Зрелые люди ориентируются на тех, кого они уважают и кому доверяют. Именно такие отношения дают стимул для саморазвития.
Абрахам Маслоу
Американский психолог, основатель гуманистической психологии
Ключевые понятия
  • Lifelong Learning (LLL) — концепция обучения на протяжении всей жизни. Она подразумевает, что формальное образование не заканчивается получением диплома, а продолжается в виде различных форм самообразования, корпоративного и дополнительного профессионального обучения на протяжении всей карьеры человека в целях саморазвития, поддержания личной конкурентоспособности и адаптации к изменениям в мире.
  • Зона ближайшего развития (ЗБР) — концепция, введенная Л. С. Выготским, которая описывает пространство между текущими возможностями ученика и тем, что он может освоить с помощью учителя. Это метафорическая зона, в которой оптимально происходит обучение через поддержку и взаимодействие.
Опыт эксперта
Анастасия Чанько
Кандидат психологических наук, член Российской психотерапевтической ассоциации, автор учебника «Команды в современных организациях»
Самооценка … может оказаться «углом», в который мы себя загоняем, доверяя прежде всего каким-то своим детским, зачастую травматичным представлениям, а может стать основой нашего развития, когда мы начинаем изучать себя, ищем новые силы, новые способности, пробуем новое и движемся вперед, добиваясь по каждому из направл...
Читать цитату
Исследования
«Зефирный тест»: способность к самоконтролю (воля) в детском возрасте коррелирует с успешностью в будущем
Уолтер Мишель
Американский психолог, специалист по теории личности и социальной психологии, автор «Зефирного теста»

Знаменитый «Зефирный тест» Уолтера Мишела продемонстрировал, что дети, которые могли отложить удовольствие на потом, показали лучшие результаты в карьере и жизни спустя годы. Это связано с функциями префронтальной коры мозга, которая отвечает за самоконтроль и решение о задержке действий​.

«Зефирный тест» — это эксперимент, проведенный в 1970-х годах Уолтером Мишелем в Стэнфордском университете. Его цель заключалась в исследовании способности детей к отсрочке удовольствия. В ходе теста детям в возрасте около 4–5 лет предлагали выбор: съесть один зефир немедленно или подождать около 15 минут и получить два зефира.

Результаты:
  1. Те дети, которые могли дождаться второго зефира, продемонстрировали лучший самоконтроль.
  2. В дальнейшем лонгитюдные исследования показали, что способность к отсрочке удовольствия у этих детей коррелировала с более высокими баллами при поступлении в колледж в подростковом возрасте и лучшими жизненными показателями, такими как уровень образования и стабильность в жизни​.

Существуют более поздние исследования, которые подвергли результаты «Зефирного теста» критике, показав, что такие факторы, как социально-экономический статус и условия жизни, существенно влияют на способность к отсрочке удовольствия.

Подробнее про исследование читайте по ссылке
Shoda, Y., Mischel, W., & Peake, P. K. Predicting adolescent cognitive and self-regulatory competencies from preschool delay of gratification: Identifying diagnostic conditions. Developmental Psychology, 1990, 26(6)

Источники
SberKnowledge
  • Выпуск № 4
    «Управление собой»
  • Выпуск № 9
    «Самообразование»
  • Выпуск № 24
    «Личная продуктивность»
  • Выпуск № 40
    «Антихрупкость, устойчивость, уязвимость»
Книги
  • Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания
    Джошуа Фоер
  • Мотивация и личность
    Абрахам Маслоу
  • Fail Fast, Fail Often: How Losing Can Help You Win
    Ryan Babineaux, John Krumboltz

Хотите предложить свою модель или инструмент?

Заполните анкету, чтобы предложить свой содержательный блок для «Практического руководства». Мы обрабатываем все предложения и регулярно публикуем дополнения. При необходимости мы обратимся к вам за уточнениями.