Столетняя жизнь

Мы находимся на пороге серьезных перемен и немногие из нас по-настоящему к ним готовы. В свое время глобализация и технологический прогресс заметно трансформировали наш жизненный уклад и работу, теперь такие же значимые изменения в них вносит увеличение продолжительности жизни.
На протяжении последних 200 лет ожидаемая продолжительность жизни людей каждые 10 лет возрастала на 2 года. Сегодняшние 20-летние с вероятностью в 50% доживут до 100 лет. Те, кому исполнилось 40 лет, имеют такие же шансы встретить свои 95, а 60-летние – достигнуть рубежа 90 лет. Ребенок, родившийся сегодня в странах Западной Европы, с вероятностью в 50% доживет до 105 лет, в то время как век назад возможность этого составляла лишь 1%.
Эти прогнозы – не научная фантастика, – утверждают преподаватели Лондонской школы бизнеса Линда Грэттон и Эндрю Скотт, авторы книги «The 100-year life» или «Столетняя жизнь». Распространению долголетия способствует масса факторов: повышение качества питания и образования, увеличение доходов, развитие медицины и фармакологии, обеспечение санитарии, появление новых технологий и другие. Таким образом, скорее всего, мы будем жить дольше, чем жили люди, служившие нам ролевыми моделями, и дольше, чем предполагается в существующих институциональных условиях. Как это отразится на нашей жизни?
После индустриальных революций постепенно сформировалась привычная структура жизни, состоящая из трех привязанных к возрасту этапов: образования, карьеры и пенсии. С увеличением продолжительности жизни при сходных границах пенсионного возраста количество лет, проведенных на пенсии, вырастает. Это проблема: большинство из нас не будет обеспечено достаточной пенсией на такой срок, а значит, придется либо дольше работать и больше откладывать, либо обходиться меньшими средствами. И та, и другая опция не кажутся привлекательными, а долгая жизнь становится больше похожа на проклятие, чем на дар.
Это не так. Безусловно, мы будем вынуждены работать дольше, но это не значит, что следует посвятить всю свою долгую жизнь изнуряющей деятельности, приводящей к эмоциональному и профессиональному выгоранию.
По мнению авторов книги, новые жизненные этапы в условиях долголетия могут выглядеть примерно так: исследовательская стадия, предпринимательская и стадия портфолио. По мере реализации различных жизненных сценариев все большим количеством людей будут появляться новые варианты стадий, не ограниченные строгими возрастными рамками.
Переструктурирование традиционного жизненного уклада – задача нетривиальная, требующая значительных изменений от личности, компаний, государственных институтов и общества в целом.
Увеличение срока трудовой деятельности будет не единственным проявлением долголетия. По мере развития новых технологий и все большей автоматизации многие традиционные профессии будут исчезать или меняться. Появятся и совершенно новые профессии, требующие радикальной переподготовки. Таким образом, привычных однократных инвестиций в образование станет недостаточно – потребуется посвящать значительное время и средства обучению и развитию новых навыков.
В условиях частой смены работы (а в некоторых случаях – специальности и даже образа жизни) перерывы в профессиональной деятельности и переходные периоды станут нормой. Необходимо научиться использовать их для получения новых знаний, укрепления здоровья, расширения личных горизонтов и построения новых связей. В периоды занятости эти же задачи важно решать в свободное время, меньше ресурсов уделяя бездеятельному отдыху, больше – рефлексии и саморазвитию.
Финансовые расчеты – это важный, но не единственный его аспект. Нематериальные элементы, то есть здоровье, личная продуктивность, взаимоотношения, также должны быть приняты во внимание.
Долголетие отразится на многих сферах жизни, в том числе на личных отношениях. Достигнуть финансовой стабильности и определенного уровня накоплений для долгой жизни проще, если работают все взрослые члены семьи. А если и мужа, и жену ожидает множество разных жизненных этапов, от них потребуется больше взаимной поддержки и координации. Кроме того, в некоторых семьях возможно объединение не только трех, но и четырех поколений, что приведет к усложнению семейных структур.
В традиционном понимании жизненной структуры стадии находились в тесной связи с возрастом и выстраивались в строгой последовательности. В условиях активного долголетия эти связи рушатся, что не может не отразиться на существующих корпоративных практиках: кадровых процессах, системе оплаты труда, подходах к разработке товаров и услуг, внедрении инноваций, планировках производственных и офисных помещений и даже трудовых регламентах, но всему этому до сих пор почти не уделяется внимания. Разнообразие возможностей в построении карьеры означает для бизнеса большую неопределенность в работе с персеоналом. Предполагается, что наберет силу противостояние интересов сотрудников, ищущих большей гибкости в планировании карьеры, обучении и даже распорядке рабочего времени с одной стороны, и корпораций, стремящихся к стандартизации, – с другой. Некоторые прогрессивные компании уже идут навстречу запросам сотрудников, а со временем гибкие HR-практики могут стать повсеместными. Также актуальны вопросы о том, каким образом вовлекать в продуктивную работу сотрудников зрелого возраста? Какие предоставлять возможности для их обучения и развития? Как преодолевать стереотипы, связанные с возрастом?
В то же время развитие экономики долголетия обещает бизнесу новые возможности для разработки продуктов и сервисов. С одной стороны, расширение активного и платежеспособного сегмента людей зрелого и пожилого возраста приведет к повышению спроса на определенные группы продуктов – например, в фармацевтике, электронике и туризме. С другой стороны, постепенно меняющийся социальный уклад и переход к многоэтапной структуре жизни будет формировать новые потребности у людей самых разных возрастов. Новые потребительские запросы – это источники дохода.
До последнего времени во многих странах дискуссия вокруг изменения возрастной структуры была слишком сильно сфокусирована на вопросах дефицита трудоспособного населения и реформирования пенсионных систем. В рамках этой повестки важно понять, как создавать условия для активного участия пожилых граждан в экономической и общественной жизни и что, кроме размера пенсий, сказывается на качестве их жизни. В будущем же от государств потребуется более широкий взгляд на происходящие изменения. Необходимо создание структур и систем, поддерживающих людей в следовании нелинейным жизненным траекториям, например, в радикальной смене карьеры или позднем образовании. Наиболее серьезными вызовами будут социальное неравенство в здравоохранении и поддержка продуктивного долголетия бедных слоев населения.
Очевидно, что преимущества долгой жизни не будут одинаково доступны всем, и это усилит разрыв между бедными и богатыми. Широкий спектр опций окажется в распоряжении образованных людей с достаточно высоким уровнем дохода, обладающих развитыми навыками, гибкостью, способностями к планированию и весом на рынке труда. В связи с этим государство должно разрабатывать поддерживающие меры, чтобы дать возможность самореализации тем, кто в этом нуждается. Вместе с тем активное долголетие может и должно быть результатом осознанных усилий и личной ответственности в области планирования жизни и управления ее материальными и нематериальными аспектами.
Считается, что многие тысячи лет ожидаемая продолжительность жизни человека колебалась на уровне отметки 26 лет. Это не означает, что не было людей в возрасте 50 или даже 90-100 лет, просто средняя продолжительность жизни была невелика, в том числе из-за высокой детской смертности, войн, травматизма, инфекционных заболеваний.
Интересно сравнить вклад различных заболеваний в структуру смертности в начале XX и XXI века. Сто лет назад преобладали пневмония, грипп, туберкулез, кишечные инфекции, то есть независимые от возраста болезни, вызванные внешними причинами. В наше время – это сердечно-сосудистые, опухолевые и цереброваскулярные заболевания, другими словами, возрастзависимые, связанные со старением.
Гигиена, которая стала распространяться среди врачей-акушеров в конце XIX века, сократила младенческую смертность. Открытие микробных возбудителей болезней сделало обыденными пастеризацию продуктов питания, кипячение питьевой воды, мытье рук перед едой. Улучшилось качество питания и воды в целом. Распространение вакцинации и появление антибиотиков исключило инфекционные заболевания из разряда основных причин смертности в развитых странах. Люди все чаще стали доживать до проблем, вызванных старением, а не внешними причинами. Примерно в 80-е годы XX века в развитых странах произошел еще один скачок средней продолжительности жизни, который связывают с более эффективным лечением сердечно-сосудистых заболеваний и пропагандой здорового образа жизни. В течение последнего десятилетия в США, для примера, улучшилась ранняя диагностика и лечение опухолевых заболеваний, тем самым поднялся уровень выживаемости онкологических больных.
За XX век средняя продолжительность жизни возросла двукратно, но максимальная осталась прежней. Это связано с тем, что упомянутые меры были нацелены на устранение внешних причин смертности, а не на скорость старения, которая определяет максимальную продолжительность жизни. Интересно, что долгожители (люди, которые живут 90 и более лет) в среднем на 20 лет позже становятся нетрудоспособными, у них позже наступают хронические старческие заболевания или они существенно легче их переносят. Как раз у этих людей отмечается замедление скорости старения.
Существуют две основные дисциплины, которые занимаются изучением старения и продления жизни, – геронтология и гериатрия, и их подходы принципиально различаются.
Гериатрия – это медицинская специальность, направленная на лечение и улучшение качества жизни пожилого человека. Это в значительной степени прикладная дисциплина, учитывающая возрастные особенности питания, заболеваемости, физической и умственной работоспособности и так далее.
Геронтология (ее иногда еще называют биогеронтологией) – биомедицинская экспериментальная наука о причинах старения и долголетия. Биогеронтологические исследования проводят в основном на так называемых модельных объектах – различных животных, а в некоторых случаях даже одноклеточных организмах, таких как дрожжи. На уровне клеток многие организмы, включая человека, достаточно похоже устроены. У модельных организмов легко менять (выключать или гиперактивировать) гены, на них можно воздействовать жесткими диетами или фармацевтическими препаратами, а затем анализировать продление жизни и замедление старения. На людях такие непредсказуемые опыты недопустимы.
Если вмешательство замедляет старение простого модельного организма, эффективность и безопасность методов проверяют на млекопитающих, например, мышах. Только после этого можно задуматься о клинических исследованиях в отношении возрастзависимых заболеваний человека. Экспериментальных веществ-геропротекторов и даже генных терапий старения уже насчитывается десятки, однако примеры клинических исследований на людях можно пересчитать по пальцам.
Отдельные экспериментальные подходы уже используют так называемые биохакеры –довольно разнородная группа людей, которые применяют и пропагандируют те или иные методы предотвращения старения. Некоторые из них в поиске методов читают статьи в научных журналах, но они не используют критерии геропротектора и не учитывают степень доказанности описываемых подходов. Другие пользуются результатами метаанализа и систематическими обзорами, обобщающими сотни исследований о безопасности и эффективности того или иного вмешательства. Однако, как правило, им не хватает базовых знаний о механизмах функционирования клетки и организма, сути процессов старения. Существенные пробелы отмечаются в их представлениях о нормальной и патофизиологии, а их способности прогнозировать побочные эффекты недостаточны.
Выглядит парадоксально, но наука не в состоянии что-либо доказать, она лишь очерчивает границы доверительной вероятности своих постулатов. Они же постоянно перепроверяются и уточняются. Любое утверждение, которое в принципе невозможно экспериментально опровергнуть, ненаучно. По опыту, какой бы фармакологический препарат-геропротектор из арсенала биохакеров я ни рассматривал, я находил противоречивые сведения или выраженные побочные эффекты.
Когда говорят о «медицине антистарения» («Anti-Ageing Medicine»), то с одной стороны, имеют в виду потенциальное геропротекторное воздействие, например, рациональное питание, физические тренировки, биодобавки, а с другой – всевозможные парамедицинские вмешательства, косметологические процедуры. Часто под видом медицины антистарения предлагаются недоказанные методы диагностики, профилактики или лечения. Так что термин «Anti-Ageing Medicine» практически дискредитирован.
Старение – комплексный процесс, происходящий одновременно на молекулярном, клеточном, тканевом и системном уровнях организации нашего тела. Случайные повреждения возникают постоянно, но у клетки и организма достаточно механизмов, чтобы с ними справляться. Лишь когда ломаются сами механизмы устранения поломок, наступают предпосылки для развития возрастзависимых заболеваний.
Механизмы старения достаточно сложны. Многие из молекулярных причин ведут к остановке деления одних клеток, либо к прекращению выполнения своих функций другими. Достаточно сказать, что клеточные причины старения выражаются в изменении эпигенетики клетки, обусловливающей активность необходимых генов. Одни гены при старении клетки утрачивают свою активность, другие становятся неадекватно активными. В результате в организме запускаются хронические воспалительные процессы.
На уровне ткани причиной старения является истощение запаса стволовых клеток. На ранних стадиях эмбрионального развития все клетки будущего организма могут регенерировать практически любую ткань. В процессе органогенеза большинство клеток специализируется, и лишь небольшой остаток сохраняется недифференцированным, способным при повреждении органа регенерировать его. С возрастом запас таких клеток постепенно истощается, что сказывается на кроветворении, функции печени, сосудов, памяти и других процессах.
В принципе, отслеживание любой из причин старения может быть биомаркером, то есть индикатором старения, но не все они подходят для широкого использования. На основе биомаркеров можно прогнозировать ускоренное или замедленное старение человека, отслеживать эффективность терапий, направленных на профилактику старения.
