что может заставить людей прийти на маркетплейс. Отлаженная система отзывов и оценок, а также информация о размерах продаж конкретного продукта должна помочь пользователям сделать выбор. Главный эффект будет в том, что мы увидим рост количества людей, проходящих дополнительное образование», — считает основатель исследовательского агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова.

Образовательные технологии — это не только онлайн-обучение на платформах. EdTech — это еще и набор инструментов для создания программ и курсов. Нейротехнологии, ИИ, конструкторы для составления программ и маркетплейсы вносят свой вклад в создание новой модели образования. Сегодня российский EdTech подошел к созданию агрегаторов, которые расширят возможности подбора образовательных программ. Такие маркетплейсы позволят улучшить пользовательский опыт и станут новым шагом в развитии всей отрасли.


Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования