
- Lifelong Learning (LLL) — концепция обучения на протяжении всей жизни. Она подразумевает, что формальное образование не заканчивается получением диплома, а продолжается в виде различных форм самообразования, корпоративного и дополнительного профессионального обучения на протяжении всей карьеры человека в целях саморазвития, поддержания личной конкурентоспособности и адаптации к изменениям в мире.
- Зона ближайшего развития (ЗБР) — концепция, введенная Л. С. Выготским, которая описывает пространство между текущими возможностями ученика и тем, что он может освоить с помощью учителя. Это метафорическая зона, в которой оптимально происходит обучение через поддержку и взаимодействие.
- Теория информационной пропасти
- Теория «зеркального Я» (Looking-Glass Self)
- Способы научения
- СамоактуализацияПирамида потребностей и самоактуализация как высшая степень реализации потенциала человека
- Треугольник саморазвитияПозволяет оценить и соблюдать баланс в разных областях личного развития
- Концепция «хороших» ошибок (Fail Well)Структурированный метод использования ошибок для обучения
- Концепция частых ошибок (Fail Often)Логика использования частых ошибочных проб для быстрого обучения
- Осмысленная практикаКак сделать свои тренировки и обучение новым навыкам максимально продуктивными
- Метод работы с текстамиТехника быстрой критической оценки полезности нового большого информационного материала
- Упражнение на самоидентификацию в контексте планирования развитияТехника для исследования себя и обнаружения внутренних резервов
- Советы и лайфхаки– Как развивать свою антихрупкость
– Как эффективнее учиться и сформировать привычку больше читать


Знаменитый «Зефирный тест» Уолтера Мишела продемонстрировал, что дети, которые могли отложить удовольствие на потом, показали лучшие результаты в карьере и жизни спустя годы. Это связано с функциями префронтальной коры мозга, которая отвечает за самоконтроль и решение о задержке действий.
«Зефирный тест» — это эксперимент, проведенный в 1970-х годах Уолтером Мишелем в Стэнфордском университете. Его цель заключалась в исследовании способности детей к отсрочке удовольствия. В ходе теста детям в возрасте около 4–5 лет предлагали выбор: съесть один зефир немедленно или подождать около 15 минут и получить два зефира.
- Те дети, которые могли дождаться второго зефира, продемонстрировали лучший самоконтроль.
- В дальнейшем лонгитюдные исследования показали, что способность к отсрочке удовольствия у этих детей коррелировала с более высокими баллами при поступлении в колледж в подростковом возрасте и лучшими жизненными показателями, такими как уровень образования и стабильность в жизни.
Существуют более поздние исследования, которые подвергли результаты «Зефирного теста» критике, показав, что такие факторы, как социально-экономический статус и условия жизни, существенно влияют на способность к отсрочке удовольствия.
Подробнее про исследование читайте по ссылке
Shoda, Y., Mischel, W., & Peake, P. K. Predicting adolescent cognitive and self-regulatory competencies from preschool delay of gratification: Identifying diagnostic conditions. Developmental Psychology, 1990, 26(6)
- Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминанияДжошуа Фоер
- Мотивация и личностьАбрахам Маслоу
- Fail Fast, Fail Often: How Losing Can Help You WinRyan Babineaux, John Krumboltz