Сегодня мы располагаем знаниями о принципах диеты, необходимости регулярных тренировок, стресс-менеджменте, режиме труда и отдыха для активного здорового долголетия. Есть противоречивые сведения об эффективности некоторых биодобавок и фармацевтических препаратов для замедления старения. Однако эти подходы вряд ли приведут к радикальному продлению жизни. Необходимы серьезные инвестиции в дальнейшие научные исследования и разработки. Направления исследований, вызывающие определенные надежды в отношении радикального продления жизни, – генная и клеточная терапии, выращивание органов, киборгизация и нанотехнологии.
Уже сейчас, при наличии достаточного финансирования, можно сделать весомый вклад в радикальное продление жизни и замедление процессов старения человека. Например, это может быть сбор больших данных (множества параметров о здоровье сотен тысяч человек) на протяжении длительного времени у людей, придерживающихся определенного стиля питания, принимающих различные зарегистрированные препараты. Большие данные совместно с технологиями искусственного интеллекта позволят создать наиболее точные модели биологического возраста, а также выделить факторы, которые достоверно оказывают на него влияние.
Очевидна необходимость проведения полномасштабных исследований на модельных животных способности замедлять или ускорять старение для всех уже зарегистрированных лекарственных средств. Обладая знаниями о генах, связанных со старением и долголетием, нужно создавать новые методы генной терапии для омоложения наиболее уязвимых элементов нашего тела – гипоталамуса, стволовых клеток крови, печени, кожи и мышц – и активнее внедрять новые инструменты. Требуется разработать подходы для ускоренного поиска новых геропротекторов, основанных на математическом моделировании и интеграции множества параметров клеток разных тканей и внутренних сред организма человека. Наконец, стоит исследовать возможность радикального продления жизни сочетанием всех уже имеющихся подходов в одном эксперименте – синтетической диеты (сбалансированной по аминокислотам, липидам, сахарам, биологически активным веществам, микроэлементам и витаминам), десятков известных геропротекторных лекарственных средств, генных терапий стволовых клеток и гипоталамуса, строгого режима питания, активности и отдыха.
Финансовое планирование – это передача средств от себя в настоящем времени себе будущему, и об этом должен думать и 30-летний, и 50-летний. Хотя в 30 лет сложностей обычно больше, ведь в этом возрасте мы обычно задумываемся о том, чтобы создать семью и обзавестись своим домом. Следовательно, появляются серьезные финансовые обязательства и копить становится сложно. В то же время 50-летнему важно подготовиться к следующей жизненной стадии, на которой доля поступающих средств, весьма вероятно, сократится.
В контексте «столетней» жизни, однако, интересно другое – теперь для планирования мы располагаем большим запасом времени, хотя и откладывать придется больше. Здесь нам играют на руку сложные процентные ставки, ведь чем дольше мы живем и чем раньше начинаем откладывать, тем больше накопления «работают» на нас, обеспечивая дополнительный доход.
Очевидно, что планировать финансы непросто, ведь многое зависит от индивидуальных обстоятельств и целей, а также личных предпочтений. Люди по-разному воспринимают риски и неопределенность: кто-то выбирает более, а кто-то менее рисковые стратегии. Несмотря на все многообразие вариантов, существуют базовые принципы финансового планирования. Сначала следует спросить себя, какой стиль жизни вы хотите вести сейчас и в будущем: от каких трат готовы отказаться, а чем пожертвовать никак не сможете. Затем необходимо определить, как долго вы хотите работать, какой уровень дохода иметь на пенсии и что для этого нужно сделать уже сейчас. Эта информация поможет примерно понять, сколько вам надо откладывать и какими финансовыми инструментами воспользоваться. На этом сугубо финансовая сторона планирования, казалось бы, исчерпывается.
Следовательно, когда мы говорим о деньгах, на самом деле мы имеем в виду управление своим развитием, карьерой, взаимоотношениями, здоровьем и так далее. Для финансового планирования в условиях долголетия это означает больше разных вариантов действий и больше неопределенности. Открыть вклад в банке на 20 лет – это один путь. Другой вариант – отложить некоторые планы, например, покупку машины, интенсивную работу, ранний брак для реализации иных сценариев.
Грядущая необходимость часто менять работу, постоянно учиться и делать профессиональные перерывы неминуемо скажется на управлении личными финансами. Потребуется искать дополнительные средства, чтобы обеспечивать себя на новых стадиях и переходах. Кроме того, придется учиться быть гибкими в своих потребительских привычках – сегодня вы можете себе позволить дополнительные траты, а через 15 лет на менее оплачиваемой должности или, скажем, фрилансе – нет. Продукты, которые вы покупаете, и сервисы, которыми пользуетесь, не должны определять вас как личность.
Управление финансами требует повышения грамотности в области базовых терминов, концепций и калькуляций, но это так называемые «жесткие» навыки, которые относительно легко развить. Значительно сложнее осознать связь между собой в настоящем и собой в будущем. В 30-летнем возрасте можно иметь престижную работу, которая позволит взять ипотеку на несколько десятков лет вперед, но будет ли это приоритетом через 20 лет, когда на повестке окажется поиск новых путей развития, требующих большей независимости? Таким образом, учитесь заглядывать далеко вперед и оставляйте себе пространство для маневра.
Ученые Аннамария Лусарди и Оливия Митчелл в 2010-х годах проводили исследования финансовой грамотности, которые впоследствии были реплицированы другими исследователями в разных странах. Они задавали респондентам три вопроса:
Предположим, у вас на депозите под 2% годовых лежат
100 долларов. Сколько денег будет на счете через пять лет?Ваши деньги лежат на депозите со ставкой 1% годовых, а ежегодная инфляция составляет
2%. Через год, cняв деньги со счета, вы сможете купить«Покупка акций одной компании обычно обеспечивает более надежный (менее рискованный) доход
в сравнении с покупкой паев паевого инвестиционного фонда». Это утверждение...В США правильные ответы на все вопросы дали 30% опрошенных, в Швейцарии – 50%, в Германии – 53%. В России ошибки допустили 96% респондентов.
Эти вопросы проверяют умение производить вычисления, связанные с процентными ставками (включая сложные проценты), понимание инфляции, представления о рисках и их диверсификации.
Более поздние исследования показали, что разрыв между Россией и европейскими государствами сократился, однако необходимость повышения финансовой грамотности остается.
В финансовом секторе уже происходят изменения в связи с растущей продолжительностью жизни, в частности, все больше банков выдают кредиты пожилым клиентам и прилагают усилия для повышения их финансовой грамотности.
По мере развития осознанного управления сбережениями у потребителей разных возрастных групп усилится интерес к сложным финансовым продуктам. Это открывает большие перспективы компаниям финансового сектора. Банки могут помочь клиентам понять, что финансы – далеко не единственная часть их жизненного «портфолио», и способствовать в принятии серьезных решений. Условный пример такого продукта – сложный сберегательный сервис с интерактивным дэшбордом, отражающим накопления в области карьеры, здоровья, образования, стиля жизни и так далее. Некоторые из этих «копилок» должны быть доступны уже завтра, другие можно будет «разбить» только через десяток лет. Кроме того, «столетняя» жизнь открывает массу возможностей, но она создает и риски: как быть с нетрудоспособностью в 50 лет, если впереди ждет еще 50? Рисками нужно будет управлять, в том числе с помощью финансовых компаний.
