Подходы к обучению: как EdTech обеспечивает эффективность образовательных программ

Картинка

Наполнить смыслом пользовательский путь, работать с метафорами и развивать peer-to-peer формат. Как повышается эффективность образовательных программ в EdTech

Запросы бизнеса и индивидуальных пользователей на образовательные продукты меняются из года в год. Если раньше EdTech сервисам было достаточно работать с технологичностью продукта, теперь потребителю нужен новый смысл. Чтобы удовлетворить этот спрос, меняется образовательный продукт и сам подход к процессу образования. 

Какие методы обучения находятся сейчас в фокусе, как эволюционируют образовательные технологии и меняется пользовательский путь, обсудили эксперты на конференции СберУниверситета «Больше чем обучение»

Вызовы для EdTech

За последние три года образовательный сектор столкнулся с тремя серьезными вызовами — пандемией, санкциями и текущей ситуацией неопределенности в России. Эти кризисы заставляют пересмотреть подход к базовым образовательным вопросам. Более того, запрос на форматы и программы обучения постоянно меняется. 

«Основным вызовом для онлайн-обучения по-прежнему остается конкуренция с офлайновым форматом. Поэтому EdTech стремится преодолеть технологический барьер и поднять ценность опыта онлайн-обучения выше, чем у классического образования. Это и есть главный вызов для образовательных технологий», — считает руководитель Центра развития образовательных технологий СберУниверситета Вячеслав Юрченков.

Трансформация EdTech — ответ на вызовы

Вызовы последних лет влияют на подходы и к индивидуальному, и к корпоративному обучению. Поэтому образовательные технологии становятся более гибкими как для обычных пользователей, так и для бизнеса. 

«Важны UX и клиентский опыт. Мы видим, что у людей есть запрос на динамичную картинку. Пользователи хотят чувствовать себя не просто зрителями, а участниками шоу. Чтобы повысить вовлеченность людей в процесс обучения, мы внесли несколько изменений в формат подачи материала. Во-первых, лекции стали более лаконичными. Тот же объем информации, что и раньше, помещается в 20% времени. Во-вторых, сценарий лекции был переработан в формат ТВ-шоу с поминутной раскладкой. Также мы обновили интерфейс и студию, чтобы пользователи видели более захватывающую картинку», — рассказывает директор департамента корпоративного обучения в Школе управления «Сколково» Денис Конанчук.

Запрос на образовательные технологии у бизнеса за последние два года трансформировался и поменял свое содержание. 

«Бесполезно выдумывать новые проекты внутри EdTech-проектов. Нужно говорить с бизнесом и партнерами. Мы опросили 200 HR-руководителей топовых российских компаний о том, как изменилась повестка в 2022 году по сравнению с 2020 годом. Исследование показало, что бизнес-приоритеты сместились от цифровой трансформации к пересмотру стратегий и бизнес-моделей. С точки зрения профессиональных компетенций, мы заметили изменения в самой сути подхода бизнеса к их определению. Так, предприниматели не просто хотят выращивать лидерские навыки у сотрудников, они, в первую очередь, интересуются тем, какой профиль должен быть у лидера в новом контексте. Основной вопрос сейчас в том, есть ли знание, которое поможет ответить на эти вопросы. И мы занимаемся его поиском», — продолжил Денис Конанчук.

Какие форматы повышают эффективность программ

Чаще всего для создания образовательных программ не хватает повестки, которая волнует слушателей. Чтобы выявить эту потребность, между авторами программ и их участниками необходим постоянный диалог. В этой синергии рождаются новые идеи и форматы обучения. 

«Одна из форматных новинок этого года — работа с метафорами. Переход на символическую систему помогает включить вдохновение у групп во время брейншторма. Мы видим, что лидеры раскрываются и создают более глубокие смыслы. Метафорический формат помогает людям высказывать идеи, которые они раньше не озвучили бы.

В этом году мы полюбили формат мастермайндов — честного обмена мнениями, общего поиска выходов. В таком формате лидеры не ждут контента, они ждут гипотез и практики вместе с такими же успешными людьми. Если обобщить, то мы увидим, что на первый план в технологиях образования выходят форматы р2р (peer-to-peer)», — поделилась руководитель школы сети продаж и клиентских подразделений бизнеса в СберУниверситете Юлия Фомина. 

Как новые подходы влияют на качество образования

Сейчас стала заметна разница между подходами к обучению лидеров и программами для массовой аудитории. Более того, пандемия увеличила разрыв между людьми, которые умеют учиться, и которым обучение дается с трудом. Из-за перехода в онлайн люди, которые могут самостоятельно организовать свой процесс обучения, стали более требовательны к программам и качеству контента. С другой стороны, люди, которых надо мотивировать, стали заметно отставать в силу инертности и нежелания искать качественные альтернативы. 

«Если обратить внимание на высокий уровень требований и стараться ему соответствовать, можно улучшить программ для слушателей с разным уровнем мотивации. Этот запрос касается качества образовательного продукта. Он должен быть прикладным, моделируемые ситуации должны быть узнаваемыми, закономерности заметны, а подходы легко применимы. Проще говоря, обучение должно строится не на теории и абстрактных понятиях, а на работе с инструментами и ситуациями из реальной жизни», — говорит директор Школы образования Тюменского государственного университета Ульяна Раведовская.

EdTech: от работы с технологиями к работе со смыслами

В последние три года сектор EdTech пережил массовое внедрение технологий. Однако это была попытка скопировать очное обучение и перенести его в онлайн. Сейчас эксперты стали задумываться о том, как разделить эти два формата. Например, от работы с техническими инструментами (мессенджерами, сервисами видеоконференций), EdTech переходит к выстраиванию пользовательского пути и работе со смыслами. 

«Когда мы работаем с содержанием образовательных курсов, мы говорим не только о фактуре, но и о содержании. Здесь важен и пользовательский путь, который должен трансформироваться в зависимости от целевых аудиторий. Сейчас мы раскалываем его на этапы, каждый из которых отвечает на типовые вопросы людей. Знакомство с программой, начало пути и погружение в процесс — шаги, которые пользователь проходит до старта первого занятия. Так мы решаем задачу смыслового наполнения обучения. Люди могут определиться еще до начала программы для чего им нужен курс, и нужен ли он», — объясняет Learning experience designer, co-founder команды #forcustomer Дарья Расторгуева.

Сегодня сектор EdTech трансформируется, ориентируясь на новые вызовы, а также обращая внимание на запросы бизнеса и индивидуальных пользователей. Благодаря этим факторам в образовательных технологиях появляются новые, более персонализированные форматы и более клиентоориентированные подходы. Поэтому работа над новыми смыслами и поиск способов сделать обучение понятным и прикладным для каждого становится целью игроков EdTech-рынка.


Инструменты разработки обучающих решений
Пульс EduTech – обзор рынка образовательных технологий
Словарь-справочник
Журналы и исследования