Фокус в финансовых услугах будет однозначно смещаться с пенсионных программ в сторону комплексных продуктов, интегрирующих решения в здравоохранении, занятости, образовании и так далее. В этом отношении могут выиграть бизнес-экосистемы, которые способны найти комплексный подход к потребителю и разным аспектам его жизни. Экосистемы могут быть по-разному организованы – как одна корпорация с целой «вселенной» продуктов и сервисов или как платформа, объединяющая множество специализированных провайдеров, но суть одна: преимущество будет обеспечено за счет ориентации на широкий спектр жизненных потребностей клиентов в режиме «единого окна».
«Столетняя» жизнь отразится на всех отраслях без исключения, но большинство фирм этого пока не понимают. Они видят различия между 15- и 20-летними потребителями, но всех клиентов старше 50 лет считают одинаковыми. Бизнесу следует понять, что, во-первых, людей старшего возраста становится больше, во-вторых, они стареют по-разному, и, в-третьих, они стареют не так, как раньше. Разнообразие их целей, вкусов, потребностей, ожиданий от жизни будет только расти. То есть, это очень большой, быстрорастущий и крайне недооцененный рынок, который требует сегментирования.
Суть активного долголетия не в том, чтобы дольше оставаться старыми, а в том, чтобы дольше оставаться продуктивными в среднем возрасте. Наблюдая прирост клиентов старшего поколения, компании же начинают автоматически производить продукты «для старых», но те не видят себя старыми и не ассоциируют себя с ними: никто не будет покупать продукцию «для стариков». Бизнесу важно производить инновационные, функциональные и простые в использовании решения, работающие для всех возрастов и распространяющиеся по всей экономике.
По мере роста продолжительности жизни запрограммированная последовательность «образование-работа-пенсия» неизбежно будет меняться в сторону многоэтапных и разнообразных жизненных траекторий. Ваша будущая жизнь во многом зависит от состояния материальных и нематериальных активов. Для их диагностики был разработан специальный короткий опросник, находящийся в открытом доступе.
Диагностика активов – первое, с чего можно начать. Далее следует представить себе разные пути собственного развития и спросить себя: чем и как я хочу заниматься? Среди опций может быть постоянная занятость, фриланс, предпринимательство, социальная работа, путешествия, воспитание детей и многое другое. Важно помнить о развитии социальных сетей – чем больше вы знаете не похожих на вас людей, тем больше у вас ролевых моделей и источников вдохновения для экспериментирования.
Материальные и нематериальные активы тесно взаимосвязаны. Устойчивое финансовое положение необходимо для инвестиций в нематериальные ресурсы. Они, в свою очередь, помогают добиться большего успеха в карьере и способствуют увеличению дохода и гибкости. Таким образом, обеспечение синергии материальных и нематериальных активов – ключевая задача в построении «столетней» жизни.
На любой жизненной стадии следует отдавать себе отчет в том, что вы делаете с отдельными группами активов – развиваете, поддерживаете или растрачиваете их. Например, если вы очень много работаете и редко видитесь с семьей, вы развиваете свою продуктивность, но тратите ресурсы жизнеспособности. Задумываясь о следующей стадии, вы можете выбрать такой вид деятельности, который позволит восстановить здоровье и взаимоотношения. Очевидно, что практически невозможно развивать все активы одновременно, но постепенно можно обеспечить их баланс.
В условиях множественного выбора возникают различные варианты самоопределения, то есть целый спектр возможных «я». Каждый выбор, который вы совершаете, продвигает вас по одной траектории и закрывает другие. Стоит следить за тем, чтобы ключевые возможности оставались открытыми. Речь идет о построении собственной «платформы будущего», включающей расширенный набор навыков и профессиональных сетей. Это трамплин для реализации большего количества возможных «я».
Работа серьезным образом сказывается на самоопределении, но то же можно сказать и о принадлежности к определенной социальной группе или даже к семье. Человек пластичен и его ощущение себя как личности, то есть его идентичность на протяжении «столетней» жизни, будет меняться чаще. Это непростой и даже пугающий процесс, осмыслить который помогут хороший уровень рефлексии, знание самого себя и усердная работа над собой.
Навык рефлексии – это навигатор в пространстве множества жизненных траекторий. Почему его редко можно встретить в списках значимых навыков будущего и как его развивать?
Большинство таких списков, как например, перечень «навыков 2020» Всемирного экономического форума, в составлении которого я принимала участие, фокусируется на аспектах, связанных с работой и карьерой. Рефлексия, то есть способность заглянуть вглубь себя, проанализировать свою жизнь и изобрести себя заново – это важнейший личностный навык. Увы, мы часто о нем забываем.
В первую очередь, для рефлексии необходимо время, которого в бешеном рабочем ритме у нас часто нет. Кроме того, важно иметь вокруг себя людей, которым можно доверять и с которыми можно обсудить значимые жизненные решения.
Рассмотрим здоровье в качестве примера. Многие знакомы с практическими рекомендациями в области здорового образа жизни: не курить, не злоупотреблять алкоголем, регулярно тренироваться и сбалансированно питаться. Однако далеко не все им следуют.
Большинство людей слишком подвержено желанию немедленно удовлетворить свои потребности и слабо реагирует на долгосрочные выгоды. Активное долголетие требует больше откладывать, больше учиться, больше разговаривать на серьезные темы, принимать более сложные решения для получения неких потенциальных выгод в будущем. Представьте, как мог бы выглядеть диалог с 80-летней версией себя. Очевидно, что ваша старшая версия подчеркнет значение финансового планирования или необходимость отказа от вредных привычек, но прислушаться к ней очень сложно.
Как компании могут помочь сотрудникам в поиске себя и развитии навыков для «столетней» жизни?
Роль компаний, безусловно, велика. Человек меняет свое поведение, реагируя на контекст. Уже сегодня есть компании, которые поощряют сотрудников в развитии осознанности, дают возможность правильно питаться и выполнять физические упражнения. Кроме того, сама профессиональная деятельность – это серьезное поле для самопознания. Компания может предоставлять гибкие карьерные пути и разные типы задач, которые позволят обучаться, расширять профессиональные сети или даже менять место жительства – все это при развитой рефлексии помогает человеку лучше узнать себя. От бизнеса также потребуется готовность давать сотрудникам перерывы, в том числе длительные отпуска для проведения времени с семьей. Не все компании на это пойдут, в первую очередь изменятся те, которым важно привлекать и удерживать талантливых сотрудников.
Многое зависит и от институциональных условий. Мы считаем, что заново открыть себя можно в любом возрасте. Однако некоторым категориям людей старшего возраста сегодня тяжелее выходить на новые этапы развития, потому что их неохотно берут на работу. В связи с этим достижение продуктивного долголетия – это задача не только отдельной личности, но и бизнеса, государства и общества в целом.
Их главный секрет в особенном стиле жизни. Им не свойственно плодить бесконечные «могло бы быть», «если бы», «жаль, что нет» и «правильнее было бы». Вместо этого они стараются получить максимум удовольствия от того, что есть здесь и сейчас. Придерживаться такого стиля жизни можно, не дожидаясь 50 или 60 лет. Просто к этому возрасту многие накапливают достаточно опыта, чтобы найти способ быть востребованным, продолжать работать или открыть новое дело.
Героев моего проекта объединяет то, что:
Благодаря опыту, у людей после 50 намного больше шансов успешно начать абсолютно новый бизнес, чем у 30-летних, а энергии у сегодняшних 50—60-летних не меньше, чем у молодых.
Кто из ваших героев больше всего вдохновил лично вас?
Наверное, Xедда Болгар, одна из первыx участниц моего проекта. Я встретился с ней в Лос-Анджелесе, она была супервостребованным псиxотерапевтом, занималась йогой, вела очень активную социальную жизнь, жила при этом одна. Ее день был расписан по минутам, хотя Xедде на момент нашего знакомства было 103 года!
То есть после 50 она успешно и очень активно проработала психотерапевтом еще 53 года, а в 100-летнем возрасте принимала по 20 пациентов в неделю. Собственную психотерапевтическую клинику Хедда основала в 64 года, кроме того, создала две школы постдипломного образования для психоаналитиков и преподавала в них почти 40 лет, с 64 до 103. В 99 она начала активно заниматься йогой.
Таким образом, ее профессиональный стаж составил более 70 лет. Xедда любила повторять: «После 50 я убедилась: большинство вещей, которых мы боимся, так и не случаются. Все, что мы можем, — наслаждаться жизнью, не опасаясь, что вот-вот произойдет что-нибудь ужасное. Это ужасное может не произойти никогда».
После 50 наступает время, когда определяющим становится собственное отношение к миру, умение принимать его и получать от жизни удовольствие. В этом возрасте можно (и нужно) перестать стремиться к внешнему признанию. Ключ к успеху в радости жизни. Пожалуй, это и есть основная стратегия героев моего проекта. И, конечно же, отказ от следования возрастным стереотипам.
Какие барьеры мешают людям старшего возраста задумываться о получении нового образования, запуске нового дела или смене профессии?
Пока мы думаем, что после 50 лет наше личное развитие заканчивается, пока отчаянно стараемся держаться за прошлое, жить как прежде, о радости можно забыть. Одна из основныx задач моего проекта «Возраст счастья» — это работа с вредными возрастными стереотипами, которые существуют в любом обществе и мешают развиваться.
Широко распространен, например, миф о том, что с возрастом мозг работает хуже. Но это не так. Возможно, скорость решения задач несколько замедляется, но это никак не отражается на качестве. Другой вредный миф утверждает, что с возрастом освоить новый язык невозможно или по меньшей мере невыносимо трудно. Но чем старше становится наш мозг, тем лучше он воспринимает новые грамматические взаимосвязи и особенности словообразования. Так что, при условии использования правильных методик, способность к изучению иностранных языков у людей старше 50 выше, чем у молодых.
Как преодолеть внешние барьеры, например, скепсис окружающих?
Главное стратегическое следствие скачка продолжительности жизни не в том, что старость теперь длится дольше, а в том, что она начинается намного позже. Для тех, кому сегодня 40, 50, 55 лет, старость, в современном ее понимании, начнется только лет в 75–80. То есть на четверть века позже, чем для поколения наших родителей.
На семинарах меня часто спрашивают: а как правильно менять жизнь после 50? И есть ли способ понять, что лучше лично для тебя? Спросите себя, сколько вы собираетесь прожить. До 70? До 80? До 90? Теперь посчитайте, сколько лет у вас впереди и пересчитайте годы в дни. Подойдите к этому внимательно, учтите високосные годы и остаток текущего.
В результате у вас получится некое число. Крупно напишите его на бумаге и повесьте на видном месте. А на следующий день утром зачеркните это число и напишите новое — на один день меньше. Найдите в себе силы поступать так в течение хотя бы недели. И тогда вопросов о том, что именно нужно поменять, какие барьеры преодолеть и как реагировать на скепсис окружающих просто не остается.
Какова роль экспериментов на этом новом этапе развития личности?
Я много раз слышал о любопытном феномене. Примерно в 50–55 лет у многих людей возникает ощущение, будто в жизни что-то закончилось, а то, что должно было в этот момент начаться, не началось. Проще говоря, образуется своего рода перерыв, пауза, которая, как ни печально, может продолжаться долго, иногда до самой смерти.
После 50 мы часто ставим перед собой цель жить не хуже, чем раньше. Стоит ли удивляться, что так много людей с грустью ощущают, что после 50 их жизнь будто остановилась? Как может быть иначе, если мы лишь пытаемся повторить самих себя?
Попробуйте провести эксперимент и поставить перед собой цель — жить лучше, чем раньше. Веселее развлекаться, интереснее отдыхать, лучше выглядеть, сильнее и ярче любить. Попробуйте — и вы сразу почувствуете, что в жизни снова появился смысл. Радость и удовольствие от жизни после 55 появляется тогда, когда вы отпускаете прошлое и позволяете себе продолжать развиваться, становиться иным, находить новое дело, новые увлечения, новых друзей, новые — другие! — удовольствия.
На протяжении веков передача опыта от старшего поколения к младшему рассматривалась как основа целостности общества и его развития. В последние десятилетия, особенно с появлением «теории поколений», это представление поставлено под сомнение. Какие же привычные взгляды на взаимодействие поколений требуют переоценки?
Не имея опыта, можно потратить много сил и энергии на поиски правильного решения, которое для опытного человека будет очевидным. Однако опыт может сыграть с ним и злую шутку, если тот попытается использовать его в условиях, к которым этот опыт не применим. Такая двойственность требует от человека специального навыка – навыка оценки адекватности опыта. Особое значение этот навык приобретает в быстро меняющихся условиях, когда устаревание опыта резко ускоряется.
В частности, в 1990-е годы неадекватность ранее накопленного опыта проявлялась в России при становлении российского бизнеса. Именно поэтому не обремененные им молодые менеджеры быстро вытеснили большинство «красных директоров». Но успехи в специфическом российском бизнесе сделали предпринимателей первого поколения заложниками приобретенного опыта, вследствие чего многие из них были вынуждены уйти из бизнеса уже в начале 2000-х годов.
Сегодня требует переосмысления и традиционная мудрость, родившаяся из эпиграммы Анри Этьена еще в XVI веке: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Всегда казалось, что молодости недостает знаний, а людям старшего возраста – сил. Теперь же молодежь знает в определенных областях много больше, чем люди старшего поколения. Однако есть навыки, которыми она владеет гораздо слабее, чем люди в возрасте.
Получается, что в наши дни эпиграмму Анри Этьена можно обратить: молодежи есть чему научить старших, а старшие могут реализовать то, что недоступно молодым.
В конце 1990-х годов руководитель компании General Electric Джек Уэлч приехал в Лондон на конференцию по электронной коммерции и, прослушав несколько докладов, понял, что его компания сильно отстает в использовании возможностей этого направления. Другой начальник на его месте устроил бы разнос подчиненным, упустившим шанс, но Уэлч задался вопросом: в чем ключевая причина недостаточного использования e-commerce в GE? И дал себе честный ответ: просто он как СЕО компании не разбирался в предмете. Он дал указание найти ему молодого наставника по электронной коммерции, с которым планировал заниматься 2-4 часа в неделю с тем, чтобы через пару месяцев свободно ориентироваться в предмете. Так, наставником знаменитого 60-летнего менеджера стал 30-летний специалист. И это стало началом широкой практики так называемого обратного наставничества в GE.
Линда Грэттон и Эндрю Скотт провели интересное исследование, предложив всем желающим пройти диагностику по проблеме кросс-поколенческого консультирования. Они получили около 10 тысяч откликов и на основе их анализа выделили важнейшие области взаимного наставничества. Оказалось, что старшее поколение может помочь молодому научиться грамотно управлять своей рабочей нагрузкой, а также освоить навыки управления личными финансами. В то же время молодые сотрудники могут научить старших эффективному построению социальных сетей и, как это ни странно, управлению репутацией с тем, чтобы люди чаще обращались к ним за советом.
Отношения наставничества приносят результаты только тогда, когда между наставником и учеником есть доверие и уважение. Уважение ученика к учителю формируется в том случае, когда ученик считает учителя успешным человеком вне зависимости от возраста. По данным одного американского исследования, формальные наставнические программы не работают, если между участниками не установлен раппорт.
Таким образом, настоящее взаимное обучение происходит, если люди выходят за рамки ярлыков своих корпоративных ролей, должностей, возраста и находят нечто общее в качестве основы для простого человеческого общения.
Исследование ученых из Великобритании подтвердило, что наставничество хорошо сказывается на обоих в паре наставник-подопечный. Обсуждение проблем помогает неопытным новичкам понять, что все проходят через трудности и сомнения, с которыми они сталкиваются. У более старших наставников, в свою очередь, снижается уровень тревожности, их деятельность приобретает больший вес в их собственных глазах. Доверительные отношения, развивающиеся благодаря наставничеству, способствуют росту вовлеченности и удовлетворения от деятельности участников. Более высокопоставленным наставникам это также позволяет лучше понять, каким образом они могут развиваться как лидеры, что происходит на нижних уровнях иерархии и что чувствуют молодые сотрудники.
Важно помнить, что знание передается не только с помощью слов. Существует понятие некодифицируемого знания, которое нельзя выразить словами. Его можно передать исключительно посредством ролевого моделирования: ученик наблюдает что и, главное, как делает учитель, и поначалу попросту копирует его действия. Затем эти усвоенные формы поведения становятся неотъемлемой частью психологического репертуара ученика. Как иначе можно привить вкус, как научить человека достойному поведению в сложных ситуациях, как, наконец, воспитать мужество? Именно так осуществляется наставничество в «традиционном» направлении: от старших к младшим. Но в наши дни выбора нет: во взаимном наставничестве заинтересованы все поколения.
Понятие «социальные сети» существует на протяжении многих столетий и отражает включенность человека в систему взаимоотношений с другими людьми. Человек стремился создавать социальные связи с древнейших времен, с течением времени менялись лишь формы этих связей.
Зачем нужны социальные сети? Прежде всего, они позволяют эффективно решать множество вопросов как личного, так и профессионального характера. К кому обратиться за советом, чтобы быстро получить квалифицированные рекомендации? Если в вашей социальной сети есть необходимый специалист, вы чувствуете себя уверенно и тратите на решение профессиональных или личных проблем гораздо меньше времени, чем в случае, если непонятно, к кому обращаться. Кроме того, существуют исследования, показывающие наличие связи между социальной включенностью и благополучием людей в старших возрастах. Линда Грэттон и Эндрю Скотт называют широкие социальные сети важнейшим трансформационным активом, позволяющим облегчить смену трудовой деятельности и профессиональные перерывы. Таким образом, социальная сеть обеспечивает нам более высокое качество жизни, что особенно важно в условиях долголетия.
Дэниел Гоулман в своей модели эмоционального интеллекта в качестве особого элемента выделил социальные навыки, которые определил как «искусство управления взаимоотношениями и построения социальных сетей». Правда, его за это раскритиковали, указав, что данный навык относится скорее к социальной, а не к эмоциональной сфере. В ответ на критику Гоулман написал книгу под названием «Социальный интеллект», настолько важной считал он эту способность человека.
В наши дни представление о том, что для успеха необходим развитый социальный интеллект, считается практически общепринятым.
Социальные сети могут быть разного качества. У одних людей они плотные и прочные, а у других – редкие и ненадежные. Плотность сети определяет, в какой степени человек включен в разнообразные социальные группы. На практике это означает, может ли человек получить помощь в самых разных областях – от медицины до, к примеру, финансов. Прочность сети характеризует устойчивость связей человека и дает определенную гарантию того, что, обратясь за помощью, он не получит отказа. Практически каждый из нас знает людей, включенных в «высококачественные» социальные сети и эффективно ими пользующихся. Интересно, как они этого добились?
Естественно, что в определенной степени наша социальная сеть формируется спонтанно: со многими людьми, ставшими впоследствии нашими близкими друзьями, мы встречаемся случайно. Однако социальную сеть можно строить и вполне осознанно. Для этого нужно контролировать свои взаимодействия с другими людьми.
Психолог Уильям Шутц разработал теорию межличностных взаимоотношений и создал соответствующий опросник FIRO-B, основанный на идее о том, что эти отношения определяются тремя характеристиками: включенностью, контролем и аффективностью. Для обсуждаемых нами свойств социальной сети особый интерес представляет включенность. Она, впрочем, как и две другие характеристики, подразделяется Шутцем на два элемента: выраженное поведение человека в отношении других людей и желаемое поведение других людей по отношении к нему. Например, если при заполнении опросника человек получает высокий балл по параметру выраженного поведения в отношении других, это означает, что он имеет естественное предпочтение к интенсивному расширению своей социальной сети. Если высокий балл получен и по параметру желаемого поведения со стороны других людей, значит человек ожидает, что другие будут охотно включать его в свои социальные сети.
А что же делать тем, у кого баллы по этим параметрам невысоки? Может показаться, что таким людям не повезло: по каким-то причинам они сформировались как социально неактивные личности. Но, как показывает практика, этот вывод безоснователен. У многих людей с низкими баллами по обоим параметрам включенности формируются довольно обширные социальные сети. Чтобы объяснить этот феномен, нужно вспомнить, что баллы модели Шутца характеризуют предпочтения человека, а не его реальное поведение.
Зрелая личность, хорошо понимающая свои мотивы, осознает, что в жизни зачастую следует вести себя вопреки предпочтениям или, точнее, следует ими управлять.
Например, вы можете строить особую сеть близких людей, число которых будет невелико, и формировать очень широкую сеть интересных вам людей, общение с которыми не является вашей повседневной потребностью. Такой подход к построению социальной сети позволит оградить себя от чрезмерно интенсивного утомительного общения и, в то же время, обеспечит высокое качество жизни, о котором говорилось ранее.
Как же строить свою социальную сеть? Если говорить о той ее части, которая относится к профессиональной деятельности, то полезно участвовать в семинарах, конференциях и других мероприятиях, где собираются специалисты интересующей вас области, и заводить нужные знакомства. Иногда полезно включаться в профессионально-общественную деятельность и заниматься благотворительностью. В США, например, работа в качестве волонтера ценится весьма высоко, в том числе потому что она позволяет вступать в контакт, знакомиться и общаться людям, представляющим разные слои общества, которые вне этой деятельности не имели бы шансов встретиться.
В целом, если вы хотите расширить свою социальную сеть, включайтесь в социальные группы и проекты, далекие от ваших привычных интересов: вы узнаете много нового и неожиданного, а также сможете найти для себя непривычные ролевые модели. Современные технологии позволяют это сделать относительно легко и быстро.
Последняя рекомендация касается и групп, относящихся к разным поколениям. Почему взрослым трудно понять детей? Чаще всего потому, что они не включают их в круг своего близкого общения. Тот же эффект возникает в организации, если в ней происходит кластеризация сотрудников по возрастному признаку: представители старшего поколения общаются между собой, а молодежь замыкается на себя. Кросс-поколенческие проекты помогают разнообразить состав социальных сетей как у молодежи, так и у людей старшего возраста. Ситуация, когда в одной организации будут бок о бок работать представители четырех разных поколений, уже не редкость.
Поколенческое разнообразие социальных сетей поможет повысить эффективность их совместной работы.
Заметим, что с ростом продолжительности жизни потребность в навыках общения с представителями разных поколений будет усиливаться, поскольку возрастет длительность активной фазы жизни человека. Сегодня вы молоды и вам кажется, что у вас все впереди, но незаметно приходит время, когда вас перестают относить к молодежи. Ничего страшного: можно сохранить ощущение молодости, добавив в свою социальную сеть представителей «племени молодого, незнакомого».
Фрагмент из книги
Вспомним известную пословицу «В здоровом теле — здоровый дух». Она говорит о том, что и тело, и дух одинаково важны для гармонии человеческой жизни; при этом телесное здоровье зависит от духовного, и наоборот. Исследования неоднократно подтверждали, что для сохранения молодости необходим живой, гибкий ум, не утративший способности усваивать новое. Молодой ум заставляет человека стремиться к здоровому образу жизни, который отсрочивает старость. Как недостаток физической активности ослабляет тело и приносит вред душе, так и недостаток активности умственной отрицательно влияет на общее состояние организма, ведет к утрате нейронов, разрушению нейронных связей и, соответственно, ухудшает способность рационально и интеллектуально реагировать на различные жизненные вызовы. Именно поэтому так важна гимнастика для ума.
Вот что сказал на эту тему Шломо Брезниц, один из первых пропагандистов такой гимнастики: «Существует противоречие между тем, что хорошо для человека, и тем, что ему нравится и привычно: люди, особенно пожилые, стремятся делать то же, что делали всегда. Проблема в том, что, когда мозг попадает в плен привычных схем, исчезает необходимость думать. Человек живет, осуществляя все действия автоматически, быстро, эффективно и даже выгодно для себя. Так рутина засасывает его, и единственный способ выбраться из нее — нагружать мозг новой информацией». Иными словами, переваривая новую информацию, мозг создает новые нейронные связи и таким образом восстанавливается. Именно поэтому так важны перемены в жизни — хотя с возрастом выходить из зоны комфорта все сложнее. Упражнения для мозга имеют подтвержденный эффект. Шломо Брезниц полагает, что они полезны сразу по нескольким причинам: «Вы начинаете тренировать мозг, пытаясь решить новую для себя задачу. Поначалу она кажется вам очень сложной, вы учитесь. Со вторым подходом подобная задача кажется более простой; и с каждым разом вы выполняете ее все лучше. Это оказывает потрясающий эффект на ваше эмоциональное состояние: ваше общее самочувствие улучшается, появляются силы».
Начиная с 20 лет нейроны мозга непрерывно стареют, но этот процесс можно замедлить при помощи интеллектуальной работы. Ставить себя в непривычные ситуации, каждый день узнавать что-то новое, играть и общаться с другими людьми — все это необходимо, чтобы замедлить старение мозга.
Фрагмент из книги
Мы очень редко задумываемся о том, сколько энергии тратим, считая, что в нашем распоряжении бесконечные запасы. На самом же деле, если потребность в энергии растет, то ее резервы начинают постепенно истощаться — тем более что с возрастом «емкость» источников энергии снижается.
Тренируя свое умение управлять всеми видами энергии, мы можем существенно замедлить спад в областях физической и умственной, а в эмоциональной и духовной даже добиться роста. И наоборот — проживая жизнь «линейно», то есть тратя намного больше энергии, чем можем запасти, или запасая намного больше, чем можем потратить, мы приходим к ухудшению здоровья, хронической усталости, атрофиям, потере вкуса к жизни и даже преждевременной смерти. К сожалению, потребность в восстановлении очень часто рассматривается как признак слабости, а не как важный аспект длительного удержания высокой емкости наших энергетических резервов — как индивидуальных, так и коллективных.
Чтобы поддерживать мощный ритм своей жизни, мы должны научиться тратить и возобновлять энергию ритмично. Самая богатая, счастливая и продуктивная жизнь характеризуется способностью полностью посвящать себя решению стоящих перед нами задач, но при этом периодически полностью отключаться от них и восстанавливаться. Но большинство из нас проживает свою жизнь так, как будто бежит бесконечный марафон, загоняя себя далеко за пределы допустимого для здоровья напряжения. Мы поддерживаем постоянный уровень мыслительной и эмоциональной деятельности, но только тратим эти виды энергии, не задумываясь об их восстановлении. На этом пути нас ждет хоть и медленный, но неумолимый износ. Вспомните, как выглядят многие бегуны на длинные дистанции: усталые, изможденные, с потухшими глазами и впалыми щеками. И как выглядят спринтеры: мощные, подвижные, нетерпеливые — энергия буквально брызжет из них. Объяснение этому простое. Независимо от того, сколько энергии им придется потратить, они с места старта уже видят линию финиша. Мы должны научиться относиться к своей жизни как к серии спринтов — полностью выкладываясь на дорожке и полностью забывая о них за пределами стадиона.
Чтобы жить как спринтер, надо разбивать жизнь на серию интервалов, соответствующих нашим физиологическим возможностям и ритму их изменения. Эта идея впервые оформилась в голове одного из нас, Джима, когда он работал с теннисистами мирового уровня. Занимаясь психологией достижения высших результатов, он хотел выделить те факторы, которые отделяют чемпионов от остального «пелетона». Джим потратил сотни часов, наблюдая за игрой чемпионов и просматривая записи их матчей. К его растущему удивлению, он так и не смог заметить существенной разницы в том, как они ведут себя во время игры. И только обратив внимание на то, что они делают между розыгрышами очков, он увидел различие. Все лучшие игроки между подачами вели себя практически одинаково. Это касалось того, как они шли к линии подачи, как при этом держали голову и плечи, на чем были сфокусированы их глаза, как они дышали и даже как они разговаривали сами с собой.
Джиму стало ясно, что они инстинктивно использовали время между розыгрышем очков для максимального восстановления. Теперь он стал замечать, что игроки низкого уровня таких процедур отдыха не имели вовсе. Выработав эффективные процедуры восстановления энергии, выдающиеся игроки нашли способ восстанавливать огромные энергозатраты в течение нескольких секунд. У их менее успешных соперников частота пульса оставалась на высоком уровне в течение всего матча, вне зависимости от уровня их физической подготовки. Наличие «ритуалов» для расслабления между розыгрышами очков оказалось ключевым фактором для достижения высших результатов.
Фрагмент из книги
За последние годы усилиями лабораторий всего мира произведен целый поток научных свидетельств того, что психологические черты, особенно оптимизм, могут способствовать укреплению здоровья. Существует четыре способа, которыми оптимизм может на него влиять.
Первый следует из результатов исследования Мэделин Висинтейнер и других ученых. Эксперименты на животных указывают на то, что выученная беспомощность влияет не только на поведение, но и затрагивает клеточный уровень, делая иммунную систему более пассивной. Как мы уже знаем, оптимисты сопротивляются беспомощности. Потерпев неудачу, они не впадают в депрессию. Они не сдаются так просто. На протяжении жизни оптимистичный человек гораздо реже будет испытывать состояние беспомощности, чем пессимист. А чем реже возникает беспомощность, тем в лучшей форме должна быть его иммунная система. Таким образом, первый способ, которым оптимизм может оказывать влияние на ваше здоровье на протяжении жизни, заключается в предотвращении беспомощности и, соответственно, поддержании иммунной системы в состоянии полной боевой готовности.
Второй способ, с помощью которого оптимизм способствует хорошему здоровью, связан с поддержанием здорового образа жизни и своевременным обращением за медицинской помощью. Как можно заметить, пессимистичный человек верит, что его болезнь носит устойчивый, универсальный и внутренний характер. «Что бы я ни делал, ничего не изменить, — считает он, — ради чего тогда стараться?» Маловероятно, что такой человек попытается бросить курить, сделает прививку от гриппа, будет соблюдать диету, займется спортом, обратится в случае болезни к врачу, а обратившись, последует его советам. В ходе исследования с участием 100 выпускников Гарварда, продолжавшегося в течение 35 лет, было установлено, что пессимисты действительно в меньшей степени склонны бросать курить, чем оптимисты, и в большей степени — болеть. Таким образом, оптимисты, которые с готовностью берут дело в свои руки, с большей вероятностью предпримут профилактические меры, направленные на предупреждение болезни, или возьмутся за ее лечение, если столкнутся с таковой.
Третий способ, которым оптимизм оказывает значимое влияние на здоровье, связан с большим количеством негативных жизненных событий, с которыми встречается человек. Статистически был подтвержден тот факт, что чем больше стрессовых событий он переживает в любой определенный период времени, тем чаще он болеет. Люди, которым в течение шести месяцев пришлось пережить такие события, как переезд, увольнение, развод, были в большей степени подвержены инфекционным заболеваниям, а также инфаркту и раку, по сравнению с теми, кто эти полгода вели более спокойную жизнь. Именно по этой причине в случае значительных перемен, случившихся в вашей жизни, необходимо чаще чем обычно проверять свое здоровье. Даже если вы чувствуете себя хорошо, тем не менее очень важно проходить обследование в тех случаях, когда вы меняете место работы, расстаетесь с родственниками, уходите на пенсию или теряете любимых и близких людей. Вероятность смерти вдовца в течение первых шести месяцев после кончины супруги возрастает в несколько раз по сравнению с любым другим периодом времени.
Кто, по вашему мнению, сталкивается с большим количеством негативных событий в своей жизни? Пессимисты. Поскольку они более пассивны, менее вероятно, что они предпримут какие-то шаги, чтобы избежать неприятностей или чтобы смягчить их эффект, если они уже начались. Складываем вместе два фактора: если с пессимистами чаще происходят плохие события, и если такие события приводят к росту количества заболеваний, значит, пессимисты должны болеть чаще.
Последний вариант взаимосвязи оптимизма и здоровья касается социальной поддержки. Способность поддерживать глубокие дружеские отношения и способность любить представляются чрезвычайно важными для здоровья факторами. Люди средних лет, у кого есть по крайней мере один человек, которому они среди ночи могут поведать о своих проблемах, находятся в лучшей физической форме, чем одинокие люди. Индивиды, не состоящие в браке, больше подвержены депрессии, чем имеющие пару. Даже обычные социальные контакты могут играть некую защитную роль, стать барьером на пути болезни. Те, кто склонен изолировать себя в случае заболевания, становятся еще более больными. Пессимисты чаще проявляют пассивность в неприятных ситуациях и реже предпринимают попытки получить и сохранить социальную поддержку.
Продолжительность жизни растет — это тренд, который трудно не замечать. Нам кажется нормальным планировать средний период жизни, но вот о позднем ее отрезке мы задумываемся редко. Однако представьте, что мы проживем не менее 90 лет, а такая перспектива становится все более реальной. Значит, у каждого из нас может быть 25-30 лет жизни после привычного пенсионного рубежа. Это достаточно долгий срок, чтобы не пускать дело на самотек и подумать о том, какие привычки стоит изменить уже сегодня, чтобы в 80 и 90 лет жить интересно и благополучно.